Ливневка в Краснодаре: как избежать «большой воды»

Ливневка в Краснодаре: как избежать «большой воды»
Краевую столицу по-прежнему периодически затапливает. Дело не только в том, что еще достраиваются-доукомплектовываются важнейшие инфраструктурные объекты. И даже не в том, что система ливневой канализации, которая должна исправно работать, увы, в некоторых районах пока профнепригодна: за многие годы недостаточного финансирования она не получала необходимого внимания и оказалась недееспособной из-за заиленности и замусоренности, хотя здесь уже многое сделано. Есть еще и другие важные факторы. Но обо всем по порядку.

Потопный дозор

Значимой точкой для организации работы ливневой канализации стал июль 2018 года. 22 числа после ливня под воду ушли части улиц Октябрьской, Мира, Северной, Красной, Московской, Аксайской и других — тогда за полчаса выпала практически месячная норма осадков, вода залила дорожное полотно, зеленые зоны и тротуары. Это был уже четвертый потоп за неделю, в мэрии работал оперативный штаб. Именно тогда, после «большой воды», мэр города Евгений Первышов записал видеообращение, в котором рассказал о причинах ситуации и видении выхода из нее. Он назвал условия, которые необходимо выполнить для завершения строительства магистрального коллектора по улице Петра Метальникова. Тогда же была озвучена и необходимость создания специальной службы для обслуживания ливневки. Начнем с нее.

Она, эта спецслужба, была создана в столице Кубани в июне 2019 года. Цель — чтобы в постоянном режиме проводилась очистка системы ливневой канализации и поддерживалось ее работоспособное состояние. Подрядные организации, выигрывавшие контракты, не могли так же эффективно работать: в их годовых контрактах был прописан ограниченный объем работ. Кроме всего прочего, в случае залповых ливней работники службы немедленно приступают к работам по откачке воды без каких-либо оглядок.

Протяженность сетей ливневой канализации города составляет 1026 километров. Это практически расстояние от Краснодара до Москвы (по прямой).

Обкатку «в бою» она прошла через месяц после начала работы — в июле в Краснодаре снова был залповый дождь. Эффективность ее работы подтвердила актуальность принятого решения:

Наша служба работает с июня, и сейчас очевидно, что ее создание — своевременное и необходимое решение, — сказал тогда Евгений Первышов и добавил, что нужно приводить в порядок десятки километров магистральных сетей, причем за год-два, служба будет расширяться.

В первое время в составе новой структуры были шесть единиц техники — приобрели абсолютно новые илососные, гидродинамические, комбинированные поливомоечные автомобили. Были сформированы две бригады специалистов, буквально через пару месяцев набрали еще две бригады, служба уже могла работать круглосуточно.

В марте текущего года приобрели еще шесть единиц техники, в службе стали работать 16 специалистов (4 бригады) и 12 единиц спецтехники.

Служба выходит на тот масштаб работ, который необходим для содержания сети ливневой канализации Краснодара. Раньше подрядные организации делали в разы меньше, не отличались надежностью, а средств из бюджета получали больше. Муниципальная служба показала свою эффективность. Мы получаем, во-первых, работоспособную ливневку, во-вторых — экономим бюджетные средства. Качество работы — за меньшие деньги. Теперь основная задача, которую ей предстоит выполнить, пусть не сразу — завершить расчистку сети ливневой канализации Краснодара в разных районах города. И после, уже в плановом порядке, поддерживать ее в работоспособном состоянии, — сказал весной Евгений Первышов.

Служба работает уже больше года, но фронт работ еще очень большой. Коллекторы, как правило, под завязку заилены — поэтому и стояла вода в городе сутками даже после небольшого дождя. Ил вывозят КамАЗами. Были сложнейшие участки — по Российской два огромных коллектора шли из ниоткуда в никуда. За внебюджетные источники их соединили с коллектором по улице Петра Метальникова — но к этому еще вернемся, как и к их состоянию. Все приходится вычищать, темпы не такие быстрые, как хотелось бы: на время подготовки материала прочищено почти 194 километра коллекторов от десяти сантиметров до метра в диаметре. Очищено почти шесть тысяч дождевых колодцев. Вывезено 1,5 тысячи кубометров ила. Плюс другими силами прочищено еще девять километров коллекторов — всего 203 километра. Это много, но еще даже не половина, только пятая часть: протяженность сетей ливневки в городе более тысячи километров. Первоначальные планы прочистить все за полтора-два года были слишком оптимистичными, работы больше, чем ожидалось. Но она ведется постоянно, и со временем город придет к тому, что вся сеть будет работать.

