Домашнее задание! Школа снова в центре внимания: общество взбудоражено, депутаты хотят разобраться
Современные школьники сталкиваются с высоким уровнем нагрузки, который серьезно влияет на их здоровье и психологическое состояние. В последние десятилетия объем учебных обязательств вырос более чем в два раза. К этому добавляются домашние задания, спортивные секции, музыкальные и художественные школы, кружки и факультативы, репетиторы для подготовки к ЕГЭ. В итоге дети постоянно спешат и почти не имеют времени на отдых или занятия по собственным интересам.
Большинство детей в России возвращаются в школы после каникул в удрученном настроении. Они не успели отдохнуть, но уже снова садятся за парты, чтобы продолжить грызть гранит науки.Нагрузка вызывает стресс, который проявляется разными способами. У детей наблюдаются проблемы с концентрацией, трудности с засыпанием, дневная сонливость, снижение аппетита и потеря веса. Часто они становятся раздражительными, у подростков проявляется грубость, а у младших детей — повышенная возбудимость. Также учащиеся жалуются на головные боли и скачки давления, особенно девочки. Хроническое перенапряжение снижает иммунитет, что повышает риск частых простуд и других заболеваний, включая проблемы с дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системами.
Еще одним фактором риска появления стресса является низкая физическая активность. Помимо длительного сидения за партой в школе и дома за домашним заданием, дети проводят больше времени за компьютером и телевизором, чем на улице. В младшей и средней школе дефицит движения составляет 30–40%, у старшеклассников достигает 80%.Исследования шокируют, но ничего не происходит
Согласно исследованиям, 71% школьников испытывают усталость уже в течение учебного дня, а к концу четверти и, тем более, учебного года, этот показатель многократно увеличивается.
Среди одиннадцатиклассников утомление отмечают 85% детей. Недосып, стресс и высокая нагрузка — основные причины усталости. Часто учащиеся посещают дополнительные занятия: 68% школьников ходят на кружки и секции, а среди старшеклассников 76% посещают репетиторов. На выполнение домашних заданий по подсчетам уходит в среднем 2 часа 10 минут в день (но мы то знаем, что на самом деле намного больше), особенно много времени тратят ученики 4 и 11 классов.Обширное исследование в США (1987–2003 гг.) показало отсутствие прямой связи между регулярностью выполнения домашних заданий и успехами учеников, за исключением краткосрочных эффектов на память. Аналогичные выводы сделали учёные Стэнфордской школы образования: для 56% учащихся домашние задания стали источником стресса, приводили к нарушению сна, головным болям и снижению участия в социальной жизни. Избыточная нагрузка замедляет развитие личной ответственности и контроля над собственной жизнью.
Еще одно исследование подчеркивает, что домашние задания эффективны только тогда, когда понятно, какую пользу они принесут ребенку. Профессор из Австралии добавляет, что для младших школьников самостоятельные занятия дома малоэффективны, тогда как для старшей школы они крайне важны.
Результаты исследований 2023 года в Румынии показали: скучные и объемные домашние задания вызывают тревогу и фрустрацию, а творческие и проходящие в игровой форме задания с поддержкой родителей способствуют развитию и благополучию детей.Что на бумаге в министерстве, а что на самом деле…
Министерство просвещения РФ установило ограничения на объем домашних заданий для младших школьников: первоклассникам — не более часа в день, ученикам 2–3 классов — до 1,5 часов, а четвероклассникам — максимум два. Эти нормы введены не случайно — именно в 1–4 классах формируется базовое отношение к учебе, а чрезмерная нагрузка способна подорвать здоровье и мотивацию ребенка.
Исследование Института развития ребенка показало: у 40% первоклассников с понедельника по пятницу уровень кортизола, гормона стресса, стабильно повышается. Четверть учеников тяжело привыкают к школьным условиям, 24% замыкаются в себе, каждый третий первоклашка боится отвечать на уроках, а у пятой части отмечается высокая тревожность.Ученики же средних и старших классов находятся в школе по 6-7 уроков, после чего идут домой, чтобы провести еще несколько часов за домашней работой. При этом, количество домашней работы, которую дети должны выполнить самостоятельно во внеурочное время, дублирует объемы пройденного во время урока материала, а иногда и превышает его. Особенно это ощущают на себе ученики 10-11 классов, которые активно готовятся к ЕГЭ и дополнительно посещают репетиторов.
Нужна ли «домашка», если дети и так перегружены?
Ученые и исследователи различных стран неоднократно сравнивали программы обучения и успехи школьников, чтобы понять, что именно помогает интеллектуальному развитию, а что, наоборот, подавляет его.
