Сегодня День памяти Владимира Высоцкого: история создания пяти знаменитых песен


Сегодня день памяти актера, поэта и певца Владимира Высоцкого. Его творческая жизнь — это более 600 песен и стихов, 20 ролей в театре и около 30 ролей в кино.
Популярность Владимира Высоцкого по-прежнему высока, а фильмы с его участием всегда находят место в сетке телеканалов: «Стряпуха», «Короткие встречи», «Служили два товарища», «Вертикаль» и нестареющий фильм братьев Вайнеров — «Место встречи изменить нельзя». Но сегодня мы вспомним историю создания нескольких его песен.

«Я не люблю»

…Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста, —
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.

О Высоцком можно говорить бесконечно. И каждый год 25 июля и 25 января люди идут на Ваганьковское кладбище с цветами. Поют там песни. Поют «Я не люблю», которая стала едва ли не гимном поэта. А ведь немногие знают, что он по прошествии времени там менял строки… Сначала было: «И мне не жаль распятого Христа». Потом это поменялось на «вот только жаль…». И это принципиальное изменение. Надо очень внимательно слушать Высоцкого.


«Братские могилы» (1963)

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Сам Высоцкий всегда называл «Братские могилы» своей первой военной песней (позже он их напишет более 30). Символично, что впервые она была исполнена в 1963 году на дне рождения отца Высоцкого — Семена Владимировича — полковника и почетного гражданина городов Кладно и Праги. Сама суть групповых захоронений на местах массовых битв выражена гениальными строчками: «Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче — гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы — все судьбы в единую слиты». 

Песня попала в фильм «Я родом из детства», снятый в 1966 году на студии «Беларусьфильм» режиссером Виктором Туровым, где Высоцкий сыграл роль танкиста Володи. «Братские могилы» в фильме прозвучали не в авторском исполнении. Высоцкий пришел к знаменитому исполнителю «Темной ночи» Марку Бернесу и предложил ему на выбор несколько песен. Бернес остановился на «Братских могилах», но с одним условием — он изменит звучание этой песни под себя. Высоцкий, разумеется, не возражал, а после смерти Бернеса нередко посвящал «Братские могилы» его памяти.


Читайте также: Владимир Высоцкий и Кубань: 10 фактов из биографии знаменитого музыканта



«Военная песня» («Мерцал закат, как сталь клинка…») (1966)

…А до войны вот этот склон
Немецкий парень брал с тобою.
Он падал вниз, но был спасен,
А вот сейчас, быть может, он
Свой автомат готовит к бою.

Настоящая всесоюзная слава к Высоцкому как к автору-исполнителю пришла после премьеры в 1967 году фильма об альпинистах «Вертикаль». На его съемках Высоцкий крепко сдружился с режиссером Станиславом Говорухиным. Они вместе делили двухместный номер в кабардино-балкарской гостинице «Иткол». Она располагалась вблизи склонов Эльбруса, где и проходили съемки «Вертикали». 

Однажды в этой гостинице Высоцкий встретил группу немецких альпинистов. И один из немцев вспоминал, как в 1940 году он проходил подготовку на Кавказе вместе с советскими альпинистами и даже наблюдал случай, когда советский инструктор спас в горах одного из немцев. А уже спустя два года те же немецкие альпинисты в составе дивизии «Эдельвейс» прорывались через Кавказский хребет к источнику советской нефти — в Азербайджан. История о том, как бывшие коллеги становятся заклятыми врагами, и вдохновила Высоцкого на песню «Мерцал закат, как сталь клинка…».

«Песня о друге» (1966)

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой,
Там поймешь, кто такой.

В фильм «Вертикаль» вошли и другие не менее (а то и более) известные песни на горные темы — «Песня о друге», «Скалолазка», «Вершина», «Прощание с горами». Именно благодаря фильму песни разлетелись по всей стране, открыв имя Высоцкого миллионам.

«Песня о друге» была написана после того, как консультант картины, известный альпинист Л.Елисеев рассказал Высоцкому случай из собственной практики. Летом 1955 года он в составе группы из шести человек совершал обычное спортивно-тренировочное восхождение. Как вдруг скала, на которой были закреплены все страховочные тросы, стала падать… Каждый из группы в этой ситуации повел себя по-разному.

Высоцкий задавал вопросы, а наутро спел Елисееву песню. «Песня меня ошеломила, — писал через много лет Елисеев. — Находил я в ней и глубоко личные моменты… „Будешь соавтором“, — сказал мне тогда Володя. Я наотрез отказался, сказав, что и так бесконечно рад, что своим рассказом помог создать такую прекрасную песню об альпинизме. Я узнавал и не узнавал свой вчерашний рассказ. С одной стороны, это был сгусток, самая суть нашего вчерашнего разговора. С другой — все стало ярче, объемнее…».


«Кони привередливые»

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю
Я коней своих нагайкою стегаю, — погоняю, —
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом — пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть!

В 1972 году Владимир Высоцкий и Марина Влади должны были сниматься в фильме «Земля Санникова» по мотивам романа Владимира Обручева. Высоцкому предназначалась роль Крестовского, а Марина должна была сыграть невесту Ильина. Владимир Семенович с энтузиазмом взялся за подготовку к роли, тем более что в фильме предполагалось использование его песен. Для «Земли Санникова» он сочинил три композиции — «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Последнее произведение было написано по заданию: заказчики хотели увидеть «песню о главном» — жизни, смерти, преодолении.

Вряд ли они предполагали стихи и музыку такой силы, с какой их создал Владимир Высоцкий. В итоге песня в фильме так и не прозвучала, да и Высоцкому с Мариной не было суждено в нем сыграть. Снимать актера не разрешили, и на его роль срочно пригласили Олега Даля. В 1976 году песня прозвучала в спектакле «Там, вдали» Московского литературно-драматического театра ВТО.

И.МОЧАЛОВА.
Фото: Анна Андрияненко, "ВК Пресс"