Священники времен советской власти: жизнь и служение в воспоминаниях

Священники времен советской власти: жизнь и служение в воспоминаниях

Говорят, что сложные периоды делают человека сильнее. В благоприятных условиях мы имеем склонность успокаиваться, привыкать к зоне комфорта. Разумеется, никто не говорит, что гармоничная, спокойная жизнь — это плохо. И не призывает специально стремиться к лишениям — это возможно далеко не для всех. Но, оглядываясь на суровое прошлое, можно увидеть то важное и ценное, что кристаллизуется в тяжелое время и, без сомнения, может помочь уже всегда.
В первые десятилетия прошлого века при советской власти в нашей стране духовная жизнь, церковное служение и проповедь веры были под запретом, и не то что духовенство, но и простые верующие подвергались гонениям, могли быть сосланы в ссылку вместе с уголовниками. Однако и тогда появлялись люди, которые выбирали путь служения Богу. Многие погибли, многие прошли через тернии, многие достойны самого глубокого почитания современных поколений, становление которых проходит совершенно свободно. Эти люди — наша особая эпоха, духовное богатство которой надо почувствовать, попытаться понять и, конечно, постараться сберечь.


Воспоминания как лекарство от времени

Элемент не найден!

В Екатеринодарской духовной семинарии для того, чтобы сохранить возможность прикоснуться к истории жизни и духовного пути священников, служение которых продолжается в среднем по полвека, и передать пласт важнейшей информации будущим поколениям, начали снимать видеоархив воспоминаний о воцерковлении и служении в то время, когда это было запрещено, и в период, когда вера только-только перестала быть гонимой и начала возрождаться церковная жизнь. Команда проекта почти полгода ездила по городам и станицам края и Адыгеи. На основе этих съемок создан документальный фильм «Живые воспоминания кубанского духовенства», который переносит нас из XXI века в XX и заставляет на многое посмотреть совершенно по-другому.

 В фильме весь пласт информации разбит на три основных этапа жизни старшего священства. Это помогает познакомиться и с личностью каждого из героев фильма, и с основными особенностями времени.

Ссылка и иконы в шифоньере

 Многие из главных героев повествования родились в 40—50-х годах прошлого века, некоторые — в семьях священников, которые каким-то образом продолжали служить. Протодиакон Михаил Околот, клирик Свято-Троицкого собора Краснодара, родился в 1956 году в семье священника, протоиерея Евгения Околота, который служил в Екатеринодарской и Кубанской епархии в течение 44 лет. Он бывал во всех уголках края, и дети священника ездили вместе с ним — с непреходящим ощущением нахождения в каком-то таинственном месте.
Околот нов.jpg
Протоиерей Виктор Полянкин, настоятель храма Святого Онуфрия Великого из Анапы, тоже из семьи священника — это и определило жизненный путь.

 Но такие условия — вовсе не правило. Кто-то шел наперекор условиям и семье, кого-то подтолкнули к Богу верующие, которые были рядом, или особые события.
Архимандрит Трифон (Плотников), настоятель храма Всех Святых Краснодара, в молодости пытался найти смысл жизни — где только его не искал. И только когда прочитал Евангелие, «душа нашла того, кого искала. Нашла смысл». Ухватился за церковь, просто дневал и ночевал в ней. Сказал родным: «Если будете препятствовать ходить в церковь, у меня родителей нет».
фильм 4.jpg
 Протоиерей Николай Большов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы станицы Новощербиновской, принес покаяние и начал причащаться в 1976 году — в детстве он видел, как молилась прабабушка. У протоиерея Александра Мудрика, настоятеля соборного храма Успения Пресвятой Богородицы Лабинска, была очень верующая семья — жили близ Почаевской Лавры, в семи километрах.
Близнюк нов.jpg
Протоиерей Петр Клитовченко, настоятель храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кропоткина, родился в 1939 году. Лет в пять-семь его крестили. Подробности и радость от этого события до сих пор помнятся.
Клитовченко.jpg
Протоиерея Александра Шабунина, настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери Краснодара, в детстве мама за руку водила в церковь за четыре километра. Очень впечатлил образ батюшки — борода, длинные волосы…
Никон нов.jpg
 Архимандрита Никона, клирика Свято-Троицкого собора Майкопа, в школе обзывали попом — церкви не было, но с семьей ходил в общину верующих: по воскресеньям собирались и молились. В седьмом классе с него сняли крест и заставляли от всего отказаться. Вся семья была сослана в Иркутск — в поездах вместе с уголовниками ехали туда полгода. Про условия этой поездки батюшка говорит совсем немного, но этого достаточно, чтобы многое понять. Ничто не отвернуло его от веры.
Близнюк нов н.jpg
  Протоиерей Сергий Близнюк, настоятель храма Апостола Андрея Первозванного (Сочи), вырос с верующими родителями — семья всегда была с Богом. Иконы прятали в шифоньере. Когда все были дома, открывали дверцу, когда приходили гости — прикрывали ее.

