Продовольственная безопасность: Повернуться лицом к потребителю!

Продовольственная безопасность: Повернуться лицом к потребителю!
Кубань — один из немногих регионов России, который по основным позициям обеспечивает свою продовольственную безопасность на 90–100 процентов. По крайней мере, это прежде всего видно по производству сельхозпродукции.
Если, допустим, для кого-то получать на человека тонну зерна — это целая проблема, то мы спокойно имеем 2,5 тонны. Собрав в прошлом году 766 тысяч тонн овощей, аграрии обеспечили витаминами население края согласно медицинским нормам. Сильные наши стороны можно и дальше перечислять. 

Но сегодня администрация, Законодательное собрание Кубани ставят планку гораздо выше и серьезнее. АПК региона должен не только своих земляков кормить, но и, пользуясь неограниченным спросом на качественные продукты, отправлять их в промышленные центры РФ. Нужно наращивать производство молока, мяса, яиц. Ибо если хорошо посчитать, не доверяя особо официальным отчетам, то сами кубанцы недополучают некоторых видов продовольствия, что показало обсуждение состояния дел в птицеводческой отрасли на заседании «круглого стола», проведенного в минсельхозе края в минувший вторник.

Причины сбоев лежат на поверхности 

Приглашая коллег к заинтересованному диалогу, вице-губернатор, министр сельского хозяйства Сергей Гаркуша назвал несколько цифр, говорящих о том, что для развития птицеводства создана неплохая база. В прошлом году собран рекордный урожай зерновых — 13,5 миллиона тонн, в том числе почти 3,5 миллиона тонн кукурузы — основного фуражного корма. Есть в достатке шрот, жмых. Но из-за того что на мировом рынке существенно возросли цены на пшеницу, ячмень, маслосемена, производители стараются продать продукцию за рубежом. Волей-неволей птицеводам приходится тоже выкладывать полновесные рубли за корма, что неминуемо ведет к удорожанию производимых яиц и бройлерного мяса. 

Александр СЕРГИЕНКО — начальник управления животноводства и Госплемнадзора минсельхоза края: 

— Кубань в рейтинге регионов по производству яиц занимает лишь седьмое место. Получив их 1 миллиард 397 миллионов штук во всех формах хозяйствования, мы пропустили вперед даже ростовчан, где производство приблизилось к 1,9 миллиарда. Если же отбросить инкубационное яйцо, то краевая цифра резко похудеет — до 506 миллионов. То есть при годовой норме потребления 256 яиц на человека мы в сельхозорганизациях произвели их всего-навсего 95, что вызывает серьезную озабоченность. Причины лежат на поверхности. Прекратили свое существование фабрики яичного направления: «Краснодарская», «Лебяжье-Чепигинская», «Тихорецкая», «Кубанская», на половину своих мощностей работает «Новомышастовская». И перспектива у этих птицеводческих предприятий, мягко будет сказано, не радужная. 

Владимир МХИТАРЯН — генеральный директор ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск»: 

— Сегодня (то есть 24 февраля. — Ф.Б.) Александр Николаевич Ткачев провел совещание по импортозамещению, на котором однозначно заявил: цены на продовольствие для населения должны быть доступными. И мы всецело поддерживаем такую позицию. Если внимательно проанализировать цены производителей на яйцо, то они сильно пляшут по месяцам. В январе 2014 десяток их стоил 40,6 рубля, в феврале — уже 32,9, а в июне произошло падение до 26 рублей! Но заметьте, в торговых сетях цены практически не менялись. Нетрудно подсчитать, что в провальные для нас месяцы у них рентабельность продаж этого вида продукции доходила до 50 процентов. Не буду лукавить: мы с сетями не контактируем. Фабрика свое яйцо реализует в Москве, Ростовской области, в Абхазии и Крыму. Но только не на Кубани. Прямых контактов нет, потому что мы работаем на едином сельхозналоге, а торговля — на НДС. 

В то же время кубанские посредники покупают у нас яйцо в ячейках по 30 штук, на своих линиях перепаковывают по десятку и отправляют в гипермаркеты. Парадокс! 

Мы могли бы напрямую им поставлять диетическое яйцо без накруток, но не можем. А посредник может, потому что и у него НДС. Мы о яйце вспоминаем тогда, когда кризис начинается. Рентабельность его производства держится на отметке 3,5 процента. Сущий мизер! Чтобы получить первую продукцию, мы должны вырастить молодку до пяти месяцев, причем получить первое яйцо категории С-2, имеющее гораздо более низкую цену по сравнению с высшим сортом и отборным, потому что оно мелкое. Несмотря на это, мы вкладываем в яичное производство серьезные инвестиции. Только в прошлом году в техперевооружение фабрики вложено 100 миллионов рублей. Идем на это осознанно, ибо понимаем: без этого уступим в конкуренции другим регионам и придется закрывать бизнес. Очень ждем, что торговые сети повернутся к нам лицом и на прилавках магазинов появится больше кубанской продукции. 

