Кинофестиваль «Провинциальная Россия» своими глазами: хорошее кино вместо "голливудской жвачки"


В Ейске завершился кинофестиваль "Провинциальная Россия". Вместе с другими зрителями там побывал журналист Сергей Капрелов, чтобы рассказать о своих впечатлениях и от фестиваля, и от просмотренных фильмов.

Умные и добрые фильмы, вызывающие не просто положительные эмоции, но еще и заставляющие задуматься, увидеть сегодня на большом экране сложно. В основном в кинотеатрах идут американские фильмы, где за компьютерными наворотами нет ни мысли, ни чувств. Заглянув в афишу, видим, чем потчуют нас кинопрокатчики: «Мумия», «Пираты Карибского моря», «Очень плохие девчонки» и прочая, простите, муть.

Тем, кто побывал в Ейске на кинофестивале «Провинциальная Россия» повезло посмотреть хорошие фильмы со смыслом, трогающие за душу, вызывающие чувство сопереживания, доброго юмора.


Не звездная атмосфера звездного фестиваля

В этом году кинофестиваль был пятым по счету. Поскольку мне довелось побывать на нем, поделюсь своими мыслями и чувствами.

Не знаю, какова атмосфера в Сочи, Анапе, где проходят «Кинотавр» и «Киношок», в Ейске кинофестиваль прошел почти в семейной обстановке. Среди его участников были и звезды российского кино Сергей Шакуров, Татьяна Догилева, Людмила Зайцева и актеры новой волны Кирилл Запорожский, Наталья Громушкина и ряд других. Все они вели себя без пафоса, были доступны для общения. Мне посчастливилось поговорить с Ириной Шевчук, сыгравшей Риту Овсянину в одном из любимых моих фильмов «А зори здесь тихие». Этот шедевр советского кино смотрю, как минимум, раз в год. Был доступен и художественный руководитель «Провинциальной России» кинорежиссер и продюсер Сергей Новожилов.

Местные жители покупают билеты на конкурсные показы заранее, как привило за три месяца. Цена билета на фильм чисто символическая — 70 рублей. В конкурсных показах участвовали девять российских фильмов и еще три картины во внеконкурсных показах. Как рассказала программный директор кинофестиваля Александра Жукова, ленты должны отвечать нескольким критериям. Во-первых — это новые фильмы, которых зрители не видели. Во-вторых, в основе сюжетов должны лежать внятные жизненные истории.


Сергей Новожилов: «Коммерческая голливудская жвачка надоела»

Еще одна характерная деталь кинофестиваля. Как правило, в пресс-конференциях участвую аккредитованные журналисты. Здесь же любой желающий, находившийся в фойе кинотеатра «Кинопремьер» мог занять место среди представителей прессы.

Актеры и кинорежиссеры были предельно откровенны. Например, наша землячка народная актриса РСФСР Людмила Зайцева, сыгравшая десятки ролей в советских и российских фильмах не скрывала того, что сейчас она не сильно востребована в кинематографе, но она не в обиде на судьбу и не страдает по кино.

Сергей Новожилов поделился своими мыслями по поводу проблем с прокатом хороших фильмов на большом экране:

— Сейчас без мощной рекламной компании проваливаются в прокате фильмы, в основе которых лежат традиционные человеческие ценности и чувства. Поэтому кинофестивали, которых у нас порядка 150, стали своеобразным мостиком к широкой зрительской аудитории. Где бы ни приходилось бывать, хоть в Калининграде, хоть во Владивостоке, везде полные залы. Причем среди зрителей есть и молодежь, и люди старшего поколения. Это говорит о том, что они соскучились по добрым и умным фильмам. Высокотехнологичная, коммерческая голливудская жвачка надоела, поскольку не несет мысли и не задевает сердце. Некоторые из наших режиссеров тоже, увлекаясь внешней стороной, упускают внутреннее содержание картины. Нам не нужно подражать американской фабрике грез, а искать свой путь, основа которого — лучшие традиции советского кино.


Фильм «За три дня до весны» Александра Касаткина

Теперь собственно о фильмах. Для себя отметил несколько лент. Первая — «За три дня до весны» режиссера Александра Касаткина. Уместнее сказать — зацепила за душу. В основе сюжета — попытка немцев спровоцировать эпидемию чумы в осажденном Ленинграде. Актер Игорь Гарбузов, сыгравший одну из главных ролей, рассказал о том, как снимался фильм.

