— «Вольная Кубань» проводила «круглый стол» по
— Новшества федерального законодательства оказались настолько значительными, что до сих пор ни федеральный центр, ни субъекты не готовы к его вступлению в силу. Я часто принимаю участие в конференциях, «круглых столах» на федеральном уровне, поскольку стараюсь выезжать на крупные мероприятия, и
проблема, думаю, во многом в том, что этим вопросом занимаются несколько федеральных структур.
Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство строительства и ЖКХ, Министерство промышленности и торговли и еще ряд федеральных ведомств. Подходы по подзаконным актам иногда диаметрально противоположные. В марте в Москве прошел Международный форум «Экология», одним из организаторов которого была Госдума, — там наблюдал дискуссию между представителями федеральных органов в президиуме.
— До сих пор дискуссия? Ведь с 2011 года идет работа.
— Да. Подходы разные. И как следствие — они не могут быть одинаковыми на региональном уровне. Здесь действительно проблема и с федеральным законом, и с подзаконными актами.
— Что можно сказать о ситуации в Краснодарском крае сейчас? Закон поэтапно все же вступает в силу.
— Что касается применения в крае тех
В установленный срок, в сентябре 2016 года, принята территориальная схема — некоторые субъекты ее до сих пор не приняли. Идеальна ли она — это второй вопрос.
В течение года, когда эта схема готовилась, ЗСК и министерство ЖКХ края находились в постоянной дискуссии. Мы были услышаны с мнением по количеству полигонов. Изначально министерство планировало включить в схему только 11, потом 15, в итоге утверждены 74. Этого добилось ЗСК при поддержке Росприроднадзора. Считаем, что это более целесообразно. Сейчас отходы вывозятся на 200 свалок. Из них только 74 вошли в территориальную схему, из которых только 15 лицензированы, 12 внесены в Государственный реестр. Все полигоны, не вошедшие в территориальную схему, должны быть рекультивированы.
— Сейчас идет процесс получения лицензий?
— Идет, но очень сложно. Мы должны до конца года лицензировать все 74 полигона, но это невозможно: процедуру пройдут около 20.
— От кого зависит механизм?
— От Росприроднадзора, но ведомство работает четко в рамках законодательства. Это проблема не сегодняшнего дня — дело в том, что ранее в крае была принята концепция (ее отменили в прошлом году), согласно которой должны были быть построены 11 межмуниципальных полигонов. И муниципалитеты не стали получать лицензии. Однако из 11 построен Белореченский полигон — условно достроен, его ввели в эксплуатацию в середине апреля по решению суда. В стадии строительства — Тихорецкий полигон. Сейчас территориальная схема разбита на 11 регоператоров — как раз по числу несуществующих полигонов.
— Почему ЗСК не поддержало идею 11 межмуниципальных полигонов, а выступило за увеличение их количества?
— Транспортная перевозка мусора отразится на тарифе.
Сейчас основная дискуссия идет по вывозу ТКО из Сочи. Ситуация более чем серьезная.
Этим будет заниматься Белореченский региональный оператор — по территориальной схеме туда входят пять муниципалитетов: Сочи, Туапсинский район, Горячий Ключ, Апшеронский и Белореченский районы. И все должны будут везти отходы в Белореченск. Цена на вывоз мусора из Сочи одна, из Белореченска — другая, но тариф будет одинаковым… Мы за то, чтобы была соблюдена транспортная логистика. И у Сочи должен быть свой полигон. Ряд наших коллег — депутатов Госдумы выступают с предложением, чтобы по федеральной программе в Сочи появился мусоросжигательный завод. Однозначно вопрос по Сочи надо решать: по нашим трассам везли летом мусор через Шаумянский перевал — это нецелесообразно.
— На Шаумянском перевале, вероятно, машины могут по неделе стоять — ждать погоды, чтобы проехать по этой дороге…
— Для наглядности: прошедшим летом мусор уже возили. Правда, не на Белореченский полигон, а по всему краю. Одна машина везла мусор до двух суток! Ситуация в Сочи практически критическая. Здесь самый высокий тариф в крае, неоплата у потребителей огромная. Мусоросжигательный завод — это не самый лучший вариант, все экологи говорят о том, что мусоросжигание — это диоксины. Но находить
— А переработка?
— Это нужное дело. Губернатор в январе подписал постановление по поэтапному введению сортировки отходов, и обозначенные 30 лет для внедрения механизма раздельного сбора не должны пугать. Самое главное для нас сейчас — отделить органику от неорганики. В чем проблема Сочи? К Олимпиаде здесь построен современный мусоросортировочный завод. По проекту он должен был отсортировывать 60 процентов мусора. По факту — с учетом морфологии наших отходов — сортируются всего 6 процентов. Слишком много органики.
Такие заводы в Германии отсортировывают 60–70 процентов мусора и запускают на вторичную переработку. У нас тот же завод не может справиться с нашим мусором…
В Краснодаре с осени мусороуборочная компания должна переходить на раздельный сбор двух фракций. Несколько городов уже занимаются отдельным сбором пластика — это частично Туапсе, Темрюк,
Еще с одной проблемой, не урегулированной федеральным центром, мы столкнулись этой весной в Краснодаре.
С марта начал работать регоператор, стали пересчитывать тариф по новым методикам. И возник ряд сложностей. Первая: теперь в тарифе 22 процента — сбор за негативное воздействие. Раньше «негативка» не зависела от объемов и в тарифах ее не было. Плюс не определено, кто должен платить за бросовый мусор, контейнерные площадки. И в итоге мусороуборочной компании в Краснодаре не посчитали услуги по содержанию мусорных площадок. По мнению администрации края, содержание мусорных площадок должны оплачивать собственники земельных участков. Это управляющие компании, ТСЖ, но в большинстве случаев под площадками — муниципальная земля. Деньги на это не предусмотрены. Регоператор работает с 1 марта. И сейчас Краснодар вместе с регоператором считает, в какую сумму все выльется… Ясно одно: этого сейчас нет в тарифе. Как и бросового мусора.
— Что касается работы ЗСК над законом в этом году — в чем она заключается? Еще многие моменты требуют внимания?
— На апрельской сессии в первом чтении принят проект закона, который имеет прямое отношение к основному новшеству
— Это муниципалы точно не потянут…
— Конечно. Нас поддержали прокуратура, Росприроднадзор. И 19 мая по поручению Владимира Андреевича Бекетова состоялись парламентские слушания по данному законопроекту с участием представителей местного самоуправления. В этом законе ответственность муниципалитетов — в части информационной работы с населением, определения вида сбора. Надо сказать, что принятая территориальная схема — это первый этап. Сейчас все субъекты должны принять программу по работе с отходами. И в этой программе должно быть прописано, как будут рекультивированы полигоны, за чей счет. Ряд субъектов эти полномочия передали местному самоуправлению — то есть предусмотрели финансирование.
— Судя по всему, Год экологии и в стране, и в регионе должен пройти знаково?
— Думаю,
Беседовала Наталья КУЛАКОВА.