Уже заметно улучшение ситуации в районах, где существующая ливневка начала функционировать в штатном режиме. Даже после залповых ливней вода за 3–5 часов уходит.

Продолжение практики

После того, как город на деле убедился в более эффективной и при этом материально более выгодной работе службы, возможно, и в других направлениях перейдут на такую же организацию работ.

Для того, чтобы можно было качественно проводить управление городом, необходимо по многим направлениям вернуться к собственным муниципальным службам. Это повышает качество проводимых работ, контроль и оперативность, — сказал Евгений Первышов.

И привел наглядные доказательства: половины денег, которые потрачены в 2015 году на работу подрядчика, хватило для создания собственной службы, приобретения машин в лизинг и для проведения работ.

— В части других служб тоже есть планы, может быть, к концу года будем смотреть наши возможности. Безусловно, хотелось бы возобновить прежнюю практику и создать собственную службу по содержанию города. У нас достаточно много ресурсов уходит на подряды, связанные с содержанием города в летнее и зимнее время. Это два разных контракта, на зимнее содержание подрядчики идут очень неохотно — там многое зависит от погодных условий. Так что в наших планах есть создание городской службы по зимнему содержанию с приобретением техники по уборке города. Я уверен, это бы позволило нам серьезно сэкономить в расходной части. Точно так же у нас проходят конкурсы по содержанию улично-дорожной сети. Есть расчеты, что и здесь выиграем и получим экономию денежных средств.

Самые проблемные адреса: что решили делать?

Но не всегда проблему подтоплений можно решить с помощью запуска ливневки. В городе определены самые болевые точки, требующие внимания в первую очередь, и проработаны первоочередные мероприятия. Это:

— Строительство ливневой канализации для ликвидации подтопления дороги в районе дома № 57 по улице Вишняковой (необходима масштабная реконструкция сетей водоотведения с устройством насосной станции). Остановимся подробнее: это та самая застаревшая проблема, когда по улице Переходной из-за воды под путепроводом прекращается движение трамваев между остановками «Вишняковой» и «Стадион «Кубань». Уже приняты меры для временного облегчения ситуации — изысканы внебюджетные источники, локально оборудовано водоотведение. Это позволяет если не избегать вынужденной остановки общественного транспорта, то хотя бы намного быстрее отводить воду из проблемного участка. Город выделяет средства на проектирование дополнительной линии водоотводной сети из этой низины. Работающие центральные коллекторы, особенно Суворовский, увы, забиты большим количеством воды, которая и так не успевает уходить. Как тут врежешь в него более низкий участок? Это будет просто катастрофой;

— строительство ливневой канализации по улице Уральской от Симферопольской до 1-го Мая, включая улицу в жилой застройке вдоль Уральской — от дома № 146 по Уральской до дома № 201/1 по Сормовской;

— строительство ливневой канализации по улице Чернышевского от Жлобы до Первомайской;

— водоотведение дождевых вод по переулку Ленинскому от улицы 1-го Мая до Российской;

— водоотведение с территории улицы Ставропольской под путепроводом в створе с улицей Суворова и железнодорожным мостом;

— водоотведение с улицы Гаврилова от Рашпилевской до Аэродромной, Гаражной от Морской до Гаврилова, пересечения Красной и Одесской, пересечения
Красной и Гаврилова;

— водоотведение с улицы Дальней от Тургенева до Аэродромной;

 — водоотведение с Дмитриевской Дамбы;

— водоотведение на пересечении улицы Красной и Северной.

ВАЖНО: Горький опыт парализации трамвайного движения из-за ливней и подтоплений учтен при строительстве новой трамвайной линии по улице Московской: здесь должны серьезно проработать отвод сточных вод, особенно от Солнечной до Гомельской — мэр дал такое поручение. Была надежда, что существующая подстанция по откачке воды будет справляться с подтоплениями, но опыт показывает, что вода уходит за 5–6 часов. Это долго.

Тот самый спасительный магистральный коллектор

Это более чем долгожданный объект для города, особенно — для северо-восточной части. И очень непростой объект. Однако работы здесь все же идут. Уже собраны воедино все разбросанные и недостроенные части этой системы. На многих участках пришлось заново получать техусловия, достраивать и подключать линии.

