Департамент транспорта обиделся, или Почему крючкотворствует Оркопуло?

Департамент транспорта обиделся, или Почему крючкотворствует Оркопуло?
Пару лет назад появился маршрут Степной — Каневская. Как люди радовались! За столько лет существования поселка люди наконец получили возможность ездить в район.  Но, как говорится, хорошего понемногу.
«Верните автобус!»

Так называлось письмо нашей читательницы Антонины Васильевны Карпенко из поселка Степного Каневского района, опубликованное в еженедельном спецвыпуске «Из почты «ВК»: о жизни, о себе» 23 мая 2013 года. Вкратце напомним суть:

«Пишу по просьбе односельчан. Живем мы в небольшом поселке Степном, который находится в 30 километрах от станицы Каневской. Детей возят автобусами в школу и детский сад в пос. Кубанская Степь. Это в семи километрах от Степного.

В прошлом году Кубанскому Степному сельскому поселению исполнилось 90 лет со дня образования. Праздник отмечали и в Степном. Много было сказано благодарных слов в адрес тружеников растениеводства и животноводства. Наш совхоз из года в год славится высокими показателями урожайности в растениеводстве. В районе занимает первые места. Население поселка около 380 человек, из них больше ста человек — пенсионеры. Эти люди всю свою сознательную жизнь работали в совхозе, многие из них получили звание ветерана труда. И до боли в сердце обидно, что мы, жители поселка, не заслужили ничего, никаких благ и привилегий.

…Пару лет назад появился маршрут Степной — Каневская. Как люди радовались! За столько лет существования поселка мы наконец получили возможность ездить в район. Три года мы имели возможность посещать поликлинику и другие организации в районном центре. На этом автобусе люди также могли ездить в п. Кубанская Степь — на работу, на почту, в сберкассу, в амбулаторию. Но, как говорится, хорошего понемногу.

Пришла новая власть, новый глава района А.В. Герасименко. Автопарк выкупил частный предприниматель. И все рухнуло в одночасье. Маршрут наш отменили с вердиктом «убыточный». Народ в недоумении: как может маршрут быть убыточным, если он из нашего поселка заходил в Кубанскую Степь, потом еще на хутор Сухие Челбасы, и очень редко пассажиры сидят, в основном автобус — под завязку! Переполнен на все двести процентов.

И еще больше гложет обида за то, что один наш поселок Степной стал жертвой частного бизнеса. И правду гласит народная поговорка: сытый голодному не товарищ. Да, были тяжелые времена, не было транспорта, выходили за семь километров на трассу, потом строили коммунизм. Некогда было думать о «привилегиях». Но сейчас общество раскололось на бедных и богатых. И те люди, которые построили прекрасную жизнь, остались за бортом.

Мы обращались к местному поселковому главе, к заместителю районного главы. И никто нам не помог. Нам заместитель главы района по социальным вопросам С.Ю. Кукарека прямым текстом заявил: «Автобуса не будет». Наш местный глава организовал подвоз людей до пос. Кубанская Степь на рейсовый автобус, который идет маршрутом Челбасская — Каневская. Подвоз осуществляет «уазик», который в это время везет животноводов с фермы п. Степного в Кубанскую Степь. Но пожилым людям очень трудно подняться в этот «уазик», им приходится становиться чуть ли не на колени и залезать в него — ступенька очень высокая.

Всю боль и обиду жителей поселка трудно передать словами — никто нас не хочет слушать. Прошу вас, помогите!»

Наш запрос и их ответ

Как обычно (это десятилетиями сложившаяся система контроля действенности публикаций «Вольной Кубани»), данное письмо (вместе с запросом на имя руководителей) мы направили в администрацию Каневского района и департамент транспорта Краснодарского края. А как иначе? Транспортный конфликт районного масштаба ну просто обязана помочь разрулить вышестоящая организация, в состав которой, как указано в справочнике, входят несколько отделов, в том числе и «организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом». Потому как обижены люди — простые селяне. И не просто обижены — очень!

Итак, мы отправили на имя руководителя департамента транспорта Краснодарского края А.П. Оркопуло запрос:

«Уважаемый Анастас Петрович!

Краевая газета «Вольная Кубань» большое значение придает работе с письмами и жалобами читателей. Ни одно заявление наших граждан не остается без внимания, мы обязательно добиваемся решения проблемы, затронутой в письме или критическом выступлении.

Направляем письмо А.В. Карпенко из п. Степного Каневского района «Верните автобус!», опубликованное 23.05.2013 года.

Убедительно просим рассмотреть эту жалобу, разобраться по сути вопроса и сообщить редакции о принятых мерах, а мы, в свою очередь, проинформируем общественность Кубани.

С уважением

заместитель главного редактора

О.В. ЦВЕТКОВА».

И вот что нам на днях официально ответили:

«Департамент транспорта Краснодарского края, рассмотрев письмо № 87 от 5.06.2013, сообщает следующее.

Департамент неоднократно сообщал в ответ на ваши письма, что согласно статье 39 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статус редакции определен статьей 19 Закона № 2124-1.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде.

Таким образом, правом на запрос о предоставлении информации о деятельности органа государственной власти в соответствии с Законом № 2124-1 наделен главный редактор.

Учитывая, что к запросу не приложен документ, подтверждающий полномочия лица, его подписавшего, действовать от имени редакции, правовые основания для предоставления запрашиваемой в соответствии со статьей 39 Закона № 2124-1 информации отсутствуют.

Кроме того, обращаем ваше внимание, что в соответствии со статьей 3 закона Краснодарского края от 7.06.2001 № 365-КЗ «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края — администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2.03.2011 № 168 «О департаменте транспорта Краснодарского края» наименование департамента — департамент транспорта Краснодарского края.