Сравнивая объемы домашней работы, заданной в разных странах, исследователи пришли к выводу, что количество потраченного на учебу времени напрямую влияет на успеваемость школьника. И как бы это не звучало иронично, принцип «больше – лучше» в этом случае работает в обратном направлении. На самом деле оказалось, что чем больше времени школьники тратят на выполнение домашней работы, тем ниже их успеваемость в школе.
Еще одно исследование показало, что чрезмерная нагрузка не всегда способствует развитию когнитивных способностей. Она негативно отражается на эмоциональном состоянии и мешает развитию социальных навыков. Дети теряют возможность практиковать общение, учиться саморегуляции и полноценно отдыхать.
Экспертные мнения
Большинство отечественных педагогов видят в домашнем задании важную часть учебного процесса, особенно в средней и старшей школе. Ведь ни один навык не сформируется без закрепления и повторения. Вместе с тем, встречаются взгляды, которые сводятся не к полной отмене домашних заданий, а к сокращению ее объемов или изменению подхода к ее выполнению.
Что же касается радикальных решений по отмене домашних заданий, то такие инициативы идут в основном от депутатов. Аргументация таких решений в основном подкрепляется мнением о том, что детям полезнее проводить время на свежем воздухе. А, кроме того, в школах многих стран уже отходят от традиционной практики выполнения домашних заданий без ущерба для образовательного процесса.
Нина Останина, председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, отцовства, материнства и детства, отметила, что министр просвещения Сергей Кравцов признал, что школьники действительно испытывают колоссальную перегрузку. Однако, к сожалению, никаких реальных предложений для решения этой проблемы министерство не представило. Она также считает, что сегодня перегружены не только дети, но и родители. Школьники нередко просто скачивают готовые ответы, а учителя проверяют их через искусственный интеллект. Такая подмена учебного процесса бесполезна. Государству нужны дети, которые умеют думать и способны к критическому осмыслению информации.
Публицист, член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман считает, чтобы использовать ИИ при выполнении домашнего задания необходимо обладать прочными знаниями и развитым аналитическим мышлением, чтобы отделить достоверные сведения от откровенной чепухи. Таким образом, подобные технологии не упрощают жизнь, а, напротив, повышают требования к уровню интеллекта. Он тоже считает, что перегрузка школьников реальна, но проблема возникла не вчера. Жалобы на чрезмерные нагрузки существуют столько же, сколько и сама школа. Учеба всегда требовала усилий — и это правильно, ведь в дальнейшем жизни человеку предстоит справляться с куда большими трудностями.
— Однако за последние десятилетия добавился новый фактор перегрузки. Примерно полвека назад на Западе образовательная система отказалась от формирования целостной картины мира и перешла к методам, которые, наоборот, ее разрушают. В результате ученики вместо осмысления закономерностей, объясняющих устройство мира, вынуждены бездумно заучивать разрозненные факты. Это приводит к росту учебного материала и одновременно снижает результативность образования, — комментирует Анатолий Вассерман.
Есть также мнение, что в целом в современном образовании давно уже нет системы, оно стало формальным. А будучи формальным, оно все больше и больше занимает времени, ибо в любой ситуации тебе нужно продемонстрировать не понимание предмета, не умение пользоваться им в жизни, а некоторый формальный набор знаний. А на это придется потерять массу времени и учителям, и ученикам. Кроме того, каждый из учителей склонен считать свой предмет единственным и его абсолютно не беспокоит вопрос, сколько времени ученик будет тратить на владение его предметом и сможет ли он это время найти с учетом существования других предметов.
А что за рубежом?
Да, действительно, в некоторых странах в школах отсутствуют домашние задания. Так, например, в Финляндии с оценок и соблюдения школьной программы всю систему образования развернули в сторону самого ученика и его собственного познания мира. Все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. При этом, как правило, финские учащиеся преуспевают в математике и естественных науках. И в целом, их образованность и интеллектуальный уровень выше, чем у детей других стран.
Министерство просвещения Израиля решило, что «домашка» лишает детей мотивации к учебе. Вместо домашних заданий израильские учителя рекомендуют школьникам послеобеденное чтение художественных книг, влияющих на нравственное развитие.Придерживаются минимального количества заданной на дом работы и учителя Италии и Испании. Детям стараются максимально объяснить все на уроке, чтобы не отнимать их драгоценное время после учебы. Ведь они могут потратить его на общение с родными и сверстниками, секции, дополнительное образование и творческую самореализацию.
