Нормы ГТО: ностальгия по прошлому или еще три буквы по нашим школьникам
Вчера Владимир Путин подписал указ о возрождении норм физической подготовки. Раньше в СССР существовало такое название «Готов к труду и обороне» (ГТО). Это прежнее название решили оставить как дань хорошим традициям в прошлом.
Вчера Владимир Путин подписал указ о возрождении норм физической подготовки. Раньше в СССР существовало такое название «Готов к труду и обороне» (ГТО). Это прежнее название решили оставить как дань хорошим традициям в прошлом.
В чем же суть этой системы? Для чего все это нужно?
В школах с 1931 года до 1991 года, начиная с десяти лет, ребята сдавали определенные виды упражнений. Для каждого возраста была установлена своя норма. Например, подтягиваться на перекладине — столько, прыгнуть — столько. Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепление здоровья граждан, являлся основой системы физвоспитания и был призван способствовать развитию массового физкультурного движения в Советском Союзе.
Сама я не застала норм ГТО. Когда я училась в старших классах, Союз распался. Но родители, муж с гордостью показывали мне свои золотые значки ГТО (были еще бронзовые и серебряные). Если не вдаваться в подробности — они гордятся тем, что были причастны к этому движению.
Прекрасно помню, как физрук гонял нас по стадиону, мы бросали мяч, подтягивались, прыгали в песок... Все эти нормативы сдают и сегодня мои дети-школьники на уроке физкультуры на оценку.
Интересно, сейчас к слову «нормативы» приставят «ГТО» и все? Сменят вывеску, а суть останется? Или же на порядок повысят нормы? Например, если сейчас ученик пятого класса должен отжаться от перекладины тридцать раз, то по нормам ГТО он должен это сделать на десять раз больше? А потом появятся страшные сообщения в СМИ: «Ученик умер после урока физкультуры». Кстати, таких реальных случаев не так уж и мало.
Пока я не понимаю отличие нынешних норм от будущих.
И к тому же «нынешнее племя», не то, что было двадцать или даже десять лет назад. Сейчас десятиклассник не подтянется на перекладине и пяти раз. Они сейчас больше ведут «прикомпьютерный образ жизни».
А как же физкультура? А что физкультура. Какие-то планы и правила существуют до шестого класса, пока дети маленькие и их могут контролировать родители. Дальше школьники нагло сачкуют с этих уроков. Потому что не привили им любовь к спорту раньше. Потому что взрослые преподаватели физ-ры наплевательски относились к своим обязанностям.
Как сейчас проходят уроки физкультуры в старших классах? Удалось как-то понаблюдать. Мальчишки гоняют мяч на поле (если тепло), если холодно в спортзале — волейбол. Девочки прогуливаются вокруг школы на каблуках, щелкают семечки. В зале — группируются на скамейке или на матах, устраивают посиделки. Сам физрук — здесь же. Или играет с пацанами. Или же в тренерской комнате режется в нарды с другими преподавателями. А потом когда приходит время (портится настроение у физрука) хрупких, болезненных детей заставляют «ставить рекорды».
Физкультура в школе должна укреплять, а не подрывать и без того слабое, на ладан дышащее, здоровье. И иногда совершенно бесполезно объяснять учителям, что невозможно оздоровить, ЗАСТАВЛЯЯ выполнять нормативы. Нужно быть честными: в том, что дети ненавидят спорт и физкультуру очень часто виноваты родители.
Почему мы не проводим с ними время на свежем воздухе, не учим подтягиваться, прыгать на скакалке, бросать мяч в кольцо?... Да потому что нам, дорогие родители, очень удобно, когда ребенок молча сидит у компьютера или телевизора, не пристает с вопросами и просьбами поиграть. Почему некоторым родителям проще взять липовую справку освобождения от занятий физкультуры, чем объяснить чаду полезность спорта?
Не могу сказать, что очень любила физ-ру в школе, особенно в старших классах. Но на сорок человек из класса у нас не было ни одного освобожденного. Сейчас картина другая. Справки имеет добрая половина современного класса. Причем по новым правилам у каждого ученика должна быть своя группа здоровья. Дети, имеющие особый статус в связи со своим состоянием здоровья, обязаны заниматься в спецгруппах. Там свой преподаватель, своя программа, свои нагрузки. Но где, в какой школе эти требования исполняются. В худшем случае освобожденные сидят в уголке спортзала, в лучшем — им дают темы доклада.
