150 лет назад родился великий русский писатель Максим Горький
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике…»
Для меня Горький начинался с «Песни о Буревестнике» (а он сам — с народничества и раннего марксизма), и я ее со школьных времен до сих пор наизусть помню. От нее пришел к «Коновалову», «Фоме Гордееву», «Мещанам», «Врагам», «Делу Артамоновых», «Жизни Клима Самгина», к его рассказам, очеркам, письмам… И чем больше я углублялся, погружался в Горького, тем сильнее меня охватывало чувство удивления и восхищения… Человечище! Глыба!
…150 лет назад, 28 марта, родился великий русский писатель Алексей Максимович Горький. Классик мировой литературы. Философ, мыслитель, драматург, просветитель, публицист, критик, крупный общественный деятель, основоположник социалистического реализма. И вообще человек незаурядный, каких мало было на этом свете…
Трудно назвать более колоритную, более загадочную фигуру, которая бы вызывала столько споров в отечественной литературе, чем Горький. Это касается как его биографии, так и творчества.
«Человек — это звучит гордо», — говорит один из героев Максима Горького. И эта фраза — как эпиграф ко всему творчеству российского самородка. Как и выражение самого Алексея Максимовича: «В наши дни так много людей, только нет человека». И он воспевал человека труда, который, по мнению Горького, способен совершенствоваться бесконечно, его стремление к новой жизни, в которой будет царить справедливость… Можно без преувеличения сказать, что Горький — это душа народа… А его влияние на развитие советской литературы огромно. «Все мы вышли из широкого горьковского рукава», — сказал
Человек редчайшего дарования, Горький был необычайно уникален, уникален во всем. Пролетарский писатель? Да, безусловно, в высшей степени пролетарский, постоянно находившийся под надзором полиции, вынужденный много лет провести в эмиграции, но он, названный «буревестником революции», имел свою точку зрения на это событие, не всегда совпадавшую с позицией его друзей большевиков. Революционный дух соседствовал в нем с идеализмом и богостроительством. Автор «Песни о Буревестнике» и «Исповеди»… Романтик, лирик, мечтатель, но и рвущийся в самое пекло политической и идеологической борьбы, выдающийся организатор, заступник, никогда не боявшийся встать на защиту человека, попавшего в беду, независимо от его партийной принадлежности, его происхождения. Горький защищал Человека. Но он прежде всего писатель, всколыхнувший мощью своего многогранного таланта весь мир. Он ошеломлял современников своим интеллектом, знанием истории и философии…
Когда говорят, что в произведениях Горького нет искусства (Дмитрий Мережковский например), вспоминаю Николая Заболоцкого: «…что есть красота и почему ее обожествляют люди — сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?».
Он был человеком кипучей, фантастической, неуемной энергии, человеком, который всегда стремился быть в гуще событий, в том числе и политических. И надо сказать, это ему удавалось… В душе его постоянно полыхал огонь. И когда создавал свои бессмертные произведения, и когда помогал партии, делу революции, и когда основывал издательства («Знание», «Парус», «Всемирная литература»), и когда возрождал легендарную серию «Жизнь замечательных людей», и когда разговаривал с молодыми, начинающими писателями, и когда возглавлял Дом искусства и Дом литераторов. Ему все было интересно, его на все хватало!
Сама его жизнь — это книга, это увлекательный роман. Необычайно живописны и, я бы сказал, символичны декорации, в которых развертывается начало этого романа. Город, где жили рядом Россия XVI и Россия XX веков — Нижний Новгород, родина Горького. Река, на берегу которой он вырос, — это Волга, родившая легендарных русских бунтарей Разина и Пугачева. Волга, о которой сложено столько песен русскими бурлаками. Горький прежде всего связан с Волгой: его дед был здесь бурлаком… В доме этого скупого и сурового старика проходит детство Горького. Оно было очень коротким. В восемь лет мальчик был уже отдан в подмастерья сапожнику, он был брошен в мутную реку жизни, из которой предоставлялось выплывать как угодно. Такова была система воспитания, выбранная его дедом.
Дальше идет головокружительная смена мест действия, приключений, профессий, роднящая Горького с Джеком Лондоном и, если угодно, с Франсуа Вийоном, перенесенным в XX век и в русскую обстановку. Горький — помощник повара на корабле, Горький — продавец икон (какая ирония!), Горький — тряпичник, Горький — булочник, Горький — грузчик, Горький — рыбак. Волга, Каспийское море, Астрахань, Жигулевские горы, моздокская степь, Казань… И позже — Дон, Украина, Бессарабия, Дунай, Черное море, Крым, Кубань, горы Кавказа… Все это — пешком, в компании живописных бездомных бродяг, с ночевками в степи у костров, в заброшенных домах, под опрокинутыми лодками. Сколько происшествий, встреч, дружб, драк, ночных исповедей! Какой материал для будущего писателя и какая школа для будущего революционера! Это цитата из Евгения Замятина, известного русского писателя.
Горький — это человек, который сделал себя сам в самом прямом смысле этого выражения. Сирота, безграмотный скиталец, босяк и бродяга поднялся на мировую вершину литературного творчества, стал властителем дум своего времени. Природная любознательность, сумасшедшая тяга к образованию, к познанию жизни, потрясающая память в сочетании с могучим духом и железной волей вылепили феноменальную личность. Для многих это выглядело слишком неправдоподобным, чтобы казаться правдой. Я бы назвал необыкновенную жизнь Горького фантастической реальностью, которая дается единицам.
