Вероника ЖУРАВЛЕВА-ПОНОМАРЕНКО: «Останавливаться некогда»

Вероника ЖУРАВЛЕВА-ПОНОМАРЕНКО: «Останавливаться некогда»

Народная артистка России художественный руководитель и генеральный директор Краснодарской филармонии Вероника Журавлева-Пономаренко завтра отметит знаменательный светлый юбилей. Блистательная, непохожая ни на кого. Энергичная, независимая казачка. Только сама по себе и всему вопреки. За это ее полюбил великий композитор Григорий Пономаренко, за это ее любят поклонники.

Юбилей!


Казалось бы это не про нее. Своей яркой внешностью, богатым и красивым голосом она кого угодно введет в заблуждение о своем возрасте. Но она никогда его не скрывает.


Ей — шестьдесят. Из них 42 года — на сцене!


Свой юбилей она встретит, конечно же, на творческом взлете. Так совпало, что 2 августа состоится грандиозный концерт Краснодарской государственной филармонии имени Г. Ф. Пономаренко. Это итоговый огромный труд всего коллектива, посвященный 75-летию прославленного культурного учреждения, старейшего концертного центра нашего края.
Сегодня это, бесспорно, лучший, самый престижный концертный зал в столице Кубани. Здесь проходят самые важные торжественные мероприятия. Гости края не мыслят культурной программы, не посетив эту жемчужину. Но так было не всегда...


Вероника Ивановна вот уже девять лет руководит филармонией. За эти годы, мы воочию видим, концертное учреждение расцвело и внешне и внутренне. Артисты еще помнят, как, увы, падала штукатурка с потолка, как латали дыры на концертных костюмах, как не хватало транспорта, чтобы поехать на гастроли...

Генератор творческих идеей


75 лет для филармонии — весьма почтенный возраст. Для творческого коллектива такая цифра также значит много. Пройдено испытание временем, пережиты вместе со страной целые эпохи. За плечами череда достижений, ценнейший опыт, крепкие традиции. Но все это также и основательный фундамент для дальнейшего развития, для новых прорывов и свершений.


Но именно последние годы — это путь масштабного творческого роста. Создавались новые коллективы, завязывались творческие связи, расширялся репертуар, росла аудитория. Только движение вперед, только поиск и ускорение! Филармония наверстывала упущенное... Сейчас она открыта для всего нового и талантливого, зачастую больше, чем столичные коллективы и творческие организации. В этом храмовом здании всегда царит атмосфера добра и оптимизма. И харизма Вероники Журавлевой-Пономаренко, активность, творческое горение на протяжении этих лет — огромный подарок и городу, и всему краю, да что там — всей музыкальной России!


Сплотить огромный коллектив, тем более творческий, — задача непростая. Шестьсот человек под ее началом — это не шутка! «Были притирки, с кем-то пришлось расставаться... Мы дважды прошли реструктуризацию, трижды — реорганизацию. В итоге удалось собрать в филармонии команду единомышленников, сильных профессионалов. Руководители коллективов — мои надежные помощники», — рассказывает Вероника Ивановна.


Она — генератор творческих идей. Ей до всего есть дело. Костюмы для артистов — она. Спорит с костюмером, подбирает ткани, расцветку. Интерьер — она. Строители, электрики ей не прекословят. И во всем, будь то обивка мебели или воссоздание генерального «танцующего занавеса», она вкладывает душу и любовь! А как же без этого? По-другому нельзя. Такова генетика — делать все на совесть.

Истоки — в кубанской станице


...Вероника Ивановна родилась в кубанской станице Медведовской в семье потомственных казаков. В семье творческой, поющей. Помимо Веры родители воспитывали старших брата и сестру. Вера была младшенькой (мама ее родила в сорок два года) и, естественно, любимой. Ее веселый голосок с задорными шутками-прибаутками заставлял улыбнуться и встрепенуться от усталости всех родных. Папа Иван Андреевич Журавлев работал товарным кассирным служащим. Очень одаренный, незаурядный человек, играл на скрипке. Мама Галина Владимировна — ненаглядная казачка-певунья! Пели и все родственники, которые жили поблизости. Они, дети, не понаслышке знали, что такое тяжелый сельский быт: прополоть грядки, замесить тесто. Вставали засветло, а ложились спать — за воротами темень. Но и на шалости времени хватало. Уже с пяти лет маленькая Вера представляла себя артисткой, любила петь перед публикой. Брат с сестрой ходили в станичный клуб заниматься художественной самодеятельностью — и Вера за ними. Ни один концерт не обходился без нее. Все диву давались: ну и память у девчушки, столько песен знает наизусть! Но за всем этим — огромный труд.


Где бы ни пела Вероника: на столичной сцене, в небольшом городке или в станице — она скрупулезно готовится к каждому выступлению. Многочасовые репетиции, тщательно подобранный репертуар, со вкусом подготовленные концертные костюмы — учитывается все, вплоть до мелочи. И никакой небрежности или халтуры не допускается!


«Яркая как исполнительница и самая трудолюбивая» — такую характеристику дала Веронике лучший педагог по вокалу Московского университета имени Гнесиных профессор Людмила Васильевна Шамина.


Восемнадцатилетней девчонкой она приехала в краевую столицу с подругой за сладостями. Встретили одноклассника, который прослушивался в Кубанском казачьем хоре. Решила и она попробовать себя. Понравилась, прошла. Все, наверное, уже знают историю о судьбоносной встрече певицы с великим композитором Григорием Пономаренко. Но повторить не грех! Уж очень она красивая и романтичная.

Муза и хранительница великого композитора...


