Учитель больше не профессия, а подвиг: кто будет учить наших детей завтра?

Учитель больше не профессия, а подвиг: кто будет учить наших детей завтра?

Каждый день миллионы детей идут в школу, не задумываясь о том, кто стоит за их знаниями, открытиями и успехами. А между тем, именно учитель — тот невидимый архитектор будущего, который формирует личность, воспитывает характер и открывает горизонты. Однако сегодня учитель не просто передаёт знания — он борется с перегрузкой, демографическим спадом и усталостью, пытаясь сохранить смысл своей работы. Мы разобрались, почему важнейшая профессия превращается в поле битвы за будущее поколений, и почему поддержка педагогов становится делом национальной значимости.
Сокращение числа педагогов

За последние годы число учителей в России уменьшается. В 2024/25 учебном году в школах работало около 1,13 миллиона учителей, годом ранее педагогов было 1,14 миллиона, а если учитывать только штатных преподавателей, то выходит 1,08 миллиона против 1,07 миллиона в 2024 году.
Сокращение кадров коснулось почти всех дисциплин, наиболее заметно — второго иностранного языка. Причина проста: после введения в 2022 году новых образовательных стандартов изучение второго иностранного стало необязательным, и теперь его выбирают лишь около 566 тысяч школьников против 2–3 миллионов несколько лет назад.
Исключением остаётся английский язык: педагогов по этому предмету становится больше практически каждый год. Незначительный рост наблюдается и среди учителей математики, а с 2024 года увеличилось количество преподавателей ОБЖ — дисциплины, переименованной в «Основы безопасности и защиты Родины». Для её ведения в школы планируют привлекать ветеранов боевых действий.

Сельские школы

Особенно быстро сокращается число педагогов в сельской местности — в среднем на 1,7% в год против 0,1–0,2% в городах. Учителя уезжают в города, а молодежь не готова работать за скромную зарплату в деревнях. Одновременно с этим за последние годы в России закрылось почти три тысячи сельских школ, что еще больше усугубило кадровую ситуацию. Ликвидация учебных заведений в деревнях фактически лишает сёла будущего: при отсутствии школы молодые семьи не остаются там жить.
Нагрузка на сельских педагогов зачастую превышает все разумные пределы: по свидетельству учителей, в некоторых школах приходится вести по 9–10 уроков в день.
При этом один педагог может вести сразу несколько предметов: русский язык, литературу, физкультуру и даже ИЗО.

Частные школы: другая картина

На фоне кризиса в государственных школах растет сектор частного образования. В 2024 году в России действовало 971 частное учебное заведение, в которых работают 22 тысячи учителей. Здесь педагоги в среднем моложе: почти 30% младше 35 лет, тогда как в государственных школах эта доля не дотягивает и до 23%.
Зарплаты выше, классы меньше, нагрузка умереннее. Однако доступность частного образования ограничена — оно сосредоточено почти исключительно в городах и доступно только обеспеченным семьям.

Учителя становятся все старше
учитель возраст.jpg

Отдельная проблема — возрастной состав кадров. Сегодня каждый шестой педагог старше 60 лет. В школах работает 88,5 тысячи учителей в возрасте от 65 лет и старше и почти 119 тысяч в возрасте 60–64 лет. Общая доля этой группы достигла 17%, что в 22 регионах превышает количество педагогов моложе 35 лет.
Молодёжь в профессию идёт неохотно: доля специалистов до 35 лет уже несколько лет держится на уровне 23%, а среди учителей младше 25 лет — всего 5,4–7,4%.
Эксперты предупреждают: в ближайшие четыре–пять лет на заслуженный отдых могут уйти более 100 тысяч педагогов, что усугубит кадровый дефицит.
Причины очевидны: низкая стартовая зарплата и высокая нагрузка. Выпускники педагогических вузов получают в среднем заметно меньше специалистов из технической или естественно-научной сферы. Через несколько лет многие молодые учителя уходят из школ — из выпускников 2016 года только 47% продолжают работать в образовании.

