Как казаки аэродром Бельбек брали: гравий в двигатели, топором по электропроводу

Как казаки аэродром Бельбек брали: гравий в двигатели, топором по электропроводу
У казаков, отправившихся в Крым в феврале 2014 года не по приказу, а по зову души, было много сложных задач. В то время в автономной республике царил хаос, неуверенность в завтрашнем дне, раздрай в головах. Одна из таких задач — блокирование украинских воинских частей, которых в Крыму были десятки.
Реальную опасность представляли несколько. В частности — аэродром Бельбек. Этот объект использовался по двойному назначению — в военных и гражданских целях. Здесь базировался украинский 62-й истребительно-авиационный полк, на вооружении которого были самолеты МИГ-29. Один боевой самолет, поднявшись с аэродрома даже с минимальным вооружением в виде 30-миллиметровой авиационной пушки и несколькими бомбами, мог сровнять с землей оборонительные линии на Чонгаре, Турецком валу и Перекопе, выстроенные казаками.

Вспоминает атаман Майкопского отдела Александр ДАНИЛОВ:

— Третьего марта я получил оперативную информацию о вылете на военный аэродром Бельбек из Киева двух самолетов с бандеровцами. Поскольку атаман ККВ в это время находился на переднем крае, мне непосредственно в срочном порядке поставили задачу выдвинуться с казаками в аэропорт и взять его под охрану.
Группа казаков, куда входили майкопские и черноморские казаки, была готова выдвинуться в сторону Бельбека. Было одно «но», которое требовало оперативного разрешения. У казаков не было оружия. Все казаки, которые находились в Симферополе, Севастополе и других населенных пунктах, были безоружными. Все оружие было свезено на оборонительные позиции перешейков, соединяющих полуостров с Украиной. Ехать на объект, находящийся под охраной украинских военных, было опасно.
Атаман ККВ Николай Долуда обратился в штаб Черноморского флота. Там то ли побоялись вооружить казаков, то ли все стрелковое оружие было отправлено на линию обороны, но казакам достались только травматические пистолеты. Нужно быть очень отважным человеком, решив брать под контроль военную часть незалежной, имея только травматическое оружие.
Как бы то ни было, но около сотни казаков двинулись из Севастополя в сторону Бельбека. Нужно было спешить, поскольку, по развединформации из Киева, вылетело несколько транспортных самолетов со спецназом.

На полной скорости грузовики с казаками добрались до аэродрома. Высадившись, казаки двинулись строем в сторону аэродрома. Иного выхода не было. Сам вид движущихся строем людей в камуфляже и кубанках мог хоть как-то успокоить военных. Все же не безумная толпа прет, а подразделение. Значит, там есть порядок и дисциплина. Обошлось без крови. Деморализованные солдаты и офицеры украинской армии не решились взяться за оружие.
Склады с боеприпасами и вооружением, ангары, караульное помещение с оружейной комнатой — все это требовалось взять под охрану. На аэродроме оставалось немало украинских военнослужащих, от которых можно было всего ожидать. На следующий день они выкинули номер. С полсотни украинских военных без оружия с флагами под началом полковника и в сопровождении представителей СМИ пришли с требованием пустить их на аэродром. Шествовавали они под гимн незалежной «Ще не вмерла Украина», с возгласами «Америка с нами!». К счастью, демонстрация закончилась ничем. Да и была она организована скорее для западных журналистов. Было их в Крыму немало.
Отношение к казакам было не такое, как к российским военным, — проще, что ли.

Вспоминает Николай НАУМЕНКО, в то время возглавлявший Мостовское РКО:

— Ночью мы принимали караульное помещение. Командир подразделения, увидев травматические пистолеты, которыми мы были вооружены, удивился: «Рисковые вы хлопцы! Здесь в любую минуту может завязаться бой, а вы с травматами пришли! Надеюсь, с замками оружейной комнаты справитесь. Там есть чем отбиться!».

Ситуация была неясной. Никто не знал, как дальше повели бы себя украинские военные. Казак решили вывести из строя боевые самолеты.

Вспоминает атаман Майкопского отдела Александр ДАНИЛОВ:

— На аэродроме находилось семь истребителей с полным боекомплектом. Сливать топливо, снимать ракеты и бомбы с подвесок — слишком долго. Мы поступили проще: засыпали по нескольку ведер щебня в турбины. Взлетную полосу заблокировали машиной, обложив ее автомобильными скатами. У казаков были бутылки с горючей смесью. В случае попытки транспортников зайти на посадку они должны были зажечь скаты.

И такая попытка действительно была. Два ИЛ-76 вышли на глиссаду, снижаясь и готовясь к посадке. Самолеты уже выпустили шасси, и тут пилоты увидели пылающие скаты. Транспортники, набрав высоту, сделали несколько кругов над аэродромом, а затем легли на обратный курс.

Сотне казаков достались склады с вооружением и боеприпасами, большое количество помещений, строений, огромные емкости с топливом и три километра взлетной полосы.

Один из постов находился на въезде в военный городок, где жили семьи украинских летчиков. Ночью старший наряда доложил об автомобиле с военнослужащими, которые просили пропустить их на аэродром. Это были командир части полковник Юрий Мамчур и замполит майор Олег Шаповал. Их пропустили. Мамчур попросил дать доступ к самолетам. Полковнику украинской армии посоветовали обратиться в штаб Черноморского флота. Естественно, он понимал: никто не даст возможности летчикам сесть в кабины боевых самолетов.

Вспоминает Вячеслав ПОДГОЛА, в 2014 году возглавлявший Новопокровское РКО:

— На обратном пути Мамчур спросил: «Что у тебя в кобуре?». «Пистолет Макарова», — решил блефануть я. «Ты что, будешь в нас стрелять?». Нет, успокоил командира части, никто стрелять не будет. Но и ему настойчиво порекомендовал объяснить своим подчиненным — не делать попыток выйти за казачье оцепление во избежание эксцессов.
Командир части хотел проверить склады с боеприпасами. Ему ответили, что все вооружение вывезено с аэродрома. На самом деле все было на месте. Ракет, бомб, снарядов, стрелкового оружия было столько, что хватило бы для кадровой дивизии. Казаки — народ находчивый. Они топорами вырубили по нескольку метров кабеля, заблокировав электроприводы, открывающие двери складов. Открыть их можно было только разобрав двигатели.

…Ночь прошла тревожно. Холод, сильный ветер, а главное — неизвестность. Чего ожидать в любую минуту — то ли выстрела из темноты, то ли штурма украинскими войсками? Два казака стояли в караульном помещении с кувалдами наготове. По команде им предстояло сбить замки оружейки и как можно быстрее достать автоматы, снаряженные магазины и цинки с патронами.
Утром подошли четыре БТР, усилив оборону аэродрома. А на второй день казаки получили уже другую задачу и снова выдвинулись в Севастополь.

Атаман Майкопского отдела Александр ДАНИЛОВ:

— Вечером в гостинице включил телевизор — и обомлел. Иностранные телекомпании транслировали передачи, рассказывая о местных казаках, захвативших аэродром Бельбек. На кадрах — наша колонна, идущая к аэродрому, горящие скаты на взлетной полосе. Получается, мы сыграли на камеру зарубежных телевизионщиков. Ну что ж, тогда, вероятно, было необходимо показать всему миру «местных казаков», вставших на охрану Крыма.

Читайте также: Возвращение Крыма в состав России — явление, без сомнения, эпохальное. Именно весна 2014 года стала началом собирания русского мира.

Теперь воссоединение Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей с Российской Федерацией будут отмечать каждый год 30 сентября.