В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края временно исполняющим обязанности руководителя департамента назначен Анастас Петрович Оркопуло.

Временно исполняющий обязанности руководителя департамента

А.П. ОРКОПУЛО».

Классика бюрократизма

Да, редакцией руководит главный редактор. А еще — Волга впадает в Каспийское море…

Такого в 96-летней истории нашей газеты, пожалуй, еще не было: с завидным, скрупулезным постоянством, достойным, право же, лучшего применения, департамент транспорта в лице А.П. Оркопуло… учит нас, журналистов, работать и жить! Причем не в первый раз. Так было (именно теми же словами) с письмом Л.П. Нечаевой «Ужастики краснодарского вокзала» (январь 2013-го), с критической публикацией собкора «ВК» «Записки пострадавшей, или Славянская палата № 6» (тоже январь 2013-го). И вот — сегодня…

Бог с ними, предыдущими «обучательными» моментами, но почему Анастас Петрович даже словом не обмолвился о самом письме Антонины Васильевны? О транспортной проблеме, волнующей 380 жителей поселка Степного? Ах да — вы настаиваете на том, что регламент не соблюден-с, нет подписи главного редактора. Такая обида…

Минуточку, а почему она, подпись эта, на редакционном запросе должна быть?

Да, как указано в статье 39 Закона о СМИ, «главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде».

Однако где в Законе сказано, что каждое письмо или запрос (а в редакции их не сотни — тысячи!) должен подписывать именно главный редактор? Упустили вы, Оркопуло, как-то из виду, что статья 47 того же Закона о СМИ «Права журналиста» звучит так: «Журналист имеет право: 1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию… 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну…».

Интересно, какую такую транспортную тайну так свято охраняет временно вверенный вам, Анастас Петрович, департамент? Не поделитесь? Кстати, судя по вашей чудесной логике, на все жалобы в администрацию края (и в ваш департамент транспорта в том числе) в обязательном порядке должно ответить первое лицо, в вашем случае исключительно губернатор Александр Николаевич Ткачев?

Очевидно, у вас на Красной, 35, как и у нас на Рашпилевской, 106, действует внутренний регламент, по которому, как говорится, у каждого — своя серьга. То бишь четко очерченный круг должностных обязанностей.

Вот и мне (кстати журналисту с 37-летним стажем) вменены в числе прочих следующие должностные обязанности: «В соответствии со статьей 19 «Статус редакции» Закона РФ «О средствах массовой информации» наделить полномочиями и правом подписи на официальных запросах и прочей переписке редакции в рамках работы отдела писем и действенности заместителя редактора по гуманитарным проблемам Цветкову О.В.».

Так что, как бы вам ни хотелось обратного, А.П. Оркопуло, подпись моя на редакционных запросах является, выражаясь юридическим языком, правомерной. И поверьте, настолько это ответственная обязанность, если не сказать тяжелая ноша — в буквальном смысле этого слова выбивать из напрочь порой увязших в своем псевдощепетильном величии (в народе говорят проще — зажравшихся) чиновников и руководителей по-настоящему деловую, а главное — действенную, результативную реакцию на критическое выступление народной независимой газеты!

И последний вопрос, господа транспортники: какую конкретно цель преследовали вы, вдаваясь в этот пустопорожний (по сути, а не по форме, разумеется) анализ нашего профессионального закона? Отодвинем на секунду статусно-регламентирующие моменты. Скажите, пожалуйста, изменилось хоть что-то в проблеме селян из Степного от количества букв и звуков в этой уже, похоже, злополучной подписи?

Минуточку, а может, вам просто отвечать на наши редакционные запросы нечего? Это ж работать надо: разбираться, анализировать, думать, решать… Чтобы конкретно помочь конкретному человеку.

И где — эффективность?

Ровно год назад, в июне 2012-го, в администрации Краснодарского края состоялось представление новых руководителей всех министерств и ведомств региона. Каждого из них представил губернатор Кубани Александр Ткачев. В целом команда власти серьезно обновлена. Говорят, что кандидатов на руководящие посты искали как в Москве — людей с опытом работы на федеральном уровне, в других регионах страны, так и в районах края. В том числе в кубанской глубинке.

— Мы не пошли по пути перемен ради самих перемен. Нам надо, чтобы система власти в современных условиях работала эффективно. Разумное перераспределение сил на фоне общего сокращения аппарата чиновников — это тот принцип, который мы положили в основу наших реформ, — подчеркнул тогда губернатор Александр Ткачев.

А где в данном конкретном случае эффективность?

Перераспределили…

В 2012 году по обращению правоохранительных органов и поручению председателя Законодательного собрания края сотрудники Контрольно-счетной палаты края проверили некоторые аспекты финансово-хозяйственной деятельности департамента транспорта Краснодарского края за последние ТРИ года. Установили, что департамент допускает многочисленные нарушения законодательства, не осуществляет должного руководства подведомственными организациями, не обеспечивает эффективного использования бюджетных средств. Ужасающие цифры и факты приводятся в отчете КСП (он опубликован в «Вольной Кубани» 6 июня 2013 года) — в целом выявлены финансовые нарушения и недостатки на общую сумму 747872,1 тысячи рублей! По итогам этой проверки уволены руководитель департамента и заместитель начальника отдела экономики департамента, объявлены выговоры…

Так что — по всему выходит — исправляться надо, господа чиновники! А не крючкотворством заниматься. Ну и конечно, людям помогать — по должности и по совести.


Ольга ЦВЕТКОВА.
Заместитель главного редактора «Вольной Кубани».