Крещение Господне: история, традиции и поверья праздника
19 января православные христиане празднуют Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который проходит не менее торжественно, чем Рождество Христово.
Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой Святками, составляют единое торжество — праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении из отверстых небес Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был слышен голос Бога Отца, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!».
«Идет за мною Сильнейший меня…»
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».
Иисус Христос с Пресвятой Своей Матерью пребывал в Назарете до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнился тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде по слову пророческому должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача подготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исайя предрек: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему».
Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, и жители Иерусалима крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: нe он ли чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».из-за множества паломников, стекавшихся сюда для омовения в водах Иорданских.
Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, паломникам напоминает расположившийся неподалеку греческий монастырь святого Иоанна Предтечи.
Зима — за морозы, мужик — за праздник
Праздник начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают крещенский Сочельник. По традиции накануне большого зимнего праздника крестьяне выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать будущему урожаю, здоровью и благополучию. В крещенский Сочельник «старухи убирают снег со стогов с полной уверенностью, что только он может выбелить холстину…», то есть собирали крещенский снег для беления холстов, а также от разных недугов. Несколько дней подряд выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева: считалось, что тронутые морозом семена дают лучший урожай. Выносили на мороз еще лен да пряжу, чтобы иметь чистые, ровные и белые нитки и мотки — это называлось «зарнить пряжу».
И всегда двухнедельные зимние Святки проходили торжественно и весело. «Зима — за морозы, а мужик — за праздник», — гласила поговорка. Собирались вечерки, посиделки, проводились игрища с ряженьем, гадания с песнями и без песен. Ходили по домам — где небольшой группой, а где и толпой до ста человек, в масках — пелипоздравительно-величавые песни — пожелания счастливого года, готовили особые кушанья, поминали покойных предков, жгли костры…
На Кубани в крещенскую полночь шли к реке, чтобы посмотреть, как вода вспять потечет. Среди казаков считалось, что только самым достойным показывалась обратная вода, только праведники могли видеть, как в полночь остановится вода в реке, замрет на мгновение, а потом в обратную сторону потечет. Верили, что «обратная», или «полуночная» вода исцеляла от всяческой хвори…кто-нибудь крещен в этот день — быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь! Добрым предзнаменованием считается также, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе. «Крещенское рукобитье — к счастливой семье», — говорили в народе.
Те девушки, которые еще не дождались своего жениха, выходили вечером на Крещение и окликали суженых. Если девушке попадется навстречу молодой парень — хорошая примета, если старик — недоброе предзнаменование. Существовал обычай, который с удовольствием выполняли и парни и девушки: спрашивать имя у прохожих — у женщин мужское, у мужчин женское. По народной примете, так будут звать будущего жениха и, соответственно, невесту.
В ясный лунный крещенский вечер девушки ходили к дверям запертой церкви и слушали тишину: некоторым из них чудился либо венчальный хор, либо заупокойная служба — то, что сулил им новый год. Ту же символику имел и звук колокольчика (замужество), и глухой стук (скорая смерть). Существовал обычай, описанный и уВ. А. Жуковского , — бросание башмачка. Девушки выходили за околицу и бросали перед собой башмачок с левой ноги. В какую сторону указывает носок башмака — оттуда и приедет жених, в ту сторону девушке уезжать из родного дома. Если носок башмака указывал назад, к деревне, это означало, что девушка в этом году замуж не выйдет.
Капля святыни море освящает
Кульминацией праздника было таинство водосвятия. В крещенский вечер на Кубани совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения, внутри храмов, другое в самый день Крещения, на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось крестным ходом на Иордань. Шли к месту, где во льду (если было морозно) заранее прорубали крест. Святой водой умывались и наполняли принесенные с собой емкости, некоторые даже купались в проруби.
«Освященная вода, — писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению души и телес всех, пользующихся ею». Считается, что святая вода обладает уникальными свойствами всего два дня — с вечера 18 января и весь день 19 января.
И, конечно же, нельзя забывать о самом главном: чтобы святая вода принесла пользу, надо заботиться о чистоте души, о светлости слов и деяний. Есть молитва на принятие святой воды: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода — во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами пречистая Твоя Матери и всех святых Твоих. Аминь».
«Идет за мною Сильнейший меня…»
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».
Иисус Христос с Пресвятой Своей Матерью пребывал в Назарете до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнился тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде по слову пророческому должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача подготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исайя предрек: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему».
Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, и жители Иерусалима крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: нe он ли чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».
Иисус не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни. Но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы святить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения…Согласно церковному преданию проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в пяти километрах от впадения реки в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в XIX столетии это место именовалось Паломническим бродом
Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, паломникам напоминает расположившийся неподалеку греческий монастырь святого Иоанна Предтечи.
Зима — за морозы, мужик — за праздник
Праздник начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают крещенский Сочельник. По традиции накануне большого зимнего праздника крестьяне выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать будущему урожаю, здоровью и благополучию. В крещенский Сочельник «старухи убирают снег со стогов с полной уверенностью, что только он может выбелить холстину…», то есть собирали крещенский снег для беления холстов, а также от разных недугов. Несколько дней подряд выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева: считалось, что тронутые морозом семена дают лучший урожай. Выносили на мороз еще лен да пряжу, чтобы иметь чистые, ровные и белые нитки и мотки — это называлось «зарнить пряжу».
И всегда двухнедельные зимние Святки проходили торжественно и весело. «Зима — за морозы, а мужик — за праздник», — гласила поговорка. Собирались вечерки, посиделки, проводились игрища с ряженьем, гадания с песнями и без песен. Ходили по домам — где небольшой группой, а где и толпой до ста человек, в масках — пели
На Кубани в крещенскую полночь шли к реке, чтобы посмотреть, как вода вспять потечет. Среди казаков считалось, что только самым достойным показывалась обратная вода, только праведники могли видеть, как в полночь остановится вода в реке, замрет на мгновение, а потом в обратную сторону потечет. Верили, что «обратная», или «полуночная» вода исцеляла от всяческой хвори…
По народным поверьям, канун Крещения, то есть знаменитый «крещенский вечерок», — время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем — в любом обличье. Чтобы оградить жилище, ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надежной защитой от всего бесовского. Не поставь в крещенский Сочельник креста на дверях — быть беде, считали в старину.C праздником Крещения связано на Руси много поверий о судьбе человека. Если
Те девушки, которые еще не дождались своего жениха, выходили вечером на Крещение и окликали суженых. Если девушке попадется навстречу молодой парень — хорошая примета, если старик — недоброе предзнаменование. Существовал обычай, который с удовольствием выполняли и парни и девушки: спрашивать имя у прохожих — у женщин мужское, у мужчин женское. По народной примете, так будут звать будущего жениха и, соответственно, невесту.
В ясный лунный крещенский вечер девушки ходили к дверям запертой церкви и слушали тишину: некоторым из них чудился либо венчальный хор, либо заупокойная служба — то, что сулил им новый год. Ту же символику имел и звук колокольчика (замужество), и глухой стук (скорая смерть). Существовал обычай, описанный и у
Капля святыни море освящает
Кульминацией праздника было таинство водосвятия. В крещенский вечер на Кубани совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения, внутри храмов, другое в самый день Крещения, на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось крестным ходом на Иордань. Шли к месту, где во льду (если было морозно) заранее прорубали крест. Святой водой умывались и наполняли принесенные с собой емкости, некоторые даже купались в проруби.
«Освященная вода, — писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению души и телес всех, пользующихся ею». Считается, что святая вода обладает уникальными свойствами всего два дня — с вечера 18 января и весь день 19 января.
Еще первые христиане, веря, что в день Крещения освящается все водное естество, именно к этому дню приурочивали массовые крещения. Шли века, традиция принимать Таинство крещения в день праздника ушла, само Таинство может быть совершено в любое время, но обычай окунаться в воду остался. Считается, что этим мы смываем грехи, получая благословение на здоровье, физическую крепость. Однако не следует забывать, что подлинным очищением может стать только исповедь, а обновление дарит благодать Таинства Причастия. Именно поэтому верующие стараются исповедаться и причаститься накануне праздника, в крещенский Сочельник.Отцы церкви говорят: капля святыни море освящает. Так что не торопитесь запасаться крещенской водой, заливая большущие банки и канистры. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской — она и освятится. Вкушается она натощак. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму — а уж потом завтрак и прочие дела.
И, конечно же, нельзя забывать о самом главном: чтобы святая вода принесла пользу, надо заботиться о чистоте души, о светлости слов и деяний. Есть молитва на принятие святой воды: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода — во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами пречистая Твоя Матери и всех святых Твоих. Аминь».
О.Викторова.
Читайте также: Православные церковные праздники в январе 2019 года.
9308
17 января 2019 Похожие материалы