Учительский день: нагрузка за пределами норматива

По закону одна ставка учителя — это 18 часов занятий в неделю. На практике средняя нагрузка достигает 25 часов (1,45 ставки), а в городских школах нередко перерастает в две полные ставки. Это означает 5–6 уроков ежедневно без учета времени на подготовку и проверку тетрадей.
Фактически рабочая неделя учителя может достигать 60–72 часов.
На внеурочную деятельность уходит столько же времени, сколько на сами уроки: бесконечные отчеты, участие в школьных проектах, работа с родителями. Добавились и новые обязанности — «Разговоры о важном», профилактика кибербуллинга, индивидуальные траектории обучения. В результате 87% педагогов признаются, что чувствуют усталость и перегруженность уже в начале учебного года.

Зарплаты: статистика против реальности
деньги.jpg

По официальным данным, средняя зарплата школьных учителей в 2024 году составила 71 тысячу рублей. Однако эта цифра сильно разнится по регионам: в Москве и на Крайнем Севере учителя получают от 140 до 190 тысяч, тогда как в большинстве регионов — еле дотягивает до 30–40 тысяч.
Эксперты объясняют, учительская зарплата формируется из базового оклада (8–14 тысяч рублей в регионах) и надбавок за классное руководство, проверку тетрадей, категорию, премиальных выплат. Но стимулирующая часть распределяется непрозрачно, и многие педагоги жалуются, что выполняют массу работы бесплатно — от подготовки учеников к олимпиадам до ведения кружков.
В итоге фактический доход зависит от количества часов: чтобы приблизиться к «средней статистической» зарплате, приходится брать 1,5–2 ставки. Поэтому зарплатный рост зачастую является следствием перегрузки, а не реального повышения оплаты труда.

А как на Кубани

В регионе функционирует более 1,2 тысячи школ, где обучается свыше 783 тысяч детей. Почти 38 % из них живут в сельской местности. Учебный процесс обеспечивают около 86 тысяч педагогов — это учителя школ, воспитатели детских садов и специалисты других образовательных учреждений. Из них непосредственно в школах работают порядка 37,6 тысячи преподавателей.
Средняя нагрузка на одного учителя сегодня составляет 1,41 ставки. При этом почти четверть педагогов — молодые специалисты в возрасте до 35 лет.
В 2024 году средняя зарплата учителей составляла около 40 тысяч рублей. В 2025-м средний показатель должен достигнуть 67,7 тысячи рублей. Медианная зарплата при этом составит 49,9 тысячи. В Краснодаре средний уровень оплаты труда педагогов — порядка 56,9 тысячи рублей, а учителя начальных классов получают около 45,7 тысячи.
Особое внимание в регионе уделяют признанию заслуг учителей. Более трёх тысяч педагогов уже удостоены почетных званий, а только в этом году региональные награды получили ещё 32 специалиста.
Поддержка педагогов — одно из приоритетных направлений образовательной политики края. Уже несколько лет молодые учителя могут рассчитывать на миллион рублей в качестве первого взноса по ипотеке. С прошлого года введена ежемесячная доплата в размере 5 тысяч рублей, а с января следующего года она вырастет до 10 тысяч. Кроме того, премии предусмотрены для наставников, чьи ученики стали стобалльниками на ЕГЭ или добились успеха во Всероссийской олимпиаде школьников.
Свою лепту в поддержку педагогов вносят и муниципалитеты. Так, в Апшеронском, Кавказском, Мостовском и ряде других районов молодым специалистам ежемесячно выплачивают от 2 до 5 тысяч рублей. С нового года подобная мера появится и в Горячем Ключе: учителя, впервые пришедшие в школу, будут получать по 3 тысячи рублей.

Демографический фактор: от дефицита к профициту
школа-ребенок.jpg

Сегодня система образования испытывает острую нехватку кадров. Но уже через несколько лет ситуация может измениться кардинально. Причина — демографический спад: поколение «детей девяностых» вступает в репродуктивный возраст, и число первоклассников сокращается. В 2025 году в школу пошло почти на 200 тысяч детей меньше, чем годом ранее.
К 2031 году общее число школьников сократится на 3,3 млн.
При сохранении нынешней нагрузки на учителя система может обойтись без 165 тысяч педагогов.В первую очередь это затронет учителей начальных классов. Уже в 2025/26 учебном году «лишними» окажутся около 17 тысяч педагогов, в 2026/27 — более 21 тысячи. К концу десятилетия профицит может достигнуть 100 тысяч человек.

