Мифы о Деде Морозе: злое славянское божество или добрый волшебник?

Мифы о Деде Морозе: злое славянское божество или добрый волшебник?

Появление Деда Мороза по сей день остается загадкой. Расскажем самые популярные мифы о хозяине зимнего времени.
В XIX веке в русской литературе появился такой персонаж, как Мороз Иванович. Он представлен как хозяин зимнего леса, который дает сложные поручения для детей. «По работе и награда», – так звучит его фраза в детских сказках, после которой он дарит подарки. 

Тогда, он еще не имел отношения к Рождеству или Новому году, но литераторы активно использовали его образ для реконструкции славянской мифологии.
В том же XIX веке в России стал распространяться обычай украшать хвойное дерево на Рождество. Под елку ставили покрытого снегом и сосульками мифологического персонажа Мороза Ивановича. Немецкий обычай украшать елку на Рождество плотно осел в русской традиции, а старик из сказок стал его символом.

Но во времена СССР в 1920-х – начале 1930-х годов намеренно распространили информацию о том, что это злое языческое божество. Из-за борьбы с церковными суевериями, молодое Советское государство пыталось искоренить празднование Рождества и Нового года. Все установленные ранее традиции подверглись осмеиванию, а Дед Мороз был объявлен пережитком языческого прошлого. Говорилось, что он был божеством, «духом елки», а язычники приносили ему жертвоприношения и развешивали их на ветвях дерева.

Позже в 1937 году Новый год и Дед Мороз снова вернулись к советскому народу. В те годы жизнь в Советской России была уже не похожа на то, что было 20 лет назад. Тогда сталинское Политбюро создало новый ритуал новогодней елки для советских детей, мало знакомых с Рождеством.

Начиная с 1937 года в советских учреждениях стали проводиться в обязательном порядке елки с Дедом Морозом.
Но дореволюционный ритуал празднования Рождества отличался от советского. В дореволюционном не было живого Деда Мороза. Была игрушка под елкой, сказка Островского, Некрасова, Одоевского – все кроме Деда Мороза, который приходил к каждому ребенку.

После решения вернуть елку советским детям, появился новый сценарий праздника. После первого представления нового сказочного персонажа Деда Мороза в детском саду – малыши удивились.

Дальнейший сценарий новогоднего праздника включал в себя что-то между «Морозом Ивановичем» и «Морозко». Детям нужно было призвать Деда Мороза или отправиться на его поиски.
Позже приход Деда Мороза «с мами¬ной работы» стал важной частью семейного праздника.

Напомним, В Краснодаре торжественно открыли главную елку: заряд праздничного настроения для всех. Гости и жители краевой столицы получили заряд новогоднего настроения. Местные артисты в образах сказочных персонажей поздравили их с наступающими праздниками. Также, со светлыми пожеланиями к гостям праздника обратились мэр Краснодара Евгений Наумов и председатель городской Думы Вера Галушко.

Ранее мы писали: Наша елка лучше всех: споры и мнения жителей и гостей Кубани о новогодних красавицах. Дискуссии по поводу: наряжать или не наряжать, праздновать или не праздновать - шли задолго до декабря. Еще при праздновании юбилея края встал вопрос: а нужны ли в наше время широкие гулянья? Поэтому 85-летие отметили скромно: поблагодарили тружеников, наградили лучших.

В Краснодаре на улице Красной заработала иллюминация. 20 декабря на главной улице столицы Кубани вечером зажгли светящиеся круги.