Исключают эту закономерность некоторые страны Азии. Так, например, в Японии и Южной Корее школьное образование занимает почти все время учеников. При этом, детей в этих странах нельзя назвать не преуспевающими. Но отличает азиатских школьников от российских сам вид домашней работы. В нашей стране она больше рассчитана на повторение изученного на уроке материала, в то время как в той же Японии, школьники постоянно что-то изучают и анализируют.Но стоит помнить, что именно в этих странах уровень детских самоубийств, да и взрослых тоже, зашкаливает. Постоянные депрессия и тревожность сильно влияют на физическое и психическое здоровье.
Учителя против отмены!
– Я считаю, что невозможно тратить классное время на заучивание правил и формул, – рассказывает Светлана, учитель начальных классов. – Дети все разные, способности у них – тоже. Поэтому – это должно относиться к домашней работе. Если на каждого ученика тратить время на заучивание, так и половины программы можно не освоить.
Комментирует учитель русского языка и литературы краснодарской школы К.Н. Аксенова:
– Я категорически против отмены домашних заданий! И как мама, и как учитель русского языка и литературы! Любому образованному человеку известно, что для получения какого-либо навыка, его необходимо закреплять и оттачивать. Как научиться красиво писать, читать, говорить без постоянной тренировки? Современные образовательные программы не оставляют классного времени для закрепления и повторения пройденного материала, поэтому без закрепления дома не обойтись! Новое должно лечь на известное, на пустоте ничего не построишь! Другое дело, что домашние задания должны быть адекватными по объёму и понятными для ребёнка, потому что домашнее задание — это дело ребёнка, а не родителя! Так называемая проектная деятельность в начальной школе — это головная боль родителей! Учитывать нормы СанПина при выполнении домашних заданий, конечно, необходимо. Поэтому объем домашнего задания должен соответствовать возрасту! И оно должно быть обязательно проверяемым! Но оно должно быть!
Учитель математики АНОО «Ломоносовская школа», Московская область И. П. Слюсарева:
– Домашнее задание – это задание, которое учитель предлагает выполнить ученикам с целью закрепления материала и формирования у них устойчивого навыка при выполнении определенных заданий. В последнее время дети очень часто прибегают к помощи различных источников в интернете и, зачастую, не вникая в то, каким образом выполнены задания, есть и те, которые с помощью интернета пытаются найти свое решение, сопоставив материал урока, выданный учителем с тем, что предлагает интернет, но есть и другие – которые выполняют домашнее задание самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. Если подходить к домашнему заданию в наши дни формально, то эффективным процесс выполнения его не будет, в век компьютерных технологий, когда дети легко могут найти ответ на любой вопрос в интернете, учителям необходимо изменить свой подход к выдаче домашнего задания, надо подводить ребят к тому, чтобы ученики сами осознали значимость самостоятельного выполнения домашнего задания. Ведь его выполнение имеет различные функции: от повторения материала урока до умения принимать самостоятельные решения и понимать ответственность за них. Работая много лет в школе, я давно поняла, что домашнее задание – это квинтэссенция того, что было на уроке. Мы с ребятами практически на каждом уроке обсуждаем выполненное домашнее задание, рассматриваем различные пути его решения, так чтобы каждый ученик был погружен в этот процесс. Учитель сам может регулировать: стоит ли задавать домашнее задание после конкретного урока или нет, он сам должен принимать это решение. При этом каждый учитель должен исходить из допустимых объемов домашнего задания для каждого возраста, соотнося его с изученным на уроке материалом, и не допускать тех заданий, которые будут «неподъемными» для учеников конкретного класса. Очень хочется надеяться на то, что домашнее задание не станет табу в школах.
Ученики против домашки-наказания
Анна Желякова, студентка второго курса КубГУ:
– У нас в школе некоторые учителя за плохое поведение отдельных личностей наказывали огромным объемом домашнего задания весь класс. При этом потом просто забывали про него, а ответственные ученики, таких много, ночами не спали – выполняли, а лоботрясы плевали на эту домашку… Особенно тяжело было, если на следующий день по другому предмету была какая-нибудь контрольная или проверочная работа, и надо и к ней подготовиться, и выполнить эту гору заданий – иначе поставят плохую оценку в журнал. Считаю, такого категорически быть не должно!
Дмитрий, старшеклассник:
– Основную часть материала по некоторым предметам мы должны были осваивать дома самостоятельно. Более того, предоставлять написанные от руки конспекты! Это была пытка, при чем бессмысленная. Педагог таким образом мстил за поведение в классе. И буквально на следующий урок устраивала контрольную работу по этим темам, то есть у нас даже не было возможности задать вопросы по непонятным моментам. И самое главное – эти контрольные конечно же были на оценку в журнал!
