Казачья память: кровавые жернова истории

Казачья память: кровавые жернова истории
Неподалеку от станицы Чамлыкской Лабинского района на возвышенности стоит большой крест, который виден издалека. На этом месте в 1918 году были зверски казнены казаки, не захотевшие смириться с разрушением своих вековых традиций и уклада жизни. Именно такую политику проводили большевики, захватившие власть в России.
Красные рубят белых, белые рубят красных

96 лет назад лабинские казаки подняли восстание, известное в истории Кубани как Троицкое. Об этом восстании и трагедии, последовавшей за ним мы, скорее всего, могли не узнать, если бы не исследовательская работа наших историков и не инициатива руководства Кубанского войска и Лабинского отдела по установке поклонного креста, поддержанная местной властью.

Сегодня этот памятник — одна из святынь земли кубанской. В минувшие выходные казаки, главы администраций районов, входящих в Лабинский отдел, ученики классов казачьих школ собрались возле поклонного креста, чтобы почтить память предков, сложивших голову, защищая свою землю от тех, кому не нужен был казачий народ с его славными делами и ратной доблестью.

Подавляющее большинство руководящей верхушки партии большевиков не участвовало в первой мировой войне, предпочитая борьбе с врагом на передовой спокойную жизнь за границей. В глазах сугубо штатских политиков казачество рассматривалось лишь в качестве силы, испокон веков стоявшей на защите самодержавия. Придя к власти, большевики задались целью уничтожить казачество в России. Эту политику они проводили целенаправленно, последовательно и жестоко. При новой власти в почете стали не труженики, от зари до позднего вечера работающие на полях, готовые по первому зову взять оружие и встать на защиту Отечества, а голытьба и иногородние, пришлые люди. Искры конфликта между казаками, воспитанными в духе православия и любви к Родине, и безбожниками, цель которых была одна — отнять и поделить, тлели долго. Полыхнуло пламя восстания накануне праздника Святой Троицы. Казаки Лабинского отдела пришли к окончательному выводу: с новой властью им не по пути. Они решили присоединиться к Добровольческой армии, вышедшей во второй кубанский поход. Казаки Чамлыкской, Владимирской, Упорной, Вознесенской и Константиновской договорились двинуться на Лабинскую и вместе с восставшими там их единомышленниками разоружить красноармейский гарнизон, захватить арсенал и наступать на Армавир.

Однако планы восставших были сорваны. О причинах мы вряд ли узнаем. Силы восставших и гарнизона красноармейцев, расположенного в станице Лабинской, были неравны: около тысячи плохо вооруженных казаков против семитысячного отряда с пулеметами. Восставшим пришлось отступить. Красноармейцы окружили лесок, где укрывались казаки, и переловили почти всех. Многие были расстреляны тут же. Все, кто принимал участие в восстании, были приговорены к смертной казни.

— 96 лет назад здесь без суда и следствия были зверски убиты казаки станиц Чамлыкской, Владимирской и Упорной, — открывая поминальный митинг, сказал атаман Кубанского войска Николай Долуда. — Их расстреливали, закалывали штыками, еще живыми закапывали в землю. И делалось все это на глазах их жен и детей. Казаки не понимали власть, которая пришла без веры и без Бога, которая уничтожала систему ценностей казачьего народа, расколов общество на своих и чужих, на красных и белых, спровоцировав Гражданскую войну. Это самая страшная война, где брат идет на брата, отец на сына.

Возвращаясь к истории Троицкого восстания, заметим: каратели ненадолго пережили своих жертв. Через несколько дней подошедшие белые части, узнав о кровавой расправе над казаками, расстреляли палачей. С тех пор и лежат останки одних и других по соседству.

Примирение спустя век

Со времени трагедии много воды утекло. Сменилось не одно поколение, возродилось и уверенно идет вперед Кубанское войско. В отличие от историков времен советской власти, не желавших ворошить неудобные моменты прошлого, кубанские казаки буквально по крупицам восстанавливали свою историю. И когда выяснилось, что могилы палачей и их жертв находятся рядом, они приняли очень мудрое решение.

