«Голос вечности» звучит в Краснодаре. Уже 31 год
В те годы мэром Краснодара был Валерий Самойленко, в прошлом – мостостроитель Он назвал орган «своим лучшим мостом». Именно благодаря его волевому решению, как и деятельным усилиям основателя «Премьеры» Леонарда Гатова, у нас появился этот великолепный инструмент. В финале первого дня фестиваля в исполнении органиста Тео Брандмюллера прозвучала импровизация на тему песни «Я люблю тебя, жизнь». Затем представители фирмы вручили символические ключи от органа молодому перспективному органисту из Краснодара Михаилу Павалию. С тех пор, все эти годы, заслуженный артист Краснодарского края Михаил Павалий – единственный хранитель инструмента. Ученик легендарной органистки Нины Оксентян, «музыкальный внук» великого педагога и органиста Исайи Браудо, он продолжает и развивает традиции русской органной исполнительской школы.
В архиве «Вольной Кубани» сохранилась статья о тех памятных днях. «Я строю органы для того, чтобы на них играли другие». Моя статья. В слове «орган» редактор предусмотрительно поставил ударение. Сегодня такая предосторожность была бы излишней. Накануне фестиваля я встретилась с Тиммом Скоппом – художественным директором и интонировщиком прославленной органостроительной фирмы из Гамбурга «Рудольф фон Беккератт». Господин Скопп был высоким, подтянутым человеком с руками, привычными к столярной работе. Себя считал ремесленником, а не музыкантом.
Тимм Скопп не стал архитектором, как отец и дед. Но семейной традиции всё же не изменил. Не зря же говорят – «строить орган». «В жизни нужно заниматься чем-то одним. Играть на инструменте – это одно. Делать его – совсем другое. Моё дело – строить органы для того, чтобы на них играли другие», – сказал мастер. Наш разговор состоялся в артистической комнате. Тимм курил трубку. Его неизменная деревянная колотушка (которую он подарил, а, возможно, просто забыл в «Премьере») лежала рядом.
В день открытия органа Тимм Скопп чувствовал себя именинником – имел на это полное право. Моей статье он был очень рад. Особенно ему понравился заголовок, который он с удовольствием цитировал. Мне же господин Скопп подарил эмблему фирмы – значок, который я бережно храню все эти годы. Три миниатюрные органные трубы...
…Уезжая в Гамбург, Тимм Скопп передал нашему органисту и хранителю органа Михаилу Павалию «тревожный чемоданчик» – набор фирменных приспособлений для экстренного вмешательства. По словам Михаила Ивановича, он так и стоит у него – нетронутый, с целой пломбой…
Звучи, орган. Впереди у тебя – вечность…
Нелли Тен-Ковина