Электросамокаты в Краснодаре: символ свободы или орудие травматизма?

Электросамокаты в Краснодаре: символ свободы или орудие травматизма?

Стремительное распространение средств индивидуальной мобильности (СИМ), прежде всего электросамокатов, стало одним из самых ярких и противоречивых трендов в развитии городского транспорта за последнее десятилетие. Краснодарский край, будучи одним из самых густонаселенных и популярных туристических регионов России, оказался на острие этой проблемы. Крупные города столкнулись с непростой дилеммой: как совместить удобство и экологичность нового вида транспорта с безопасностью и комфортом миллионов пешеходов и автомобилистов.
Кто такие СИМ?

К категории средств индивидуальной мобильности (СИМ) сегодня относят не только электросамокаты, но и моноколеса, сигвеи, гироскутеры, электроскейтборды, а также электровелосипеды мощностью до 250 Вт. Хотя многие из этих устройств появились относительно недавно, они уже существенно изменили городской ландшафт и транспортные потоки.
Хотя обычные велосипеды без двигателя формально не считаются СИМ, они становятся частью общей инфраструктурной проблемы — особенно в парках, на набережных и в пешеходных зонах, где могут создавать помехи и представлять опасность при развитии высокой скорости.
Стремительное распространение электросамокатов во многом обусловлено бумом кикшеринга — сервисов их краткосрочной аренды. Согласно данным операторов, в Краснодаре число таких устройств достигло 18 тысяч, в Сочи — 12 тысяч, в Анапе — 4,2 тысячи, в Геленджике — 3,5 тысячи, в Новороссийске — 2,8 тысячи, а в Туапсе — 1,9 тысячи.
Микромобильность стала модной и комфортной альтернативой личному автомобилю или общественному транспорту, особенно в курортных городах в летний период и во время бархатного сезона. Однако рост её популярности сопровождается увеличением сопутствующих рисков.

Тревожная статистика: цифры, которые заставляют задуматься
сим валяется.jpg

Краснодарский край стабильно входит в печальную пятерку регионов-лидеров по количеству дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ. Согласно данным ГУ МВД России по краю, динамика вызывает серьезное беспокойство. За 2024 год на территории региона было зарегистрировано 215 таких ДТП, что на 72% превысило показатели 2023 года.
Еще более пугающим является рост числа пострадавших: травмы в этих авариях получили 211 человек, что на 77% больше, чем годом ранее.
Особую тревогу у правоохранительных органов вызывает вовлеченность в аварии несовершеннолетних. В 2024 году было зафиксировано 22 ДТП с детьми, три из которых закончились гибелью, а 20 — травмами различной степени тяжести. Трагическая тенденция продолжилась и в 2025 году: по предварительным данным, один ребенок погиб и 14 получили ранения. Один из самых резонансных случаев произошел в Красноармейском районе, где школьник, двигавшийся на электросамокате по проезжей части, был сбит автомобилем, водитель которого не уступил ему дорогу при повороте.
Совсем недавно в Сочи погиб 8-летний водитель электросамоката. ДТП произошло на выезде из тоннеля — ребёнок пересекал дорогу и столкнулся с «Тойотой», после чего его отбросило под «Эволют». Мальчик скончался в машине скорой помощи. Проводится проверка.

Основные причины аварий, выделенные экспертами, красноречиво свидетельствуют о проблеме несоблюдения правил:
🔴 Игнорирование правил дорожного движения и сигналов светофора.
🔴 Движение по пешеходным переходам без спешивания.
🔴 Нарушение правил проезда перекрестков и несоблюдение бокового интервала.
🔴 Выезд на проезжую часть детьми, не достигшими разрешенного возраста.

Эта статистика является мощным аргументом в пользу усиления регулирования и просветительской работы как с пользователями СИМ, так и с водителями традиционного транспорта.