Вера впервые пришла на репетицию, опоздала. Пономаренко впервые зашел в здание филармонии познакомиться с хором. В коридорах они и встретились. Синеглазая статная красавица с черными косами привлекла внимание композитора. «Если все в вашем хоре такие, то, пожалуй, буду у вас работать!».


Ухаживал красиво, необыкновенно, искренне. Полюбил до конца жизни. До последнего вздоха Вероника была его музой, подругой жизни и хранительницей очага. Все у них было на двоих: и горе, и радости, и успехи, и неудачи. Почти двадцать пять лет счастливой совместной жизни. Сколько концертов вместе, сколько творческих встреч! Именно в этот период жизни Григорий Пономаренко был на особом творческом взлете.


Песни Григория Пономаренко прошли через сердца нескольких поколений и стали символом... По его произведениям потомки смогут понять, как мы жили, как чувствовали, печалились и любили... Песни Пономаренко призывают помогать друг другу, ценить, любить ближних. В них — душа его беспокойная, взывающая к людям о том, чтобы мы не обижали в этой жизни друг друга, любили свою землю и радовались новому дню.


Веронике было спокойно и надежно с Григорием Пономаренко. Он был очень заботливым, и она дарила тем же. Упрекнуть ее не в чем. Выросла не белоручкой, — как настоящая станичница, не уважала еду из полуфабрикатов, поэтому в доме всегда было горячее первое и второе. Прекрасные кубанские борщи и другие изыски. Порядок и уют в квартире.

Приготовление пищи для нее своеобразное хобби по сей день. Объездив с концертами всю страну, бывая за рубежом, Вероника Ивановна непременно интересуется местной кухней, поварскими секретами, необычными кулинарными и сервировочными решениями. Посещая рестораны, не ленится побывать во владениях шеф-повара. И непременно новинки готовит дома.


Счастье, размеренный ритм жизни в одночасье разрушила страшная авария. По чистой случайности Григорий Пономаренко один за рулем легковушки возвращался из Краснодарского аэропорта. Стало плохо с сердцем — лобовое столкновение с другой машиной!..

Песня ведет по жизни


В то трудное время, без Григория Федоровича, помогла выжить песня. Вероника Ивановна полностью ушла в работу. С ансамблем «Ивушка» объездила всю страну. Позже добилась открытия в кубанской столице музея-квартиры композитора, а весной 2005 года вошла в стены родной Краснодарской филармонии новым художественным руководителем и генеральным директором. Сейчас филармония носит имя ее мужа Григория Пономаренко. Она стала вдохновительницей ежегодного фестиваля «Кубань поет Пономаренко». Вероника Ивановна — единственная наследница его огромного творчества. Он оставил колоссальное музыкальное наследие — около пяти тысяч произведений, немалую часть еще предстоит издать. Творчество Пономаренко — работа нынешняя и будущая. Григорий Федорович очень плодовитый композитор. Есть песни, которые писались на заказ: на праздник района, города. Например, есть песни про Кущевскую, Крыловскую, Ленинградскую, написанные Пономаренко от всего сердца. Архивы автора — это настоящий клад, в черновиках можно увидеть муки творчества композитора. Песенное творчество Пономаренко пользуется большой популярностью не только у нас в стране. В Англии, США, Японии, Италии и во многих других странах грамзаписи его произведений издаются большими тиражами. Более 200 песен написано о Кубани. «Здравствуй, наша Кубань!» — это была первая песня, написанная здесь. А сколько песен о Краснодаре! Кубань стала для него родной. Но, несмотря на это, его выразительного таланта хватало и на раздольные волжские песни, и на песни северных снегов. Своим композитора считают в Оренбурге, Поволжье, Липецке, Иванове...


Благодаря Веронике Журавлевой-Пономаренко бережно сохраняется наследие великого композитора, все коллективы филармонии поют Пономаренко. Но идут дальше. Сейчас 70 процентов репертуара филармонии — новые песни и жанры. Наряду с классическими шедеврами артисты включают в свои программы произведения советских и российских композиторов, народные песни и зарубежные хиты. В их творчестве пересеклись разные вокальные традиции: фольклор, джаз и академическое исполнение. Сама Вероника Ивановна пробует себя даже в оперном пении.


Вероника Журавлева-Пономаренко — профессиональный музыкант, глубоко чувствующий музыку, она подняла на должный уровень исполнение русской песни. Кроме того, она является неизменной солисткой ансамбля «Ивушка». Природа щедро наградила ее сильным (диапазоном более двух октав), глубоким и красивым голосом. Помимо прекрасного голоса, который всегда звучит мощно, блестяще и молодо, Журавлева-Пономаренко обладает сильным драматическим темпераментом, ярким артистизмом, чутким слухом и музыкальной памятью.


Она поет задушевно, проникновенно и искренне, затрагивая самые потаенные струны души.

К новым высотам!


Работа любого предприятия зависит от личности руководителя. А Вероника Ивановна несомненно личность. Личность масштабная. Серьезный, состоявшийся организатор не афиширует своих достижений. Так и она говорит, что только слаженная работа коллектива в единой команде, где каждый патриот своего дела, помогает добиться высоких результатов во всем. Впервые попав в Краснодарскую филармонию, люди не скрывают восторга и удивления. Куда не посмотри, кругом чувствуется хороший хозяин. Поражает грандиозный размах, ухоженность и порядок.


Масштаб ее интересов простирается на общероссийский уровень. У Вероники Ивановны и сейчас масса задумок. И главное — все они со временем осуществляются. «Останавливаться некогда...» — говорит она. Ведь счастье Львицы — в упорной работе и в преодолении всевозможных препятствий. Краснодарская государственная филармония имени Г. Ф. Пономаренко спешит покорить новые высоты.


Инна МОЧАЛОВА.