 

Молитва против уныния

 Каким было служение в советскую эпоху — тогда, когда его не должно было быть? Архимандрит Трифон (Плотников) стал священником в 1984 году и молился, чтобы ушло уныние, — не имел права выйти за церковную ограду с проповедью или деятельностью. Если надо было ехать причастить человека за пределами прихода, сначала требовалось получить бумагу с печатью в Совете Министров у уполномоченного по делам религии (не на Кубани). Это 54 километра в одну сторону. А если человек при смерти? Но повезло: уполномоченный в шутку собирался на пенсии стать старостой в церкви. Он давал сразу пачку бланков с печатью и подписью, а священник сам заполнял.

Но не только об ущемлениях и гонениях вспоминают священнослужители советского времени. Протоиерей Сергий Близнюк рассказал о том, что те времена были также очень интересными и очень благодатными. Священники были ближе друг к другу.

Отец Михаил Околот заметил: «Моральный кодекс строителя коммунизма был построен на заповедях блаженства, как ни странно, и действовал жестко. Новые поколения воспитывались в патриотизме, любви к Родине, любви друг к другу. Обо всем было сказано, но Бога не было.


Важное — от сердца

 В заключительной части фильма герои делятся своими мыслями, выводами, своим отношением ко многим вещам и явлениям. Хочется поделиться хотя бы некоторыми высказываниям:
Шабунин.jpg
 — Надо пропитываться Евангелием, чтобы при разрешении жизненных вопросов понимать, как к ним по-евангельски подойти. Постоянно учиться, заниматься самообразованием.

 — Мы все должны нести свой крест. Он дается каждому православному христианину — и священнику и мирянину. Неси свой жизненный крест.

 — Всегда священникам говорю: заходи в алтарь, как будто ты зашел первый раз. Помни, что здесь святая святых, — чтобы не было привычки.
Полянкин нов.jpg
 — Подвигать себя на молитву. Молиться всегда надо.

 — Путь священства — он, конечно, спасительный, очень важный. Но выбирайте его только тогда, когда вы уверены, что пройдете его. Это великая ответственность. И перед Богом, и перед людьми. Если не будете бояться совершать этот духовный подвиг — тогда будет все хорошо. Если нет — работайте поваром, учителем, водителем — на каждом месте человек должен делать Божье дело.

 — Важнее всего в жизни — быть с Богом. Главное — спасти душу для вечной жизни.

 — Важно любить Бога в людях — любить Бога и любить людей.

 — Желание искать Христа в сердце человеческом.

 Иеромонах Петр (Чалый), заштатный священник Свято-Георгиевского храма хутора Ленина, упокоился 13 июля 2022 года на 94-м году жизни. Съемочная группа успела заснять этого почтенного священнослужителя.

 — Главное — вера. Вера должна быть, — сказал батюшка и перекрестил слабой рукой.
отец Петр.jpg
 …Даже когда уже идут титры, священники продолжают открывать свое сердце…

Проект реализован при поддержке гранта губернатора Кубани. Эта работа — только начало большого проекта по сбору видеоархива. Прихожане храмов, православные волонтеры, молодежные организации могут принять участие в продолжении проекта и записи рассказов священников. Телефон для связи 8(989) 239-38-82, адрес электронной почты — [email protected].

 Фильм "Живые воспоминания кубанского духовенства" можно посмотреть в сети интернет в свободном доступе.




Ранее мы сообщали: Где в Краснодаре будет улица имени митрополита Исидора? - С нами нет Владыки Исидора уже два с половиной года. Архиерея Русской Православной Церкви, при котором на Кубани возрождалось и набирало силу Православие — после 70-летних гонений. При нем были построены и открыты семь монастырей, около 600 храмов, духовная семинария. За 33 года служения сделано столько, сколько для иных хватило бы на несколько жизней.

Также читайте: Хранитель иконы «Умягчение злых сердец» рассказал о реальных историях чудесных исцелений - То, что иконы начинают мироточить - настоящее чудо. Сейчас это фиксируют на видео, берут миро на анализ в самые современные лаборатории, снимают телепередачи с приглашенными экспертами… И подтверждают: да, чудо.

И еще: Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий: «Главное в жизни — быть с Богом» - Когда готовилась к интервью, хотелось успеть очень многое. Спросить у митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория и о впечатлениях о годе работы на Кубани, и о жизни епархии, и об отношении к происходящему в мире, и, поскольку идет Великий пост, о нашем, к сожалению, несовершенстве. О тяжелых ситуациях, которые могут казаться безвыходными. Узнать видение о роли прессы в современной жизни. И, конечно, еще попросить немного рассказать о себе. И чтобы все это успеть примерно за час разговора и уложиться в объем публикации. И немногим позже стало понятно: самый важный для себя вопрос сформулировать не удалось, но Владыка ответил и на него. Хочется, чтобы читатели «ВК» также нашли ответы на свои вопросы — заданные, незаданные и даже, возможно, пока все еще не сформулированные.