Электросамокаты — лидеры по черепно-мозговым травмам
сим щлемы.jpg

Как отмечают травматологи, электросамокат является одним из самых коварных видов транспорта. Его кажущаяся безопасность обманчива: высокая стойка, маленькие колеса и специфическая конструкция руля делают его опасным даже на скорости 20 км/ч. При падении седок по инерции летит вперед головой, что часто приводит к тяжелым черепно-мозговым травмам (ЧМТ).
По статистике основная масса повреждений у водителей самокатов приходится именно на голову.
Особую опасность представляет отсроченное проявление последствий, когда внутричерепное кровоизлияние развивается спустя сутки после кажущегося благополучия.
Проблема усугубляется доступностью аренды, возросшими скоростями и повсеместным игнорированием защитной экипировки. Врачи констатируют: такие пациенты поступают ежедневно, и даже при своевременной помощи ЧМТ часто оказываются смертельными из-за силы удара.
Отсутствие пассивной безопасности, маленькие колеса, мгновенно теряющие сцепление, и высокий центр тяжести делают падение практически неизбежным при любой неровности. В результате электросамокат, символ городской свободы, превратился в одного из главных поставщиков черепно-мозговых травм, что вынуждает медицинские учреждения вести по ним отдельную статистику.

Запреты как немедленная реакция: опыт курортных городов Кубани

В условиях растущей аварийности местные власти были вынуждены принимать оперативные, зачастую жесткие, запретительные меры. Ярким примером стал Геленджик, где летом 2025 года полностью запретили использование электросамокатов на набережной. Это решение было продиктовано заботой о безопасности многочисленных туристов, включая детей, пожилых людей и родителей с колясками, для которых столкновение с быстрым и бесшумным самокатом может иметь серьезные последствия.
Однако Геленджик — далеко не единственный город края, пошедший по этому пути. Аналогичные ограничения действуют и в других ключевых курортных и городских зонах. Так, в Сочи движение СИМ запрещено в 37 зонах, включая Приморскую набережную и центральные парки. Дополнительно введено автоматическое ограничение скорости до 10-20 км/ч и блокировка самокатов вблизи школ и детских учреждений.
В Анапе запрет на езду по набережной действует с 2022 года. Прокатные точки были вынесены за пределы пешеходных зон, а контроль за соблюдением правил ведется ежедневно.
В столице края запрещено использование электросамокатов в крупных парках («Чистяковская роща», «Солнечный остров», парк 30-летия Победы, Городской сад, в парке «Краснодар») и на оживленных улицах, таких как Красная, в частности, на пешеходной зоне Александровского бульвара.
Важно подчеркнуть, что эти меры носят не тотальный, а точечный характер. Самокаты не запрещены вообще, но их использование жестко регламентировано в местах с наибольшей концентрацией пешеходов.

Правовое поле: федеральные и местные правила игры

До 2022 года электросамокаты в России существовали в правовом вакууме. Ситуация изменилась с внесением поправок в Правила дорожного движения, которые впервые закрепили статус средств индивидуальной мобильности. Согласно действующим ПДД:
  • Максимальная скорость для СИМ установлена на уровне 25 км/ч.
  • Движение по тротуарам и пешеходным зонам разрешено только при условии приоритета пешеходов.
  • Запрещена езда вдвоем, использование телефона во время движения и управление в состоянии опьянения.
  • Дети в возрасте от 7 до 14 лет могут передвигаться самостоятельно по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, но не по проезжей части.
  • Подростки с 14 лет могут выезжать на правый край проезжей части, но только если скорость потока не превышает 60 км/ч, и при отсутствии велодорожек и тротуаров.

Краснодар пошел еще дальше федеральных норм. С 17 апреля 2025 года максимальная скорость для арендных самокатов на тротуарах города была ограничена 20 км/ч. Также обсуждается проект введения «медленных зон» со скоростью не более 10 км/ч в непосредственной близости от пешеходов.

Лоскутное регулирование: разногласия кикшеринговых компаний в Краснодаре

Интересной особенностью сложившейся ситуации в Краснодаре является отсутствие единообразия в правилах, устанавливаемых разными компаниями кикшеринга. Исследование популярных сервисов проката (условно «желтого», «фиолетового» и «черно-желтого») выявило значительные расхождения.
В то время как в таких ключевых зонах, как Чистяковская роща, улица Красная и парк 30-летия Победы, все операторы вводят полный запрет на движение и парковку, в других местах царит разнобой. Например:

🔷 Ботанический сад: Два сервиса устанавливают постоянное ограничение скорости (6-15 км/ч), а третий ограничивает скорость только во второй половине дня в будни и полностью в выходные.
🔷 Солнечный остров: Два сервиса полностью запрещают движение, а «фиолетовый» разрешает езду с ограничением скорости до 15 км/ч, но без права парковки.

Эта «лоскутность» правил создает путаницу для пользователей и неравные условия для операторов, что часто связывают с разными договоренностями компаний с городскими властями.