— Крест установлен таким образом, что две его горизонтальные части смотрят на могилы казаков и красноармейцев, — рассказал атаман Лабинского отдела Виктор Верзунов. — Шесть лет назад на этом месте был установлен поклонный крест, символизирующий примирение. В его основание заложена капсула со свитками, на которых вписаны имена и фамилии погибших казаков. У подножия памятника насыпана земля с могил погибших казаков всех шести районов, входящих в Лабинский отдел. С каждым годом все больше казаков и жителей района приходят сюда, чтобы почтить память павших, не разделяя их на красных и белых.

Глава Лабинского района Александр Садчиков, получивший в тот день из рук Николая Долуды новенькие погоны войскового старшины, дал верную оценку, сравнив мир и покой на земле Кубани, который царит при поддержке казаков, с событиями на Украине.

— Там мы с вами видим тот же кровавый почерк Гражданской войны. Благодаря Кубанскому войску спасены тысячи жизней наших братьев в Крыму. Если мы будем всегда стоять плечом к плечу, мы защитим свою Родину от любой беды!

В память о жертвах тех страшных лет владыка Игнатий отслужил молебен. Атаманы, главы районов, казачата возложили венки и цветы к подножию поклонного креста.

Поминовение — от слова «помнить»

Ни одно из реестровых войск России не проводит такого количества поминовений. Поминовения, кроме всего прочего, занимают важное место в воспитании подрастающего поколения.

— Я очень рад, что с каждым годом сюда приходит все больше казачат, — отметил в беседе войсковой атаман Николай Долуда. — Они как губка впитывают те слова, что звучат на поминовениях, своими глазами видят памятники, установленные в честь их доблестных предков. А значит, наша история никогда не будет забыта.

Действительно, едва ли не половина из собравшихся возле поклонного креста были ученики казачьих школ и классов.

— Каждый год наша школа принимает участие в Чамлыкских поминовениях. В начале этого года казачата нашей школы задались целью узнать как можно больше о Троицком восстании. Мы работали в Лабинском архиве, встречались с жителями станицы Чамлыкской, посетили места захоронения казаков и красноармейцев. Теперь мы понимаем весь трагизм братоубийственной войны. Ни погибшие казаки, ни красноармейцы не виноваты в том, что попали в жернова истории, в том, что так сложились исторические события. Для себя мы сделали вывод: чтобы никогда на нашей земле не повторилось такое, должно быть единение, общие разумные цели. Мы должны слышать друг друга, идти на компромисс. Только тогда все будут жить в мире и согласии, — считает атаман казачьей республики средней школы № 28 станицы Вознесенской Дмитрий Дербенцев.

— Когда первый раз мы были на этих поминовениях, нам было непонятно, почему жители одной страны превратились в непримиримых врагов, — поделилась ученица седьмого класса, вице младший урядник Евгения Полтавка. — Мы перелопатили всю школьную библиотеку, пользовались поисковиками в Интернете, работали с архивными материалами. В наших исследованиях нам помогал атаман станицы Чамлыкской Михаил Власов. Сегодня мы понимаем причины, толкнувшие представителей двух лагерей, красного и белого, на братоубийственную войну. Побывав на этом святом месте, испытываешь и горечь за предков, которых история развела по разные стороны баррикад, и чувство гордости за казаков, не склонивших голову перед врагами.

Признаюсь, не ожидал услышать столь мудрые, прямо скажем, не по годам суждения детей. Думаю, их никогда и никто не собьет с правильного пути. Придет время — и они продолжат развитие Кубанского войска. Вот и попробуй не согласись с мудростью служивого народа: «Казачьему роду нет переводу!».


Сергей Капрелов.
comments powered by HyperComments
Лада
База
Вольная Кубань