— Учитель физкультуры — это каторжный труд, если им заниматься не для галочки, — сетует знакомый физрук, — каждый ребенок должен быть на виду. Ответственность колоссальная. Дыхание, пульс, даже цвет лица — все важно. Кто за этим следит? Тут бы уследить, чтобы они не поубивали друг друга. Нормы существуют и сейчас... Но все прекрасно понимают, что дети разные. Для одной девочки присесть 15 раз — это уже подвиг, для другой и ста маловато будет. В силу характера, показателей здоровья, физической активности — для одних эти нормы — раз плюнуть, для других — с трудом выполнимы. Каждый преподаватель, в идеале, должен разрабатывать свою систему, методику преподавания, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Представляете, кто этим будет заниматься? Нельзя гнать детей на выполнение норм. Именно обязаловка погубила ГТО. Нужно учить их быть здоровыми. А дети сейчас, ох, какие слабые. Нормативы снижаются и снижаются... Скоро нужно будет не пробежать два круга стадиона, а проползти...
Последнее время многие родители недовольны, как проводятся уроки физ-ры в школе. Причем все прекрасно понимают, что без занятий спортом их дети превратятся в рыхлых увальней.
— Наш физрук отбил всякую охоту ходить к нему на уроки, — рассказывает мама восьмиклассницы Надежды и второклассника Олега Кулешовых, — дочка — полненькая, флегматичная, совсем не спортивная. Прыгать через «козла» совсем не получается, отжимается всего двадцать раз. По физкультуре — «тройка». Плачет, когда идет на физ-ру. Преподаватель вместо помощи — равнодушие или даже презрение. Сын же наоборот — шустрик. По трубе без ног на самый верх лазает, очень сильные руки. Но и у него проблемы. «Два» — за скакалку и волейбол. Вот скажите: кто их должен научить прыгать и не бояться мяча? Наверное, прежде всего учитель, а потом родитель. Да и вообще, я считаю, оценки за спортивные достижения — это бред. А тут еще ГТО. Да еще будут учитывать нормы при поступлении наравне с ЕГЭ Да современным детям не нормы ГТО нужны, а приличное снижение нагрузки. Тогда они будут успевать и спортом заниматься и любимым делом. Не знают уже чем еще загрузить детей.
Другая мама высказывает совершенно противоположное мнение:
— На Кубани вот уже не первый год вместо двух часов физкультуры ученики посещают три, возросло количество часов и у студентов. Я очень довольна. При нынешних колоссальных нагрузках в школе и дома с занятиями с репетиторами дети вообще перестали двигаться. У моего сына раньше была двигательная нагрузка — это расстояние от школы до дома. В школе сидит, дома сидит. Сейчас три часа физкультуры плюс секция по боксу. Стал крепче, практически перестал болеть простудными заболеваниями. Я за нормы ГТО. Это определенный стимул развития массового спорта.
Да ведь никто и не против, чтобы дети занимались спортом. Все дело в том, как занимались, и кто руководит занятиями. Одно дело, когда заинтересованный, болеющий всем сердцем за детей, человек, и совсем другое — временщик, который пришел, отсидел уроки и получил зарплату.
Все-таки очень хочется, чтобы внедрение норм ГТО было не очередным популизмом и ностальгией по советскому прошлому, а действительно стимулом к массовому занятию спортом, и не из-под палки, а добровольно. Говорят, же что после Олимпиады, якобы остались деньги. И эти деньги хотят пустить на строительство некоммерческих спортивных секций, клубов «в шаговой доступности», во дворах. Правда, озвучивается совсем смешная цифра — полтора миллиарда рублей. Можно ли на эту сумму кардинально изменить ситуацию с физкультурой и спортом в нашей стране?
А вот идея нашего президента о том, чтобы работодатель включил в соцпакет возможность компенсировать сотрудникам оплату занятий спортом в клубах и спортивных секциях, мне очень нравится. Кроме того, даже денежно поощрять тех, кто ведет активный здоровый образ жизни. Только кто ж на это пойдет?