Инновационный путь Краснодара: интеграция вместо запрета
сим стоянка.jpg

В отличие от ряда российских городов, где был введен полный запрет на прокат электросамокатов, власти Краснодара избрали иной, более прогрессивный курс. В департаменте транспорта города заявили о разработке инновационной системы интеграции СИМ в городское пространство, основанной не на запретах, а на создании специализированной инфраструктуры.

Ключевыми элементами этой стратегии являются:
🟢 Развитие инфраструктуры: Формирование специализированной инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности (СИМ), включая велодорожки, выделенные маршруты, позволяющие гармонично интегрировать их в городское пространство без конфликтов с пешеходами и автомобильным транспортом.
🟢 Организация парковочного пространства: Перепрофилирование 20% автомобильных парковок под микротранспорт.
🟢 Технологические решения: Тестирование систем автоматического ограничения скорости в пешеходных зонах и разработка проекта «умных перекрестков».
🟢 Концепция «Города 15 минут»: Планируется, что СИМ станут ключевым элементом транспортной сети, обеспечивающей доступность ключевых объектов в шаговой доступности.

Эксперты прогнозируют, что такой подход может принести городу значительные дивиденды: снижение нагрузки на общественный транспорт на 15%, сокращение углеродного следа на 8 тысяч тонн в год и создание сотен новых рабочих мест. При этом упор делается на безопасность: обязательное страхование пользователей и создание зон с ограниченной скоростью в самых оживленных районах.
Высокая культура вождения — основа для успешного включения электросамокатов в городской трафик при минимальных ограничениях.
Мировой контекст: от радикальных запретов до точечной интеграции

Проблема регулирования СИМ актуальна для всего мира, и подходы разных стран и городов варьируются от крайне жестких до либеральных.
Париж, Франция: Прошел полный цикл от попыток интеграции к тотальному запрету. После референдума в 2023 году, на котором 89% горожан высказались против, прокат электросамокатов в городе был полностью запрещен.
Сингапур: Пример высокотехнологичного регулирования с использованием геозонирования для автоматического ограничения скорости и систем мониторинга нарушений.
Германия: СИМ приравнены к «малым электромобилям», требуют обязательной страховки, а движение по тротуарам запрещено.
Барселона, Испания: Сделали ставку на создание выделенных полос для велосипедов и самокатов, а также на популяризацию защитной экипировки.
Общемировые тенденции сводятся к ограничению скорости (20-25 км/ч), запрету езды по тротуарам, приоритету велодорожек, регулированию парковки и повышению ответственности арендных компаний.

Краснодар за умное и безопасное пространство

Ситуация с электросамокатами в Краснодарском крае является частью глобальной проблемы, стоящей перед современными мегаполисами и курортами. С одной стороны, невозможно игнорировать тревожную статистику ДТП, жертвами которых все чаще становятся дети, и законные требования пешеходов к безопасности. Это оправдывает точечные запреты в самых людных местах, подобных набережным Геленджика и паркам Краснодара. С другой стороны, электросамокаты доказали свою эффективность как удобный, маневренный и экологичный вид транспорта, особенно для быстрых локальных поездок. Полный запрет, как показал опыт Парижа, — это радикальное решение, отсекающее не только проблемы, но и возможности.
Краснодарский край и, в частности, его столица, пытается найти сложный, но единственно верный баланс. Путь Краснодара, делающий ставку на развитие инфраструктуры, технологическое регулирование и разумное зонирование, представляется более перспективным, чем путь тотальных ограничений. Успех этой стратегии будет зависеть от последовательности властей, ответственности кикшеринговых компаний и, что самое важное, от ответственности всех без исключения участников дорожного движения.
В конечном счете, цель — не победить скорость или запретить технологию, а создать умное и безопасное городское пространство, где всем найдется комфортное и достойное место.

Ранее писали: Эти вездесущие самокаты! Много ДТП на Кубани: все, что нужно знать о СИМ Эти вездесущие самокаты! Много ДТП на Кубани: все, что нужно знать о СИМ

Финиш для самокатов: Благовещенск и Елабуга сказали «нет» СИМ, Геленджик готовится Финиш для самокатов: Благовещенск и Елабуга сказали «нет» СИМ, Геленджик готовится

Авария с самокатом: на месте работали врачи скорой помощи Авария с самокатом: на месте работали врачи скорой помощи

«Госуслуги» как ключ к самокату: новая инициатива для безопасности «Госуслуги» как ключ к самокату: новая инициатива для безопасности