Со Львом Николаевичем Толстым
В юности Горький обожал Льва Толстого, Антона Чехова, Владимира Короленко, который потом стал наставником начинающего автора. У них он учился писательскому мастерству. Именно учился, а не подражал своим кумирам. В сочинительстве, как и во всем в жизни, он искал свою тропу, которая и подняла его ввысь…
Первый рассказ Максима Горького «Макар Чудра», написанный в Тифлисе в период его путешествия по Руси, был опубликован в 1892 году в местной газете «Кавказ» под псевдонимом «М.Горький». Возвратившись в Нижний Новгород, вдохновленный удачей Алексей Пешков опубликовал несколько рассказов в нижегородских газетах «Волгарь» и «Волжский вестник». Потом появился «Челкаш» — рассказ о приключениях
С Антоном Павловичем Чеховым.
Говорят, что ранний и поздний Горький — это две большие разницы. Может быть. Однако для меня есть только один Горький — мыслящий, свободолюбивый, постоянно удивляющий, противоречивый и непредсказуемый, но всегда радующий своим талантом, своей честностью, своей влюбленностью в простого человека, жаждущий справедливости. Читать Горького — значит затрагивать все струны души своей. «Коновалов» написан в 1897 году, «Исповедь» — в
Есть в творчестве Горького два произведения, которые, думаю, стоят в особом ряду. Это — повесть «Исповедь». И статья «О русском крестьянстве». Обе они написаны в эмиграции. Повесть не принял
Статья «О русском крестьянстве», собственно, о русском народе, что подчеркнул и сам Горький в конце своих заметок: «Вот схема моих впечатлений и мыслей о русском народе». А впечатления эти неожиданные, если не сказать ошеломляющие,
Или такая мысль: «Почти весь запас интеллектуальной энергии, накопленный Россией в ХIХ веке, израсходован революцией, растворился в крестьянской массе. Интеллигент, производитель духовного хлеба, рабочий, творец механизма городской культуры, постепенно и с быстротой, все возрастающей, поглощается крестьянством, и оно жадно впитывает все полезное ему, что создано за эти четыре года бешеной работы. Теперь можно с уверенностью сказать, что ценою гибели интеллигенции и рабочего класса русское крестьянство ожило.
Да, это стоило мужику дорого, и он еще не все заплатил, трагедия не кончена. Но революция, совершенная ничтожной — количественно — группой интеллигенции во главе нескольких тысяч воспитанных ею рабочих, эта революция стальным плугом взбороздила всю массу народа так глубоко, что крестьянство едва ли уже может возвратиться к старым и навсегда разбитым формам жизни; как евреи, выведенные из рабства египетского, вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень — все те почти страшные люди, о которых говорилось выше, и их заменит новое племя — грамотных, разумных людей.
На мой взгляд, это будет не очень милый и симпатичный русский народ, но это будет — наконец — деловой народ, недоверчивый и равнодушный ко всему, что не имеет прямого отношения к его потребностям».
Такого Горького никто еще не знал. Статья эта не бесспорная, но искренняя — это крик души, как и «Песня о Буревестнике», очерк
Бессмысленно задаваться вопросом, с кем и за кого был Горький. Он был с народом и за народ, ненавидел капитализм — порабощающий, угнетающий. Он был убежден в правоте и силе социализма.
Щедрость души Горького, отзывчивость его сердца не знали предела. Он помогал всем и во всем. Отличался Алексей Максимович и редким гостеприимством, радушием — его квартиру в Нижнем Новгороде прозвали «Горьковской академией». В квартире всегда было много народу (иногда собиралось несколько десятков человек). И какого народу! Здесь бывали Лев Толстой, Антон Чехов, Иван Бунин, Леонид Андреев, Илья Репин, Константин Станиславский, Федор Шаляпин… Не зря Чехова и Горького считали духовными вождями русской интеллигенции…
С Федором Ивановичем Шаляпиным.
Горький — это величина неизмеримого масштаба, его авторитет был необычайно велик не только в России, но и за рубежом. Когда его, уже известного писателя, заключили в Петропавловскую крепость, на его защиту встала мировая общественность, под этим яростным напором власти дрогнули. Уже в советское время с мнением писателя считались на всех уровнях.
Горький оставил нам фантастическое литературное наследство: пять романов («Фома Гордеев», «Трое», «Мать», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина»), 11 повестей (среди них — «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Исповедь»), 14 пьес («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Чудаки», «Дети» («Встреча», «Васса Железнова», «Зыковы», «Фальшивая монета», «Старик», «Сомов и другие», «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие»), десятки рассказов, очерков, статей… А его поражающая воображение переписка! Горький переписывался практически со всеми своими выдающимися современниками: писателями, учеными, политическими деятелями искусства. Лев Толстой и Антон Чехов, Иван Бунин и Владимир Короленко, Илья Репин и Федор Шаляпин, Константин Станиславский и Владимир
На Кубани Горький побывал дважды. Впервые в 1891 году, когда начал свое путешествие по Руси из Нижнего Новгорода. Города, станицы… От пытливого, зоркого взгляда молодого бродяги не ускользало ничто. Будущий писатель удивлялся контрастам жизни в благодатном, плодородном крае. С одной стороны — богатство, сытость, с другой — поразительная бедность. Эта печальная картина глубоко запала ему в душу: «В станицах видел, что мещане живут беднее казаков. Скота меньше, особенно мало у них». Свои впечатления выразил позднее в рассказах «Дед Архип и Ленька», «Два босяка», «Женщина»…
…Борис Пастернак назвал Горького «океаническим человеком». И это не просто литературный образ. Это — правда жизни. «Он крупен своим сердцем и своим патриотизмом», — писал Пастернак.
…Этот человеческий «океан» продолжает бушевать с прежней силой, занимать, будоражить умы человечества. Его произведения переводятся на многие иностранные языки, его пьесы идут не только на сцене российских театров, но и за рубежом. О нем говорят, пишут статьи, о нем спорят.
Горький — это на века…
Замечательная, сильная вещь!