Как пенсионеры в Краснодаре пытались оформить проездные по-новому: среднедушевое унижение


В прошедшую пятницу пенсионеры на Кубани — в Краснодаре и Сочи — устроили акции протеста из-за отмены проездных. В субботу губернатор в два раза поднял порог бедности для получения льготы: теперь она положена для тех, у кого пенсия выше, чем 15 444 руб. Однако до этого решения кроме денежного вопроса пенсионеров на Кубани оскорбила и новая унизительная процедура.

Новогодний сюрприз

В декабре чиновники припозднились с продажей проездных, и на углу улиц Коммунаров и Мира витрина киоска расшторились лишь 26 декабря. Вокруг народ бурно обсуждает транспортную тему. Возмущается пожилая женщина: «У меня стаж работы почти полвека, ветеран и инвалид, и вдруг льготы лишили! А у кого-то и десяти лет стажа нет, тем — льготы. Кто же до такого додумался!».

Спрашиваю, когда начнут оформлять проездные? В ответ киоскерша: видите, на витрине нет образцов бумажных льготных билетов, их отменили, идите в центр обслуживания, покупайте или пополняйте там транспортную карту. А если пенсия маленькая — в соцзащиту за льготой.

Спрашиваю: кто распорядился? Протягивает из окошечка лист бумаги — читайте!

Филькина грамота

Начнем с того, что это вообще не документ и даже не официальная информация — филькина грамота, анонимка. Какой орган власти, какая транспортная или иная организация ее составила? Ни даты, ни номера, ни печати, ни подписи должностного лица. Но главное — в этой бумаженции отсутствует ссылка на орган власти, лишивший большинство льготников социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте.

Отмечается, что право на приобретение льготных проездных билетов имеют неработающие лица, чей среднемесячный доход ниже величины прожиточного минимума. На сегодня по краю это 7722 рубля в месяц. Понять такое даже на свежую голову невозможно.

Бюрократические препоны

Но и для «нижепрожиточных» чиновники придумали трудности организационного порядка. Во-первых, они должны написать заявление в управление соцзащиты по месту жительства и приложить документы, дающие право на льготу. То есть документ о статусе и справку из Пенсионного фонда. Но ведь все эти сведения в базе данных органов соцзащиты имеются!

Во-вторых, заявление и документы рассматриваются и принимается по ним решение о предоставлении заявителю льготы в течение 15 рабочих дней. А поскольку информация об изменениях в льготах стала известна людям лишь в самый канун Нового года, а в январе, как известно, полмесяца выходных и праздничных дней, то реально льготу получат либо в конце этого месяца, либо в феврале. Увы!

В-третьих, в бумаге отмечается, что справка о праве на льготу рассчитана всего… на один квартал. То бишь ее следует обновлять еще три раза в году (прежде льгота распространялась на весь год). А это — дополнительная трата сил и времени.

В-четвертых, на основании справки о предоставлении льготного проезда нужно получить еще одну справку — для получения электронной транспортной карты или талона на проезд с 50-процентной скидкой из расчета 40 поездок в месяц на городском транспорте и 18 талонов на квартал на муниципальном пригородном транспорте.

Как в том анекдоте: «Дайте справку для получения справки».

Чему верить?

В одном месте этого беспрецедентного бумажного шедевра записано, что труженики тыла «имеют право на бесплатное получение билета длительного пользования для проезда в городском сообщении (40 поездок в месяц) на три вида транспорта (трамвай, троллейбус, автобус)». В другом — они пользуются лишь 50-процентной скидкой проезда из расчета 40 поездок в месяц на городском транспорте и 18 талонов на квартал (6 штук на месяц) на муниципальном пригородном транспорте. Чему же верить?

Возникает и такой вопрос: почему льгота распространяется на проезд только в муниципальном транспорте? Многие живут на окраинах города, на дачах, куда муниципальный транспорт вообще не ходит, а курсируют только коммерческие автобусы, например ООО «Кубаньтранс».

Унижение бездумьем

Решил приобрести транспортную карту на троллейбус. Поехал в центр обслуживания, что на улице Красной, 81. С трудом взбираюсь на 4-й этаж. А там уйма народу — человек шестьдесят-семьдесят, стоят сплошной стеной. В основном старики и инвалиды с палочками. Работает только один оператор. Так что очередь еле движется.

В коридоре вывешено объявление: ветераны труда, пенсионеры, инвалиды — обращайтесь в соцзащиту. Объявление непродуманное и даже дезинформирующее: зачем туда идти человеку, если у него среднемесячный доход (пенсия), скажем, 8–12 тысяч рублей? Льготу-то не оформят! Словом, лишь бы отфутболить.

В июле, когда вводили транспортные карты на пригородные автобусы, их оформляли льготникам непосредственно в киосках, то есть в шаговой доступности от места их проживания. 