— Мы встречались с ветеранами, пережившими блокаду, просмотрели кинохроники тех лет. Сценарий дорабатывался практически до самого конца съемок. Композитор Антон Лубченко настолько проникся событиями того времени, что вместо саундтрека написал симфонию. На премьере в апреле этого года ветераны Великой Отечественной войны сказали, что нам удалось убедительно показать роль жителей, отстоявших Ленинград.


За три дня до весны

Кадр из фильма "За три дня до весны". Фото: piterzavtra.ru.


Суть сюжета ленты такова. Немецкое командование решило отказаться от штурма Ленинграда, сделав ставку на агентуру Абвера. Группа диверсантов должна похитить штаммы чумы, хранящиеся в институте микробиологии. Вирус чумы, питательной средой для которого является говяжий бульон, немецкие агенты закатывают в банки, приклеивают этикетки «Мясной бульон». Все партию они планируют сбыть через уголовников, которые держат под своим контролем черный рынок. Вспыхнувшую эпидемию чумы остановить не удастся, так как в городе нет вакцины.

Руководство НКВД направляет в осажденный город лейтенанта госбезопасности Андреева (Кирилл Плетнев). Военный химик ищет способ обезопасить город от чумы. В ходе расследования он обращается за консультацией к доктору Марицкой (Елена Лотова). Вместе с сапером Гореликом (Игорь Гарбузов) они обнаружили пропажу банок со штаммами чумы. У них есть три дня, оставшихся до 1 марта. С началом весны эпидемия грозит уничтожить защитников и жителей Ленинграда...

Конечно же, в финале Андрееву и Марицкой удастся спасти город от эпидемии. Но до этого им предстоит пройти немало трудностей. В этом им помогут и чувства, вспыхнувшие между ними - куда уж без любовной линии...

Актеры смогли передать атмосферу, царящую в осажденном Ленинграде, передали эмоции своих героев, и потому смотреть было очень интересно. Я, честно говоря, до сих пор под впечатлением. Считаю, что таких фильмов должно быть, как можно больше.

Кстати, фильм выложен в свободном доступе в Интернете. Советую скачать и посмотреть. Безусловно, на большом экране картина смотреться гораздо лучше, но шансы, что этот великолепный фильм пробьется в кинопрокат, ничтожны.


Фильм «Коробка» Эдуарда Бордукова

Это подтвердил и режиссер фильма «Коробка», который не оставил зрителей равнодушным, – Эдуард Бордуков. Не смотря почти на два десятка наград различных кинофестивалей, руководство Первого канала и «России» не берут картину, хотя именно такие фильмы сейчас нужны как никогда.


коробка.jpg

Кадр из фильма "Коробка". Фото: kinokadr.ru.


В основе сюжета лежит конфликт между русскими ребятами, гоняющими мяч на футбольном поле — коробке, участку земли, огражденному деревянными бортами с кавказскими парнями. Команды договариваются, что тот, кто потерпит поражение, навсегда покинет коробку. Один матч выигрывают кавказцы во главе с Дамиром, другой — русские ребята во главе с Костей. В противостояние втягиваются жители домов, скинхэды и кавказцы. В решающем матче команды Костя и Дамира сражаются на равных. Ничья! Но тут к коробке подтягиваются скинхеды. Они надвигаются на кавказцев, выкрикивая угрозы. Ситуация накаляется. Рядом с командой Дамира плечом к плечу встают Костя с двумя товарищами, играющими вместе с ним. С трибун начинают подниматься и немногочисленные кавказцы, и русские. Они готовы защищать ребят любой национальности от скинхедов. Банда покидает коробку. Проигравших в турнире нет. Через некоторое время Костя начинает тренироваться в юношеской команде футбольного клуба «Спартак» вместе с Дамиром.

Фильм «Коробка» удостоена наград за лучшую операторскую работу, лучший сценарий, а также получил Гран-при кинофестиваля «Провинциальная Россия». Причем мнение профессионального, общественного жюри и симпатии зрителей (перед каждым сеансом зрители получали специальные купоны, которое сдавали на выходе из кинозала) совпали.


Послесловие

Нет смысла рассказывать обо всех фильмах, каждый из них по-своему хорош.

После сеансов разговаривал со зрителями и выяснил вот какую вещь. Практически все помнят фильмы из репертуара прошлогоднего кинофестиваля: «Ивановы», «Норвег», «Парень из нашего кладбища», «Зеленая карета», «Между нот». Это убедительное доказательство того, что российские фильмы в отличие от голливудских, сюжет которых быстро стираются из памяти, востребованы как никогда.

Серей КАПРЕЛОВ.
Специально для ВК Пресс.