Лишь бы техника не подвела! АПК Кубани готовится к посевной: нужны ремонт и обновление

Лишь бы техника не подвела! АПК Кубани готовится к посевной: нужны ремонт и обновление

В декабре на кубанских полях — полное затишье. Лишь кое-где шелестит листьями неубранная кукуруза на радость грызунам. Основные работы переместились в мастерские, где идет ремонт сельскохозяйственной техники. Давайте и мы туда заглянем.

Закупки упали: денег не хватает

В общей сложности предстоит поставить на линейку готовности 33817 тракторов, 7903 зерноуборочных и 552 кормоуборочных комбайнов, 6911 дисковых борон, 11804 культиватора, 9787 сеялок. В ремонт включились 5592 человека, и все запланированные работы обойдутся сельхозпредприятиям и крестьянско-фермерским хозяйствам более чем в 6,5 миллиарда рублей.
Надо сказать, что по технической оснащенности сельскохозяйственного производства Краснодарский край является лидером не только в Южном федеральном округе, но и в целом по России. Если в среднем по стране энерговооруженность на один гектар пашни составляет на сегодня 158,8 лошадиных сил, то у нас — свыше двухсот.
Что это значит? Прежде всего то, что большая часть технологических операций — подъем полупара и зяби, вспашка, сев зерновых колосовых и пропашно-технических культур, их уборка проходят в оптимальные сроки, что в значительной мере позволяет избежать больших потерь урожая. Тем не менее парк машин нуждается не только в ремонте, но и в обновлении.

И здесь на пути появился первый камень преткновения. Из-за дороговизны техники у крестьян резко упала покупательская способность, о чем говорят данные министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края.
По состоянию на 10 декабря удалось приобрести лишь 462 трактора, что значительно меньше прошлых лет. Причем четвертая их часть приходится на три муниципальных образования: Выселковский район — 46, Тимашевский — 38 и Каневской — 33 трактора.
Не может насторожить и то, что львиная их доля — 250 единиц, или 54,1 процента, — составляют белорусские МТЗ. Тяжелой, мощной техники приобретено всего-навсего 36.

По зерноуборочным комбайнам не лучше картина — их закупили 83, преимущественно из Ростсельмаша (55). Из 35 сельскохозяйственных районов 12 вообще не приобрели ни одного комбайна РСМ. Зато белоглинцы, тимашевцы и динчане смогли откуда-то «выцарапать» четыре CLAAS.

Что касается кормоуборочной техники, то здесь, по сути дела, и говорить не о чем: девять комбайнов доставили в Краснодарский край из Ростова и Брянска. О «Ягуарах» можно забыть, и это одна из причин того, что сельхозпроизводители неохотно берут отечественные кормозаготовительные машины. Не дотягивают они пока до импортных образцов.

Наступит ли облегчение?

Впрочем, винить российских машиностроителей во всех бедах будет несправедливо. За четверть века (с 2000 года) доля отечественной техники на нашем рынке увеличилась с 24 до 70 процентов.
Это стало возможным благодаря крупным инвестициям, строительству новых заводов и росту инженерных компетенций. Однако в 2024 и 2025 годах отрасль столкнулась с неожиданным торможением. И западные санкции, мировая конъюнктура здесь ни при чем.
По информации заместителя министра сельского хозяйства РФ Андрея Разина, с 2020 по 2024 год средняя цена металла выросла на 62 процента, природный газ подорожал почти вдвое. Ключевая ставка ЦБ повысилась с 4,25 до 21 процента. Короче говоря, машиностроителей загнали в глубокий угол.
Сегодня предприятия работают в режиме неполной занятости, приостанавливают инвестиционные проекты. Ростсельмашевцы с февраля трудятся в одну смену, с августа перешли еще и на трехдневную рабочую неделю.

Правительство принимает ряд серьезных мер по оздоровлению обстановки, хотя кардинально поменять ее будет сложно, особенно в Краснодарском крае и Ростовской области, где аграрии пережили сильную засуху и недополучили большие объемы пшеницы, кукурузы, подсолнечника и сои. Денег, как говорят в таких случаях, впритык, на самое необходимое: зарплату работникам, покупку горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений. С обновлением техники придется подождать, хотя это не есть хорошо.

Будет ли облегчение? Конечно. Минпромторг и Минсельхоз РФ запустили новую программу льготного лизинга, выделив дополнительное финансирование компании «Рос-агролизинг». Удалось добиться снижения ставки в рамках программы льготного кредитования на приобретение сельхозмашин.

Будем объективны: российским машиностроителям нужно время, чтобы выпустить технику, ни в чем не уступающую зарубежным аналогам. Шанс им предоставлен — никакой конкуренции. Денег добавят, и будет все хорошо. По крайней мере, аграрии на это надеются.

Ф.ШАТРОВ.

Ранее писали:

Острая тема! Самолёт вместо системы: почему спасение полей поручили облакам

Возвращаемся к напечатанному. «Будем ждать милости от природы…» В материале под таким заголовком говорилось о катаклизмах погоды. Была опубликована таблица-прогноз Росгидромета о предполагаемой средней температуре и сумме осадков зимой и летом на территории ЮФО в ближайшие десять лет. Редакция также пообещала более подробно рассказать о том, как на Ставрополье борются с атмосферной и почвенной засухой. Сегодняшняя корреспонденция именно на эту тему.

Коллектив — это звучит гордо! Как нужно собирать команду в АПК на примере хозяйства на Кубани

В феврале 2017 года тиражом в 700 экземпляров вышла из печати красочно иллюстрированная книга «Агрофирма «Прогресс»: история успеха по-лабински». У меня она с дарственной надписью учредителя известного на всю Россию сельхозпредприятия Героя труда Краснодарского края Александра Неженца все это время находится на рабочем столе. Уж больно много хороших мыслей, идей в ней заложено.

Утомленные засухой хозяйства Кубани: "Милее музыки дождя нет ничего на свете"

Атмосферная и почвенная засуха-2025, охватившая весной и летом северную зону края, еще долго, похоже, будет держать аграриев за руки и за ноги. На такие раздумья наводит ситуация, складывающаяся на севе озимых культур, который, по идее, должен закончиться до 20 октября — в самые оптимальные сроки — с учетом всех капризов погоды. Впрочем, давайте все по порядку анализировать.