О бездарности школьных учебников


Наверное, только ленивый еще не ругал современные учебники для учащихся общеобразовательных учреждений.
Наверное, только ленивый еще не ругал современные учебники для учащихся общеобразовательных учреждений. А вот бы остались старые, испытанные десятилетиями издания, то наверняка нашлись бы тети или дяди, которые засомневались бы в злободневности содержимого учебных пособий и упрекнули минобразования в недальновидности и еще бог знает в чем. И были бы правы – в век смартфонов и гаджетов, когда ребенок усаживается за компьютер сразу, как научится сидеть, необходим новый учебник. Чтобы соответствовал, так сказать. Но все же важно не наломать дров. Одно дело тыкать пальчиками по клавиатуре в нужное место, и совсем другое дело – читать, понимать и усваивать содержание материала. К сожалению - или к счастью - дети, идущие в первый класс, имеют совершенно разную подготовку. Одни умеют бегло читать, а другие начинают изучать азбуку только за школьной партой. Тут учителю придется засучить рукава. И через определенное время занятий он должен знания их выровнять, согласно новым современным учебникам, чтобы можно изучать предмет дальше. Такой вот совместный процесс. 

Какие только треволнения не переживают родители, чьи дети идут в первый класс. Понятно, что одни хотят попасть к хорошему учителю, другие – к очень хорошему, «грандисту» - учитывая степень развития своего ребенка. Главное – учитель. Да он и остается главным до получения аттестата. И вначале совершенно все равно, кто автор учебников, что понаписано внутри. Этим книгам ведь просто безоговорочно доверяют. Ведь это ШКОЛА. А в ШКОЛЕ - все должно быть честно, четко, ясно и понятно. И только потом, спустя три-четыре месяца, родители начинают осознавать , насколько совершенны или несовершенны учебники, по которым их чада обучаются умному и вечному. Одни обнаруживают ошибки в написании инициалов поэтов, другие - легкую задачку, рассчитанную на третьеклассника, не могут решить, не понимая самого смысла условия задачи. Простейшие правила по русскому языку излагаются так, что их трудно запомнить. 

И учебники начинают потихоньку поругивать. До тех пор, пока на стенания не обратят внимание. И что? Тогда, как поделилась школьный библиотекарь из Калининского района Краснодарского края, проводится мониторинг. Руководители исследований принимают все замечания учителей, родителей, учащихся. Интернет просто зашкаливает от высказываний - лестных и не очень. Все предложения и пожелания болельщиков за правильные учебники учитываются, скрупулезно передаются в святая святых – минобрнауки, а результат… остается прежним. Получается такой вот бег на месте. Почему? Ответ есть, если поверить. Автор учебника предлагает его не в готовом виде, а в черновике. В издательстве после прочтения корректора учебник идет в печать. При обнаружении ошибок и опечаток, как говорят, Иван начинает кивать на Петра – издатель на автора, и наоборот. Вот и разберись, кто прав, а кто виноват. Огромный тираж печатается с ошибками (переиздавать дорого). Вот так и попадают учебники с ошибками в портфели учащихся.

Но давайте вернемся к родителям первоклассников. Если они по окончанию первой четверти уже оценили качество содержания учебников, то с их внешним видом и габаритами они не согласились сразу же в библиотеке или магазине. Родители первоклассников одной из школ Калининского района Краснодарского края (их поддержали большинство родителей в крае) назвали несколько отрицательных сторон учебников для учащихся начальных классов - огромный формат, мягкий переплет, который не выдерживает и полугода механических действий «открыть-закрыть», а предполагается на 2-4 года в библиотечное пользование, многотомность (почти все состоят из двух частей). Такие учебники, если их наберется штуки четыре, тяжело нести учащимся начальной школы, у которых не окреп опорно-двигательный аппарат, хотя по требованию СанПина они и носят ранцы. Все равно – ноша не-по-мер-ная. Как непомерны и цены за учебники – от 350 до 550 рублей. Хорошо, что есть краевая целевая программа, благодаря которой есть возможность получить часть финансирования на приобретение учебников, а остальные затраты ложатся на сами школы, особенно когда они на самофинансировании.

Приверженцы «старых» учебников считают, что все новые учебники ориентированы на наукообразование и полностью игнорируют самого ученика, его психологию восприятия, которую умели учитывать старые учебники. Именно высокий теоретический уровень современных учебников – коренная причина быстрого падения качества обучения и знаний. Не секрет, что на помощь ученику приходит репетитор, который за дополнительную плату втолковывает то, что на уроке тот не понял. Образование становится дорогим удовольствием еще в школе, в вузе и подавно. Ведь буквально 10-15 лет назад репетиторство для школьников было постыдно, если об этом узнавали товарищи по классу или по школе. Говорили, что, наверное, тупой, если это не касалось отставания по болезни. А сейчас – наоборот. Не стану говорить о тех, кому нужна помощь для поступления в высшее учебное заведение. Здесь все понятно. 

Кстати, в школах Израиля до сих пор пользуются учебником по математике А.П. Киселева, который выдержал 42 издания. И счастливы. Потому, что Киселев в своем учебнике выполнил, по его мнению, высшую цель для составителя: добился понимание предмета учащимися; точности в формулировках и установлении понятия; простоты в рассуждении и сжатости в изложении. А вот отзыв о современном учебнике А.Н.Колмогорова «Алгебра и начала анализа 10-11»: «Этот учебник позволяет учащимся продвигаться от простого к сложному, работать с дополнительными заданиями в разделах «Задачи на повторение», «Задачи повышенной трудности». Хорошая характеристика и рекомендация. Но для кого? Для сильных учащихся. Для слабых он трудноват. Учащиеся школы одной из кубанских станиц, изучавшие математику по А.Г.Мартковичу, вернулись к Ю.Н. Макарычеву под редакцией С.А.Теляковского, к учебнику «старого поколения». Хорошо, что есть выбор! Заинтересовал ответ одной учительницы по поводу учебника истории «История России XX-XXI веков». Она пишет (хоть что-то понравилось), в каждом параграфе предполагается дискуссионность. Дискуссии – это хорошо. Но как можно дискутировать, если составители учебника не знали, как правильно назвать тот или иной период истории. Например, сталинскую эру почему-то записали в категорию «трудных» или «спорных» вопросов. Был вариант назвать ее периодом «сталинского социализма» или «советским периодом модернизации». Но в конечном итоге решили назвать просто – «Советский Союз в 1929 – 1941 годах». Как-то непонятно. А вам? 

Ясно одно: учебники должны быть не штампованной продукцией, а плодом огромного труда профессионалов. А этого сегодня не наблюдается. Почему? Вероятно, и здесь важнее не талант авторов, а результтаты торгов и закупок. 

Светлана Дремасова
Специально для «Вк Пресс»
Похожие материалы