Компетентно:
Специалисты утверждают, что растущему организму требуется 10-12 часов двигательной активности в неделю, то есть ни два, ни три урока физкультуры школьника «не спасают». Родителям, которые хотят, чтобы их дети росли здоровым и гармонично развивались, придется заинтересовать их спортивной секцией и добиться того, чтобы ребята занимались спортом вне школы.
В чем же суть этой системы? Для чего все это нужно?
В школах с 1931 года до 1991 года, начиная с десяти лет, ребята сдавали определенные виды упражнений. Для каждого возраста была установлена своя норма. Например, подтягиваться на перекладине — столько, прыгнуть — столько. Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепление здоровья граждан, являлся основой системы физвоспитания и был призван способствовать развитию массового физкультурного движения в Советском Союзе.
Сама я не застала норм ГТО. Когда я училась в старших классах, Союз распался. Но родители, муж с гордостью показывали мне свои золотые значки ГТО (были еще бронзовые и серебряные). Если не вдаваться в подробности — они гордятся тем, что были причастны к этому движению.
Прекрасно помню, как физрук гонял нас по стадиону, мы бросали мяч, подтягивались, прыгали в песок... Все эти нормативы сдают и сегодня мои дети-школьники на уроке физкультуры на оценку.
Интересно, сейчас к слову «нормативы» приставят «ГТО» и все? Сменят вывеску, а суть останется? Или же на порядок повысят нормы? Например, если сейчас ученик пятого класса должен отжаться от перекладины тридцать раз, то по нормам ГТО он должен это сделать на десять раз больше? А потом появятся страшные сообщения в СМИ: «Ученик умер после урока физкультуры». Кстати, таких реальных случаев не так уж и мало.
Пока я не понимаю отличие нынешних норм от будущих.
И к тому же «нынешнее племя», не то, что было двадцать или даже десять лет назад. Сейчас десятиклассник не подтянется на перекладине и пяти раз. Они сейчас больше ведут «прикомпьютерный образ жизни».
А как же физкультура? А что физкультура. Какие-то планы и правила существуют до шестого класса, пока дети маленькие и их могут контролировать родители. Дальше школьники нагло сачкуют с этих уроков. Потому что не привили им любовь к спорту раньше. Потому что взрослые преподаватели физ-ры наплевательски относились к своим обязанностям.
Как сейчас проходят уроки физкультуры в старших классах? Удалось как-то понаблюдать. Мальчишки гоняют мяч на поле (если тепло), если холодно в спортзале — волейбол. Девочки прогуливаются вокруг школы на каблуках, щелкают семечки. В зале — группируются на скамейке или на матах, устраивают посиделки. Сам физрук — здесь же. Или играет с пацанами. Или же в тренерской комнате режется в нарды с другими преподавателями. А потом когда приходит время (портится настроение у физрука) хрупких, болезненных детей заставляют «ставить рекорды».
Физкультура в школе должна укреплять, а не подрывать и без того слабое, на ладан дышащее, здоровье. И иногда совершенно бесполезно объяснять учителям, что невозможно оздоровить, ЗАСТАВЛЯЯ выполнять нормативы. Нужно быть честными: в том, что дети ненавидят спорт и физкультуру очень часто виноваты родители.
Почему мы не проводим с ними время на свежем воздухе, не учим подтягиваться, прыгать на скакалке, бросать мяч в кольцо?... Да потому что нам, дорогие родители, очень удобно, когда ребенок молча сидит у компьютера или телевизора, не пристает с вопросами и просьбами поиграть. Почему некоторым родителям проще взять липовую справку освобождения от занятий физкультуры, чем объяснить чаду полезность спорта?
Не могу сказать, что очень любила физ-ру в школе, особенно в старших классах. Но на сорок человек из класса у нас не было ни одного освобожденного. Сейчас картина другая. Справки имеет добрая половина современного класса. Причем по новым правилам у каждого ученика должна быть своя группа здоровья. Дети, имеющие особый статус в связи со своим состоянием здоровья, обязаны заниматься в спецгруппах. Там свой преподаватель, своя программа, свои нагрузки. Но где, в какой школе эти требования исполняются. В худшем случае освобожденные сидят в уголке спортзала, в лучшем — им дают темы доклада.