Коротко напомним то самое обращение Евгения Первышова в июле 2018 года — там подробно и доступно рассказано об этом коллекторе. Краснодар будет заливать еще два-три года, сказал тогда градоначальник. Быстро решить вопрос невозможно: у мэрии очень тяжелое наследство — пришлось решать финансовые проблемы (кредиторка в 3,5 миллиарда и займы на 9 миллиардов), плюс часть земель, где должен пройти магистральный коллектор, была в частной собственности, и владельцы не спешили идти городу навстречу (улица Московская от Солнечной до Метальникова). Земельный вопрос решается долго и, возможно, очень дорого.

В то время ливневая система города представляла собой конструктор, большей частью построенный, но не всегда соединенный в рабочую схему. Недостающие участки надо было достроить и вывести воду в канал, через который полями вода пойдет в балку реки Осечки. Впоследствии вместо канала необходимо построить коллектор — длиной 15 километров. Плюс нужны три насосные станции. Ну и очистные, конечно же.

После слов видеообращения уже есть что привести в качестве конкретных дел.

В начале декабря 2018 года была достроена камера гашения в районе Ростовского шоссе — здесь поток воды гасит скорость после насосных станций и идет дальше в спокойном режиме.

В декабре 2018 года построен участок коллектора от улицы Петра Метальникова до Российской — необходимо было соединить их, ливневка по Российской была тупиковой. Диаметр коллектора на участке — 1,8 метра, протяженность — 210 метров.

В мае 2019 года достроили километр коллектора по Московской от Гомельской до Петра Метальникова — раньше ливневки на этом участке тоже не было.

Также в мае 2019 закончилась расчистка водоотводного канала — он принимает воду от камеры гашения и доводит ее до балки реки Осечки. Также прочищен канал по балке реки Осечки, чтобы вода не подтапливала прилегающие территории. Общая протяженность — десять километров.

В декабре 2019 года завершены работы на мощнейшей насосной станции по Петра Метальникова (КНС № 3). Ее можно назвать сердцем для ливневой системы города: она способна перекачивать 14,5 тысячи кубометров ливневой воды в час (!). Здесь установлены три мощных насоса фирмы Wilo (Германия), глубина станции — 13 метров. Она считалась инфраструктурным долгостроем — ее начали строить еще в 2013 году, но с 2015 года стояла заброшенной. Работы возобновили в 2018-м. Надо было все восстановить, обеспечить электроэнергией. Здесь построена трансформаторная подстанция — чтобы подключить ее к сетям, построили почти пять километров линии электропередачи.

Ливневка по улице Российской за восемь лет тупикового простоя в человеческий рост заросла илом. Ее прочистили. Из пятикилометрового участка 500 метров трубы диаметром 1,6 метра почти до верха были залиты бетоном. Работу завершили в начале 2020 года.

Кроме того, прилагаются усилия для завершения строительства двух насосных станций вдоль Российской — КНС № 1 в переулке Гаражном и КНС № 2 по Ягодина: это позволит коллектору по Российской принимать воду с района улиц Восточно-Кругликовской, Уссурийской и Черкасской, и далее эта вода будет уходить по коллектору на Петра Метальникова в водоотводной канал. При этом КНС № 1 даже не начинали строить, а № 2 начали строить лет десять назад, сделали так называемый «стакан», и строительство было заморожено. Нужно наполнить станцию необходимым оборудованием, подвести сети электроснабжения. По обеим насосным станциям актуален вопрос формирования земельных участков. Работа ведется.

Плюс продолжаются работы по еще одному коллектору — по Западному обходу от Красных Партизан до Немецкой деревни. Для него прорабатывался «коридор» — с принятием нового генерального плана задача должна быть облегчена, поскольку проектировщики объявили, что для ливневки найдены и зарезервированы все необходимые участки.

Музыкальный микрорайон: отдельная песня

Здесь необходимо проложить ливневку по всей сети дорог и врезать ее в магистральный коллектор. Это невозможно сделать сразу. Так, в декабре было озвучено решение о реконструкции 12 участков дорог: восемь из них просто заасфальтируют, на четырех параллельно построят и ливневку.

В Музыкальном микрорайоне предстоит выполнить самые масштабные работы, здесь нужно делать буквально все. И мы делаем, — сказал Евгений Первышов во время встречи с жителями этого микрорайона.

