Станет ли Центральная Азия «антиРоссией»: о саммите «С5+1»?

Станет ли Центральная Азия «антиРоссией»: о саммите «С5+1»?

После сдачи Нагорного Карабаха Азербайджану рассчитывать на очевидный пророссийский курс других «союзников» по СНГ, ОДКБ, ЕАЭС Москве, мягко говоря, будет затруднительно. Вон уже в Ереване от представителей вашингтонской администрации, образно говоря, не протолкнуться. Процесс, как говорится, пошел.

Очередным проявлением дезинтеграционных проявлений в рамках существующих договоренностей РФ с государствами постсоветского пространства можно смело считать состоявшуюся 28 сентября встречу президента Казахстана с канцлером Германии. Токаев был в Берлине с официальным визитом, и на совместной пресс-конференции с Олафом Шольцем он подчеркнул, что Астана будет следовать мерам против Российской Федерации в области обхода санкций, и заверил визави, что у Германии нет причин опасаться обратного.

Разумеется, такое заявление не могло остаться без внимания российского МИДа, в котором прокомментировали слова «дружественного» лидера таким образом: «Мы не вмешиваемся в отношения Республики Казахстан с третьими странами. Одновременно исходим из того, что между Москвой и Астаной существует целый комплекс договоренностей, определяющих наши отношения как стратегическое партнерство и союзничество».

Трудно, согласитесь, простому человеку уразуметь, в чем смысл подобной риторики? Как понять, что руководитель страны — участницы военного оборонного союза с РФ дает гарантии антироссийских действий руководителю одной из самых агрессивных в отношении РФ стран — членов НАТО, а в российском внешнеполитическом ведомстве говорят о том, что это совсем не мешает стратегическому партнерству и союзничеству? Вряд ли, на мой взгляд, так должно реагировать на действия союзников любое уважающее себя государство. Даже при том, что в условиях антироссийских санкций государства Средней и Центральной Азии играют немаловажную роль в обеспечении того же параллельного импорта. Но, похоже, правила игры меняются и РФ будут показательно лишать партнеров и в этом регионе.

Впрочем, визит Токаева в Берлин стал прямым продолжением прошедшего на прошлой неделе на полях генассамблеи НАТО саммита С5+1 (Центральная Азия + США), на котором Вашингтон открыто заявил, что переходит «к более прагматичному варианту взаимодействия с республиками региона» и что администрация Байдена готова оказывать им экономическую помощь и развивать сотрудничество «в надежде на то, что эти страны будут сворачивать повестку взаимодействия с Россией». Более того, в Вашингтоне готовы, так сказать, поступиться принципами своей демократии и исключить из идеологии будущего стратегического партнерства такие составляющие, как систематическое нарушение прав человека авторитарными режимами, религиозный экстремизм и т. д. А президент Соединенных Штатов после переговоров с президентами Казахстана (член ОДКБ), Узбекистана, Таджикистана (член ОДКБ), Туркмении и Киргизии (член ОДКБ) на радостях даже заявил, что для него «большая честь» провести совещание с руководителями республик Центральной Азии.

Впрочем, очевидно, что не имеющая пока особого успеха политика кнута в отношении периферийных ранее для интересов США азиатских государств, которым Белый дом регулярно грозит вторичными санкциями за поддержку РФ, сменяется политикой пряника. И насколько она будет успешной, сказать сложно, ведь пока еще политические элиты этих стран тесно завязаны на российских сырьевых, энергетических и иных проектах, а обещания сказочного сотрудничества с США — пока только обещания. 

Поэтому совершенно понятно, почему президент Казахстана на следующий день после возвращения из Берлина поспешил заявить, что Казахстан, мол, «не антиРоссия», что придерживается курса на всестороннее сотрудничество с РФ, что у нас самая протяженная граница и т. д.

Впрочем, Восток — дело тонкое, и, думается, казахский лидер так говорит пока. Пока американцы не сделали ему и его коллегам по региону предложения, от которого нельзя отказаться. А в том, что оно вскоре последует, сомнений нет. И как поведут себя лидеры азиатских республик бывшего СССР в этом случае? Будут торговаться с Москвой, требуя все новых и новых послаблений в торговле, поставке энергии и многого другого до последнего, или демонстративно покинут все договоры, в которых участвуют? А вы как считаете?

Ранее мы писали: Так кто же поджигатели войны? В Москве собрались представители 76 стран из ОДКБ, ШОС, БРИКС, Лиги арабских и африканских стран, чтобы обсудить пути снижения международной напряженности. Речь идет об XI Московской конференции по международной безопасности в подмосковном парке «Патриот».

Раскол в БРИКС: реальность или миф? СМИ уже месяц пестрят сообщениями о предстоящей в 20-х числах августа ежегодной встрече членов содружества БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. При этом особенно активно муссируется тема предстоящего раскола организации. И это впервые с момента ее основания. 

Читайте также: США задумали реформу Совбеза ООН: будет ли РФ лишена права вето? Поражение Украины в любом виде неприемлемо для администрации Байдена. Поэтому не менее активно, чем в плане военной и финансовой помощи Киеву, Соединенными Штатами ведутся наступательные действия и по дискредитации российской дипломатии во всех международных институтах сотрудничества.