Носим воду решетом: о дистанционном обучении и не только


Помните «Песню первоклассника» в исполнении Аллы Пугачевой? Песня шуточная, а проблема серьезная. Наша школа — тормоз в нашем образовании. Все, что мы делаем в последнее время, — все не так…

Нашему человеку только дай волю, он и лоб расшибет, чтобы выслужиться. Порой доходит до абсурда в своих поступках. И школа тут, увы, в первых рядах…

Коронавирус, взбудораживший весь мир, — штука серьезная и очень опасная. Жить или не жить — вот в чем вопрос. В буквальном смысле этого слова. Россия предпринимает поистине титанические усилия в борьбе со смертоносной заразой. Не только героически сражается медицинскими средствами. На всех фронтах, в каждой отрасли ищут свои пути, чтобы удержаться на поверхности, — жизнь продолжается, и надо идти вперед. К сожалению, меры эти не всегда эффективны, а порой и просто бессмысленны. Конкретный разговор — о школах, которые также оказались в непростой ситуации. Нет уроков, дети сидят дома. Нарушен учебный процесс. Ладно еще учащиеся младших классов, но как быть старшеклассникам, которым предстоят экзамены? Репетиторы, понятно, не всем по карману. На родителей тоже надежды мало. Все-таки уровень образования далеко не у всех одинаков, программы давно и сильно изменились и усложнились. Но у нас, как известно, еще та соображаловка. В воде не тонем и в огне не горим. Перешли на дистанционное обучение. Все очень просто: ребята получают задания и, выполнив, отправляют их педагогам. Компьютер с его могучим, всезнающим Интернетом — страшная сила!

Есть, правда, нюансы. Наша приятельница, сын которой учится в восьмом классе, теперь не нарадуется оценкам сына: вместо привычных троек — сплошные четверки и пятерки. Что изменилось? Да ничего такого не произошло. Объяснение до смешного просто: родители решают, а мальчик сдает — вот и весь секрет повышения успеваемости. И ведь так многие поступают. Кому нужна такая дистанционка, скажите, пожалуйста? В головах-то школьников — пустота.

Еще одна наша добрая приятельница (ее сын учится в пятом классе) поведала о том, как они писали с сыном реферат (?!) о роли физкультуры и спорта в жизни населения страны или что-то в этом роде. Не удивляйтесь: задание для урока физкультуры. Тут вообще уйма вопросов. Какой реферат в пятом классе?! Зачем одиннадцатилетнему ребенку забивать подобными премудростями голову? Не для подросткового ума это дело. Пусть этим занимаются журналисты, студенты спортивных вузов, преподаватели физвоспитания, ученые наконец, но никак не дети, едва переступившие порог начальной школы.

Или возьмите реферат об Олимпийских играх-1980 в Москве. Ну зачем все это пятиклашкам? Зачем все эти имена чемпионов и рекордсменов, командные и личные зачеты?! Кому это будет интересно — вырастут, узнают. А сейчас-то зачем? И вообще, скажите мне на милость, какая может быть «дистанционка» по физкультуре? Физкультура — это бег, прыжки, выжимание, отжимание, подтягивание и другие элементы, физические упражнения. Физкультура — это движение! Зарядка — единственный выход из положения, если все это невозможно. А заниматься писаниной — это для галочки, которая по-прежнему в цене у чиновников. Мол, видите — работаем, стараемся. Никто этого и не отрицает, но вот только с дистанционкой по физкультуре явно перестарались, я бы сказал — попали пальцем в небо. Лучше бы мальчишки и девчонки вместо того, чтобы сидеть, согнувшись у компьютера, хорошую книжку почитали. Например «Тимур и его команда», «Васек Трубачев и его товарищи», «Высота», «Веселая семейка», «Второе апреля», «Повесть о настоящем человеке», «Два капитана», «Сын полка», рассказы Чехова, Паустовского.

Это я так, спонтанно назвал первое, что мне пришло в голову. У нас замечательных детских книг много для любого возраста, на любой вкус — только доставай с полки и читай… Увы, но с этим совсем плохо. Книги сегодня не в чести — их заменили смартфоны, айфоны и, разумеется, Интернет… Без мобильника вообще ни шагу. Он у них даже ночью под подушкой. На этот счет у нашего выдающегося сатирика Михаила Задорнова есть весьма любопытное наблюдение. Выходит подросток из лифта и тут же хватается за мобильник. Звонит приятелю: «Ты чо?». В ответ: «Я — ничо, а ты чо?» — «И я ничо».

Называется, поговорили. А говорить-то, собственно, не о чем. Интеллект подрастающего поколения на нуле.

Послушайте, что думает по этому поводу народный артист России пианист Даниил Крамер:

— Реформы, которые в последнее время проводились в образовании и культуре, я считаю настоящей диверсией. Акцией, нацеленной на разрушение страны. Зачем нам нужно, чтобы Европа признавала наши дипломы? Ведь в итоге наши студенты, в которых мы закладываем силы, ресурсы и время, уезжают из страны. Вот в чем проблема! Я считаю, что отток специалистов из России слишком велик. При этом нас, педагогов, вместо того чтобы все время отдавать учебному процессу, заставляют писать дикое количество бумаг. Я должен обосновывать, писать планы, дурацкие компетенции с профессионализациями. Много раз предлагал кому-либо из Министерства образования прийти ко мне на урок и показать, как мне работать. Хочу, чтобы они объяснили, почему я должен перестать быть учителем и стать продавцом педагогической услуги. Я им никогда не был и не буду, я всегда буду учителем. Надо будет — буду бесплатно заниматься с учениками. Припомню, что учителя прошлого занимались так, как они считали нужным. И до сих пор многие величайшие университеты мира ориентируются по одному-единственному критерию — на результат. Если наше Министерство образования такое умное и считает, что оно идет по правильному пути, так, может, оно объяснит, почему Гарвард, Оксфорд, Кембридж не стоят в очереди за консультациями у нашего Министерства образования? Пока я вижу, что лучшие английские колледжи переходят фактически на советскую систему образования. Потому что советская система обучения была очень эффективной — я сам ее прошел. Нация с пустой душой — это катастрофа. А из-за того, что происходит в культуре и образовании, будет еще больше людей с пустой душой. Причем люди ведь не знают, что у них пустая душа, — откуда они могут об этом знать?

Музыкант не нагнетает страсти. Все действительно так и есть. Впечатление такое, что в министерствах просвещения и образования, культуры действует какая-то пятая колонна, которая сознательно делает все для того, чтобы загубить наши талантливые умы. И мы в этом безумном, разрушительном направлении зашли слишком далеко. Я подписываюсь под каждым словом Даниила Крамера, человека, неравнодушного к судьбе своей Родины.

А пока, что касается непосредственно системы образования, образно говоря, мы носим воду решетом.

P. S. Я счастлив, что учился в школе, дававшей глубокие знания. И искренне сочувствую нынешнему поколению, которому так мало дает современная система образования. Думаю, сегодняшним выпускникам школ надо вместе с аттестатами вручать ордена и медали за мужество и героизм, за то, что они не сломались на этом тернистом, многострадальном пути. Что бы там ни говорили, а эти ребята настоящие герои. И учителя тоже.

Признаюсь, я бы не смог, не выдержал. Нет таких орденов и медалей? Так надо придумать! Право, мальчишки и девчонки их заслужили. Знаний мало, душа пуста? Так в этом нет их вины…

Читайте также: Компенсация школьного питания: почему на Кубани нет пайков для учащихся?

Похожие материалы