Переподготовка и «новые роли» учителя

Чтобы избежать массовых увольнений, Минпросвещения готовит программу системной переподготовки. Учителей начальной школы планируют переквалифицировать в предметников для основной и старшей школы, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня, психологов и дефектологов.
Эксперты профсоюза «Учитель» видят в демографическом спаде и позитивный потенциал: можно снизить наполняемость классов, уменьшить нагрузку и повысить качество обучения. Однако пока реформа идет по пути «перераспределения кадров», а не улучшения условий работы.

А осталось ли что-то хорошее в такой важной профессии?
учитель призвание.jpg

Не каждый ученик ценит усилия учителя. Но среди них всегда есть те, кто искренне хочет учиться, кто стремится понять, освоить новое и применить это в жизни. Именно ради таких ребят стоит идти на работу каждый день, преодолевая усталость и все трудности.
Когда видишь, как ученик, который вчера сомневался в себе, сегодня с гордостью демонстрирует новые знания и умения, приходит чувство настоящего триумфа. Ты понимаешь: твой труд не прошёл даром. Ты помог человеку открыть новые горизонты, показал, что он способен на большее. И это чувство невозможно сравнить ни с чем — это гордость, вдохновение и внутреннее удовлетворение одновременно.
Учительство — это не только передача знаний. Это возможность менять судьбы, оставлять след в жизни других людей.
Каждый успех твоих учеников становится твоим личным успехом, а каждое преодолённое препятствие подтверждает твою значимость как специалиста.
В такие моменты осознаёшь: ты нужен, ты влияешь на будущее, и твоя работа имеет глубокий смысл. Именно это чувство придаёт сил, вдохновляет идти вперёд и не останавливаться на достигнутом. Ведь настоящий учитель не просто учит — он создаёт возможности, помогает расти и верит в тех, кто верит в него.

Что ждет школу и педагогов

Парадокс профессии заключается в том, что учителя одновременно незаменимы и уязвимы. Их труд востребован, но при этом малооплачиваем и перегружен дополнительными обязанностями.
Нам стоит остановиться на мгновение и вспомнить, что учитель — это не просто человек, передающий знания. Он открывает перед нами мир, учит мыслить, видеть прекрасное и различать истину. Его влияние остаётся с нами на всю жизнь, формируя характер, мысли и поступки. В мире, где знания становятся ключом к будущему, учитель должен быть превыше всего!
Если в ближайшие годы не будут предприняты реальные меры по поддержке учителей, то текучесть кадров и падение качества образования будут стремительно расти. Демографический спад может смягчить проблему нехватки, но он же создаст новые вызовы — перепрофилирование тысяч специалистов, рост конкуренции за рабочие места. От того, удастся ли преодолеть нынешний кризис, зависит не только будущее образования, но и развитие страны в целом.

Екатерина Остапенко


Ранее писали: Домашнее задание! Школа снова в центре внимания: общество взбудоражено, депутаты хотят разобраться Вопрос о целесообразности домашних заданий и объеме школьной нагрузки уже несколько лет остается одним из самых обсуждаемых. Недавно председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил обсудить отмену домашних заданий для школьников. Он заявил, что в сентябре депутаты вернутся к этому вопросу. Мы провели собственное расследование и узнали, что об этом думают учителя, родители и сами ученики.

Важно! В январе 2026 года учителям Кубани увеличат краевую надбавку на 5 тысяч рублей Об этом заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев во время августовского педсовета, который прошел вчера, 27 августа, в Краснодаре.

Школьный старт! Что нового будет в учебном году 2025-2026 1,5 миллиона первоклассников пойдут в школы 1 сентября

В поддержку учителей: создают новую структуру от буллинга и несправедливости В России планируют создать комиссии, которые займутся защитой чести и достоинства учителей, сообщил министр просвещения Сергей Кравцов.

Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство! Накануне нового учебного года в Усть-Лабинском районе размышляли о роли Учителя в социальном и экономическом развитии конкретного муниципалитета