А теперь? Еле передвигающийся ветеран (труженик тыла) просит оператора принять его вне очереди. Какое там… Он пытается объяснить, что его с улицы Атарбекова за картой послали сюда. А надо было сначала обратиться в управление соцзащиты. И, разумеется, никто из официальных работников не несет ответственности. Грустно и тяжело смотреть на все это! Отовсюду слышится: «катавасия», «недоумки» и даже покрепче.

В очереди я простоял (именно простоял) полтора часа. Чуть отдохнув, позвонил в департамент транспорта мэрии. Заместитель начальника экономического отдела департамента Галина Дмитриевна Шешина объяснила: изменения в льготах произошли на основании закона края от 13.10.2015 г. № 3240-КЗ, который опубликован в газете «Кубанские новости» 29 октября.

Получается, что после принятия закона прошло два месяца, но почему-то за это время в городской и краевой газетах, в других СМИ не было комментариев, разъяснений! 

Откуда такая скрытность, секретность, утаивание? Не случайно «Вольная Кубань» поместила заметку с очень точным названием «Тайна за семью печатями».

Закон что ребус

Нахожу указанный документ: «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006–2015 годы». В нем — 37 строк. Однако с ходу постичь документ практически невозможно, так как в нем применена система отсылок. Беру новый закон и прежний (от 13.02.2006 г. № 987-КЗ) с изменениями и дополнениями. Кладу на стол рядом. 

Сравниваю до строчки, сопоставляю и прихожу к неутешительному выводу: абсолютное большинство ветеранов труда, тружеников тыла, ветеранов военной службы, жертв политических репрессий, пенсионеров, «чернобыльцев» и приравненных к ним категорий с 1 января 2016 года лишены прежней льготы по оплате проезда! 

Дело в том, что мера соцподдержки по оплате проезда определена по двум ну очень сомнительным критериям: требуется, чтобы никто из них не работал и чтобы среднемесячный доход ни на рубль не превышал прожиточного минимума в крае, то есть 7722 рублей.

Применен, можно сказать, оптовый подход. 

А где же принцип адресности и критерий нуждаемости в соцподдержке, о которых в последнее время только и слышим со всех высоких и пониже трибун страны и нашего благодатного края? 

Подавляющее большинство из названных категорий уже не работает. А вот пенсия у них, как правило, несколько выше прожиточного минимума — 9–13 тысяч в месяц. Но именно они были и по-прежнему остаются малоимущими и социально слабо защищенными! Так что уровень социальной защищенности теперь у них вообще уже ниже плинтуса. 

Если цена проезда на общественном транспорте в Краснодаре в декабре 2015 года у обычных пассажиров возросла на 17,5 процента, то у бывших льготников (с учетом отмены льготы) стоимость проездного билета длительного пользования (30 дней) возросла с 340 рублей до 1200, или на 353 процента!

По закону под ограничение льготного проезда попали и некоторые труженики тыла. А в краевом центре действуют другие установки: в одном месте им сообщают, что все они имеют право на 50-процентную скидку, в другом — на бесплатный проезд. Кому верить?

В документе ни слова об инвалидах I, II, III групп. 

Как будто ограничительные меры по проезду их не касаются. И это понятно. Они — федеральные льготники и финансово обеспечиваются из центра. В еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 1 за 2016 года, стр. 11) со ссылкой на Министерство труда РФ сообщается, что все федеральные льготники профинансированы в полном объеме. Почему же тогда в Краснодаре транспортная льгота для них отменена?

31 декабря позвонил в управление соцзащиты Центрального округа Краснодара по телефону 259-22-67. Поздравил сотрудницу с наступающим Новым годом, добрые пожелания высказал. А потом спросил: почему и на каком основании отменена льгота на проезд для инвалидов? Отвечает: на основании краевого закона (о котором я сейчас пишу). 

Говорю, что в документе даже не упоминается об инвалидах I, II, III групп — никаких ссылок. Бросают трубку.

И еще. Каждый закон должен отвечать установленным требованиям. В нем должны излагаться его цели и задачи, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для его принятия. Даются ссылки на федеральные законы либо на заключения экспертных комиссий и так далее. В законе края от 13.10.2015 г. № 3240-КЗ ничего этого нет. Получается, правовой акт принят без какого-либо обоснования?

В нем отсутствует также порученческий пункт администрации края об установлении нового порядка предоставления отдельным категориям жителей края дополнительных мер социальной поддержки по проезду, а также об организации проведения мероприятий информационно-разъяснительного характера. Отсутствует и контрольный пункт об исполнении данного закона.

Всегда с большим вниманием читаю документы ЗСК и администрации края. Они хорошо помогают в различных жизненных ситуациях. Как правило, они тщательно готовятся, логичны и полезны для всех жителей Кубани. Но из СМИ замечаю, что в последнее время из центра в регионы как из рога изобилия сыплются различные директивы, указания, поручения, предписания. Не всегда продуманные и даже противоречивые. Напомню, сила и авторитет настоящей власти в том, что она признает недостатки, ошибки и оперативно их устраняет.

А.САХАРОВ.

Ветеран труда, заслуженный работник культуры Кубани, член Союза журналистов России.

Краснодар.

Фото: http://cdn.ruvr.ru