Роман КУРИННЫЙ — представитель торговой сети «Табрис»: 

— По нашим сведениям, яйцо Новороссийской птицефабрики уступает по качеству другим поставщикам — много боя... 

Владимир МХИТАРЯН: 

— Этого не может быть! Даже если бы мы захотели. Дело в том, что в цехах нашей фабрики установлена голландская сортировочная машина с детектором насечки. Малейший дефект — и автомат отправляет такое яйцо в сторону. Официально заявляю: после того, как курица снесла яйцо, первым к нему прикасается рука покупателя. Все процессы ведь автоматизированы. Поэтому говорить о браке — это абсурд.

Нужна ли нам продукция из Тюменской области? 

Юрий ПОЛЯКОВ — руководитель департамента потребительской сферы Краснодарского края: 

— Мы бьемся за то, чтобы с торговыми сетями напрямую работали сельхозпроизводители, а в ответ слышим: «Мы не можем туда зайти». Так дело не пойдет. Давайте попробуем: пусть магазины «Табриса», которые есть в Новороссийске, закажут яйцо местной птицефабрике в расфасовке по 10 штук. Я думаю, что для Владимира Мхитаряна это не будет проблемой, как и то, что он сможет стабильно поставлять в торговые сети любое количество яиц высшего качества. 

Александр КВАШИН — заместитель генерального директора ЗАО фирма «Агрокомплекс», Выселковский район: 

— Из 506 миллионов штук пищевого яйца, производимого в крае, 240 миллионов дает наш холдинг. У меня иногда создается впечатление, что у торговли голова не болит, есть ли кубанское мясо птицы и яйцо на прилавках или его нет. Чью только продукцию не встретишь сегодня в супермаркетах! Яйца везут из Тюмени, Новосибирска, Ленинградской области. Но какого качества магазины товар предлагают? Ведь он в пути находится минимум неделю, плюс погрузка-разгрузка-сортировка-упаковка. А мы предлагаем свежайший товар. Фирма «Агрокомплекс» взяла курс на развитие. Мы планируем наращивание производства по всем направлениям. Сейчас в сутки надаиваем более 500 тонн молока. По году добавим 20 миллионов штук яиц за счет ввода дополнительного корпуса на птицефабрике «Дружба». Планируем получить 30 тысяч тонн свинины. Но есть ряд серьезных вопросов, которые мы не можем решить без помощи краевых, федеральных властей. Сегодня отсутствие в достатке отечественных белковых продуктов является серьезным сдерживающим фактором. Аминокислоты, и прежде всего метионин и лизин, Россия вообще не выпускает. Зарубежные компании-поставщики уже объявили о том, что в ближайшее время эти составляющие возрастут в цене на 60 процентов. А если учесть, что их доля вместе с белковыми продуктами в кормах составляет половину их стоимости, то нетрудно посчитать, на сколько могут взлететь в цене яйцо и бройлерное мясо. Ожидается серьезное подорожание и ветеринарных препаратов, вакцин. А без них здорового поголовья мы не получим. 

Роман КУРИННЫЙ: 

— Мне кажется, что в вопросах ценообразования и конкуренции нам надо смелее использовать ранее накопленный опыт. Помните, одно время Белгородская и Воронежская области буквально завалили Кубань своими молочными продуктами? И мы тогда триумвиратом: «производитель — переработчик — торговля» — решили проблему, заключив трехсторонний долгосрочный договор, согласно которому каждая сторона имела свою долю в реализованном готовом продукте. Прошло время, и до сих пор на полках на 80 процентов — кубанская молочная продукция. Надеюсь, что и в птицеводстве эта система могла бы заработать. 

Сергей ГАРКУША: 

— Разумное предложение. Сегодня минсельхоз, департамент потребительской сферы, птицефабрики и торговые сети находятся в одной лодке. Мы решаем сообща важнейшую задачу: сделать доступными для людей продукты питания, и прежде всего те из них, которые отнесены к социально значимым! Однозначно — наценка их должна быть не выше 10 процентов в торговле. 