Первые ливневки в Музыкальном появятся по улице Гомельской от Московской до Сергея Есенина; по Агрохимической от Мусоргского до Солнечной; по Алмазной от Агрохимической до Хаджинова; по Шаляпина от Сергея Есенина до Российской. Их строительство планируют начать в 2021 году.

Погодные условия — новые, а сети — старые

Июль текущего года не стал погодным исключением, не обошлось без залповых ливней. Город боролся с водой восьмого числа, потом 14 — ливень снова остановил трамваи, за два с лишним часа в центральной части города выпало более 50 миллиметров осадков. Это норма для месяца, но никак не для нескольких часов. 21 июля обстановка была наиболее сложной. На дорогах Краснодара работали 22 машины службы по содержанию ливневой канализации, девять мотопомп муниципальной «Службы спасения», спецтехника МЧС России по краю. По Московской движение было ограничено, по Переходной — тоже. Сложности отмечались на дорогах всего города, о ходе работ по нормализации обстановки мэр города рассказал в видеообращении к горожанам.

Номера телефонов для вызова экстренных оперативных служб в случае возникновения подтоплений и других чрезвычайных ситуаций в Краснодаре: 214-33-36 и 112.

Хотя начиналось все в этом году вроде бы хорошо — 3 июня обошлось без коллапса: «В Краснодаре после прошедшего ливня не зафиксированы подтопления магистральных дорог», сообщали ленты новостей, хотя дождь хлестал всю ночь. Но это было лишь начало сезона тропических ливней.

В июле текущего года глава Краснодара сказал о необходимости формирования заявки на участие в федеральных программах реконструкции сетей ливневой канализации. Город убедился в том, что даже работающие сети не справляются с ливнями, которые стали регулярными. Не обойтись без перекладки коллекторов с увеличением их диаметра или строительства дополнительных сетей, оборудования системы очистки стоков, выходящих в Кубань. При выборе вариантов будут учитываться «подземные нагрузки» — пересечение всех инженерных сетей.

Но расходы такого порядка городской бюджет, увы, не потянет — это десятки миллиардов рублей. Евгений Первышов отметил, что проблема характерна не только для Краснодара — в Сочи, Геленджике, Ростове-на-Дону, городах Центральной полосы России также необходимо строить новые и реконструировать старые сети коммуникаций.

Программы должны быть приняты на уровне Государственной Думы. Они должны быть связаны воедино с теми партийными и национальными проектами, которые уже реализуются. Есть проект «Безопасные и качественные автодороги», значит, надо создавать его подпрограмму, чтобы параллельно помочь муниципалитетам реконструировать сети, — обозначил свою позицию мэр.

Можно, конечно, задаться вопросом: А надо ли из-за нескольких ливней в году поднимать такую волну? Ну переживем всплеск мемов в соцсетях, горожане снимут очередной ряд видео про то, что «море в Краснодаре рядом — сразу за порогом, прыгай и плыви». Несколько часов — и все будет практически в порядке. Однако все достаточно серьезно:

Значительная часть системы ливнеотведения построена с 1940 по 1980 годы прошлого века. Она может справиться с обычным дождем. Но мы уже на протяжении длительного времени видим — за два часа в Краснодаре выпадает месячная норма осадков, до 50 миллиметров. Это может приводить к чрезвычайным ситуациям. Необходимо избежать подтопления многоквартирного и частного жилого фонда, — сказал Евгений Первышов.

Да, когда вода заходит в подъезды и квартиры и жители терпят материальный ущерб, когда может возникнуть опасность затопления электроподстанций — уже не до стеба в соцсетях.

***

Что делает мэрия для улучшения обстановки? Ответы, думается, очевидны. Как очевиден тот факт, что действительно Краснодару необходима материальная помощь в решении инфраструктурных вопросов. Если грубо, то вклад краевой столицы в консолидированный краевой бюджет — сто миллиардов рублей, собственный бюджет — 30 миллиардов, это уже с финансированием госпрограмм. При общепризнанной острой необходимости серьезных средств на строительство соцобъектов и инженерной инфраструктуры… И безусловно, совершенно не лишней была бы федеральная поддержка: в случае запуска подпрограммы по ливневкам в дорожном нацпроекте, как предлагает мэр Краснодара, не только столица Кубани — многие города начали бы качественно и на десятилетия вперед решать этот вопрос.

Читайте также: Генплан Краснодара: логика и сценарий


comments powered by HyperComments
Дамир
Подкасты
База
Похожие материалы