Ученик 10 класса краснодарской школы:
– Домашнее задание как наказание и повинность вызывает глубокое отвращение и протест. Если как разновидность самостоятельной учебы, тогда оно дополняет то, что ученик узнает нового в школе… Должна быть золотая середина, как и везде. И очень многое зависит от конкретного педагога.
Родители: объем надо существенно сократить
Полина Острая, мать двух школьников:
– Домашнее задание определенно необходимо, даже в начальной школе, кто бы что ни говорил. Это воспитание ответственности и самостоятельности. Но объемы определенно стоит сократить. Я, как мать, прекрасно осознаю, что все дети разные. Старшая все делает сама, изредка обращается за помощью. Ей бы какие-то индивидуальные задания, интересные, а не заучивание. Младший – не дурак, но иногда сидим с ним до глубокой ночи. И это еще после работы. Он устал, я – вся в нервах. Естественно, не всегда адекватно на все реагирую, бывают и крики, и откровенное непонимание друг друга. Кроме того, часто уходят все праздники или каникулы на выполнение заданного задания (благодаря которому якобы дети не забудут ничего за время отдыха, а на самом деле, как мне кажется, чтобы учителю было легче). В итоге дети не только не отдыхают, но и постоянно находятся в стрессе. При этом большая часть заданий выполняется по принципу «лишь бы было» и не остается в голове совсем. Считаю это издевательством и насилием, как над детьми, так и над родителями. Чтобы дети усваивали и не забывали материал за каникулы, необходимо изменить подход.
Мать шестиклассницы Наталья:
– Может быть не совсем по теме, но меня удивляют, а иногда даже пугают сами задания в учебниках. Я кандидат естественных наук, но иногда хватаюсь за голову и впадаю в полнейший ступор, когда ребенок приходит ко мне с вопросами по домашнему заданию. Бывают такие, как в известном анекдоте: «Летели два гуся, один серый, другой – налево. Сколько стоит килограмм асфальта, если ежику 36 лет». Учителя, по всей видимости, тоже не особо смотрят, что задают, а тыкают пальцем в небо. Вы сначала порядок на этом уровне наведите, а потом уже будем думать о таких радикальных мерах как отмена домашнего задания!
Диана Князева, мама пятиклассницы:
– Надо сокращать объем домашнего задания, а не убирать его вовсе. Домашняя работа – это закрепление пройденного учебного материала. Оно не должно восприниматься детьми как наказание. И за него тем более не должны ставить оценки. Ученик должен дома разобрать и закрепить пройденное, а то, что не понял, уточнить в классе. Дети должны чувствовать поддержку учителя и не бояться задавать вопросы, а у нас в основном все выходит наоборот.
– Раньше была хорошая практика – группы продленного дня. Дети выполняли задания под присмотром учителя, а не нервных родителей. Сразу могли спросить о том, что им непонятно. И все были довольны, – пишет Лидия, бабушка будущего первоклашки.
Вместо выводов
Большинство специалистов сходятся во мнении: домашние задания по-прежнему важны, но их форма и содержание нуждаются в переосмыслении. При разумном объеме и индивидуальном подходе они развивают самостоятельность, умение планировать время, критическое мышление и творческие способности. Полный отказ от них поддерживают немногие — гораздо перспективнее сделать их осмысленными, гибкими и ориентированными на реальное развитие ученика. Только так можно поддержать интерес к обучению, снизить стресс и сохранить физическое и психическое здоровье школьников.
Будущее школьной системы — в разумном балансе между учебой и личным временем ребенка, а также в диалоге учителей, родителей и самих учеников. Так может стоит копнуть глубже и полностью пересмотреть подход к современному обучению, а не кидаться из крайности в крайность с новыми изменениями, предложениями и законопроектами?
Екатерина Остапенко
Ранее писали: Общество взбудоражила отмена "домашки": Володин поднял давно больную тему В Госдуме РФ обсуждают возможность отмены домашних заданий в школах — большинство депутатов уверены, что школьники испытывают значительную нагрузку. Спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин в своем телеграм-канале отметил, что дети тратят на учебу по восемь-десять часов ежедневно. Депутаты обратились в Правительство России с вопросом о чрезмерной нагрузке на учеников.
С 1 сентября — по-новому! Нормативы по контрольным, проверочным и домашке С 1 сентября в российских школах введут единые временные рамки для контрольных и практических работ
Новые правила для учеников начальных классов: Министерство просвещения ввело лимиты Министерство просвещения ввело лимиты на время выполнения домашних заданий для учеников начальной школы.