Юрий ПОЛЯКОВ: 

— Все равно лазейки находят. Вот в краевом документе, подписанном губернатором, было сказано: наценка на молоко питьевое жирностью 2,5 процента в литровой упаковке должна быть не более 10 процентов. И что вы думаете? Переработчики стали делать расфасовку по 900 граммов и по пол-литра. Этот продукт уже не попадает под ценовые отграничения. Пришлось нашему департаменту вносить корректировку в постановление, а заодно к семи имеющимся добавить еще шесть продуктов питания, подлежащих десятипроцентной наценке — и не выше.

Главным связующим звеном должна стать Ассоциация 

Александр СЕРГИЕНКО: 

— Говоря о роли птицеводческой отрасли в вопросах бесперебойного снабжения населения продуктами питания, как положительный фактор нужно отметить то, что впервые за много лет произошел положительный сдвиг по производству мяса. За прошлый год получено 466,8 тысячи тонн привесов. И, что особенно радует, доля птичьего деликатеса в этих объемах достигла 289,1 тысячи тонн — 62 процента. И похоже, тенденция эта и дальше будет продолжаться. Связано это прежде всего со скороспелостью отрасли: 42 дня — и бройлер идет на забой. Маневрировать можно: возникли проблемы с кормами — можно придержать очередную партию, не ставить птицу на откорм. К тому же даже рентабельность в три-пять процентов имеет право на жизнь, поскольку, допустим, говядина дает в крае рентабельность с минусом в 32 процента. По птичьему мясу мы занимаем в РФ четвертую строчку в рейтинге регионов, пропустив вперед Ленинградскую область(296,6 тысячи тонн), Челябинскую (326,2) и Белгородскую, которая производит 770 тысяч тонн бройлерного мяса. Думаю, что уже в этом году мы сможем обойти ленинградцев и войти в тройку лидеров. 

Юрий ПОЛЯКОВ: 

— Сегодня в разговорах о продовольственной безопасности часто можно услышать мнение о важности возведения логистических центров. Это слово происходит, по моему разумению, от «логики» — разумности, и если брать по-крупному, то это — оптовая база, где сидит руководитель вкупе с представителями торгового отдела и сбытовиками. Они, по идее, должны четко знать, сколько через них ввозится и вывозится товара, откуда именно. Попытался я не так давно выяснить это в одном из таких строящихся центров, где есть капитальная база хранения. Спрашиваю у директора: «Что у тебя на складах есть? Сколько огурцов и помидоров завезено из Турции?». «А я не знаю», — последовал ответ. Оказалось, он все камеры сдал в аренду. Сорок холодильных камер — 40 предпринимателей. Как говорится, ни конца ни края не найдешь. И здесь надо наводить порядок. 

Станислав СЛИВА — учредитель ООО «Русь СВС», Кореновск: 

— Сколько ни пытаюсь наладить отношения с «Ашаном», ничего не получается. До руководства компании не дозвонишься, не говоря уже о личной встрече. А менеджеры ничего не решают. Пишите, мол, письмо, мы рассмотрим ваше обращение. С рядом других торговых сетей мы работаем. Но что это за работа? Шесть недель приходится ждать, пока они сделают расчет за поставленную продукцию. «А на какие деньги нам кормить все это время поголовье?» — позволительно спросить. Ответа не слышим. Не хочешь, дескать, сотрудничать по такой схеме — можем без твоих услуг обойтись. Кем заменить — найдем, желающие в очереди стоят. 

Георгий ДЖАИЛИДИ — руководитель Государственного управления ветеринарии Краснодарского края: 

— Мне кажется, что главным связующим звеном между производителями продукции и торговыми сетями должна стать Ассоциация птицеводов Кубани. Именно она, зная досконально ситуацию на каждом предприятии, на каждой фабрике, изучая спрос в магазинах, может и должна предлагать торговым сетям продукцию своих коллег, а также разрешать возникающие разногласия. Именно так, кстати, работает, Ассоциация предприятий — переработчиков молока, и весьма успешно, надо сказать. Что касается ситуации в отрасли, хочу попросить руководителей фабрик быть начеку. Птичий грипп сегодня полыхает на юго-востоке Азии, в Японии, Германии, Голландии. Берегите производство. Поставьте надежную защиту заболеваниям. 

Сергей ГАРКУША: 

— Каждый из нас, безусловно, должен сделать выводы из сегодняшнего разговора. Все разумные предложения обязательно надо реализовать. А в порядке контроля предлагаю через месяц встретиться и обсудить: что изменилось? После этого уже делать выводы, вплоть до профпригодности некоторых должностных лиц. 

Записал Федор БЕЗРУК.

Фото: www.go2life.net

comments powered by HyperComments
Богдан 3
База