— Учитель физкультуры — это каторжный труд, если им заниматься не для галочки, — сетует знакомый физрук, — каждый ребенок должен быть на виду. Ответственность колоссальная. Дыхание, пульс, даже цвет лица — все важно. Кто за этим следит? Тут бы уследить, чтобы они не поубивали друг друга. Нормы существуют и сейчас... Но все прекрасно понимают, что дети разные. Для одной девочки присесть 15 раз — это уже подвиг, для другой и ста маловато будет. В силу характера, показателей здоровья, физической активности — для одних эти нормы — раз плюнуть, для других — с трудом выполнимы. Каждый преподаватель, в идеале, должен разрабатывать свою систему, методику преподавания, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Представляете, кто этим будет заниматься? Нельзя гнать детей на выполнение норм. Именно обязаловка погубила ГТО. Нужно учить их быть здоровыми. А дети сейчас, ох, какие слабые. Нормативы снижаются и снижаются... Скоро нужно будет не пробежать два круга стадиона, а проползти...
Последнее время многие родители недовольны, как проводятся уроки физ-ры в школе. Причем все прекрасно понимают, что без занятий спортом их дети превратятся в рыхлых увальней.
— Наш физрук отбил всякую охоту ходить к нему на уроки, — рассказывает мама восьмиклассницы Надежды и второклассника Олега Кулешовых, — дочка — полненькая, флегматичная, совсем не спортивная. Прыгать через «козла» совсем не получается, отжимается всего двадцать раз. По физкультуре — «тройка». Плачет, когда идет на физ-ру. Преподаватель вместо помощи — равнодушие или даже презрение. Сын же наоборот — шустрик. По трубе без ног на самый верх лазает, очень сильные руки. Но и у него проблемы. «Два» — за скакалку и волейбол. Вот скажите: кто их должен научить прыгать и не бояться мяча? Наверное, прежде всего учитель, а потом родитель. Да и вообще, я считаю, оценки за спортивные достижения — это бред. А тут еще ГТО. Да еще будут учитывать нормы при поступлении наравне с ЕГЭ Да современным детям не нормы ГТО нужны, а приличное снижение нагрузки. Тогда они будут успевать и спортом заниматься и любимым делом. Не знают уже чем еще загрузить детей.
Другая мама высказывает совершенно противоположное мнение:
— На Кубани вот уже не первый год вместо двух часов физкультуры ученики посещают три, возросло количество часов и у студентов. Я очень довольна. При нынешних колоссальных нагрузках в школе и дома с занятиями с репетиторами дети вообще перестали двигаться. У моего сына раньше была двигательная нагрузка — это расстояние от школы до дома. В школе сидит, дома сидит. Сейчас три часа физкультуры плюс секция по боксу. Стал крепче, практически перестал болеть простудными заболеваниями. Я за нормы ГТО. Это определенный стимул развития массового спорта.
Да ведь никто и не против, чтобы дети занимались спортом. Все дело в том, как занимались, и кто руководит занятиями. Одно дело, когда заинтересованный, болеющий всем сердцем за детей, человек, и совсем другое — временщик, который пришел, отсидел уроки и получил зарплату.
Все-таки очень хочется, чтобы внедрение норм ГТО было не очередным популизмом и ностальгией по советскому прошлому, а действительно стимулом к массовому занятию спортом, и не из-под палки, а добровольно. Говорят, же что после Олимпиады, якобы остались деньги. И эти деньги хотят пустить на строительство некоммерческих спортивных секций, клубов «в шаговой доступности», во дворах. Правда, озвучивается совсем смешная цифра — полтора миллиарда рублей. Можно ли на эту сумму кардинально изменить ситуацию с физкультурой и спортом в нашей стране?
А вот идея нашего президента о том, чтобы работодатель включил в соцпакет возможность компенсировать сотрудникам оплату занятий спортом в клубах и спортивных секциях, мне очень нравится. Кроме того, даже денежно поощрять тех, кто ведет активный здоровый образ жизни. Только кто ж на это пойдет?
Компетентно:
Специалисты утверждают, что растущему организму требуется 10-12 часов двигательной активности в неделю, то есть ни два, ни три урока физкультуры школьника «не спасают». Родителям, которые хотят, чтобы их дети росли здоровым и гармонично развивались, придется заинтересовать их спортивной секцией и добиться того, чтобы ребята занимались спортом вне школы.
Инна Мочалова
Специально для «ВК Пресс»
Специально для «ВК Пресс»
12018
25 марта 2014 Похожие материалы