Бескомпромиссно и безжалостно искренне о войне: премьера в Молодежном театре

Бескомпромиссно и безжалостно искренне о войне: премьера в Молодежном театре
Бескомпромиссно и безжалостно искренне о войне: премьера в Молодежном театре
Бескомпромиссно и безжалостно искренне о войне: премьера в Молодежном театре
Бескомпромиссно и безжалостно искренне о войне: премьера в Молодежном театре
Бескомпромиссно и безжалостно искренне о войне: премьера в Молодежном театре
Бескомпромиссно и безжалостно искренне о войне: премьера в Молодежном театре
Бескомпромиссно и безжалостно искренне о войне: премьера в Молодежном театре

В Молодежном театре Краснодара состоялась премьера спектакля «Помни» Р. Рождественского в постановке режиссёра Павла Пронина.
Белыми птицами взмыли в небо солдатские рубахи.

Кажется, что вышедшие на сцену артисты – наши ушедшие.
Те, кто шагнул в бессмертие, оставив шинель на красном стуле.
И вопрос: «Той ли я жизнью живу, за которую ты перестал жить?» звучит взысканием к самому себе…

 Режиссёр-постановщик Павел Пронин краснодарской публике хорошо знаком. В нашем театре он поставил спектакли «Звёзды светят на потолке» и «Горе от ума».

Пронин_читка.jpg

Теперь вот – бескомпромиссный, безжалостно искренний, пробирающий до костей спектакль о войне.
Спектакль, оставляющий зрителям надежду.

С режиссёром Павлом Прониным мы говорили о его новой работе, посвящённой Победе. О реквиеме, об апокалипсисе и о тишине.

- Чувствуется, что спектакль для вас не формальный, не «датский». На афише обозначен жанр – «спектакль-посвящение». Кому посвящаете? Всем погибшим? Или есть какая-то личная, семейная история?

- Для многих людей моего поколения – а я родился в 1986 году – личная связь с Великой Отечественной войной уже прерывается. Остаются лишь пересказанные семейные рассказы о наших прадедушках и прабабушках и даже об их родителях. Что говорить о тех, кому сейчас 25 лет, 20 лет.

Именно поэтому важно сегодня честно и правдиво разобраться, что для каждого из нас значит Победа и какое место она занимает в наших жизнях… Разобраться без треска привычных, знакомых с детства формул, которые от частого повторения утрачивают смысл.
И этот спектакль – посвящение всем, кто прошёл войну, всем, кто остался жив, и всем, кто погиб – чтобы мы жили.
- Примерно месяца три исполняется множество реквиемов. Музыковед Ярослав Тимофеев даже подсчитал, что в 2024 году каждый день в мире создаётся по одному реквиему. Ваш спектакль – тоже по «Реквиему»… Насколько естественным для вас было обращение к этому жанру?

- Всё же я прежде всего выбирал литературный материал, основу будущего спектакля. И именно тексты Роберта Рождественского и, прежде всего, поэма «Реквием» принесли с собой очень точный угол зрения на эту тему. Это бескомпромиссное и безжалостно искреннее высказывание обо всех и о каждом, осмысливающее жертвы и подвиги Великой Отечественной войны с некоторой дистанции. И эта дистанция только подчёркивает важность и остроту этого высказывания... В самом деле, и написана поэма «Реквием» в жанре реквиема!
Пронин_реп.jpg
И когда я стал изучать этот жанр, чтобы подобрать ключи к практическому воплощению этого текста на сцене, я понял, что это удивительная конструкция, это не просто плач или горестный вопль.
В ней содержатся и траурные, и героические фрагменты; части, посвящённые светлой надежде, и части, погружённые в глубокую скорбь… Словом, расшифровка этой конструкции уже подсказывала путь, по которому пойдут актёры.

-  Что вы делали для того, чтобы подчёркнуто статичный, «ораториальный» спектакль (отсутствие действия на сцене, фигуры артистов напоминают скульптуры или памятники) звучал так напряжённо?

- Когда вы говорите об отсутствии действия, давайте сразу уточним – речь идёт об отсутствии, а точнее, о минимальном физическом действии: актёры почти не ходят по сцене, не встают и не садятся, даже практически не меняют поз.
Напряжённое же звучание спектаклю как раз придаёт очень напряжённое, найденное и закреплённое в репетициях подлинное действие актёров, которое в этом спектакле в большей степени проходит через слово.
Это особая техника игры актёра, которая основана на разработках моего Мастера Анатолия Васильева, позволяющая вскрыть смысл произносимого текста и донести его до зрителя. Результатом верного применения этой техники становится совместный путь, который по-настоящему проходят актёры вместе со зрителями, и возникающие в результате неподдельные эмоции. Если бы мы пошли традиционным путём, вполне вероятно, на сцене было бы больше эмоциональных проявлений, слёз и театральных «страданий», но строгое высказывание и прозрачный смысл не были бы созданы актёрами.

- После спектакля ещё раз открыла поэму Рождественского и с удивлением обнаружила, что стихотворения, которые меня особенно потрясли, в оригинале поэмы отсутствуют… Расскажите о работе над созданием литературной основы спектакля. Какие строчки для вас главные? Для меня эти: Той ли я жизнью живу, за которую ты перестал жить? Которые, кстати, тоже не из «Реквиема»…

- Как я уже говорил, основой композиции стала поэма «Реквием» Роберта Рождественского. Я очень хотел соединить её с несколькими песнями композитора Микаэла Таривердиева, потому что точно чувствовал, что интонации этих гениев родственны и что в этом случае они обогатят друг друга. И основную часть подготовительной работы мы занимались композицией, создавая общее, «десятиголосое» высказывание. На финальном этапе репетиций стало очевидно, что  необходим некоторый пролог – важно проложить мостик от настоящего момента, от сего дня. И также нужно было, чтобы каждый из этих десяти голосов возник отдельно как личное высказывание каждого из актёров, занятых в спектакле.
НеЗабудь.jpg

Тогда я отобрал некоторые стихотворения Роберта Рождественского и предложил актёрам выбрать, какое будет читать каждый из них. После чего составил финальную, окончательную композицию. Вот так оформилась структура спектакля.
Для меня всё-таки главное высказывание расположено в финальной части поэмы:
«Помните!
Через века, через года
Помните!»
- Может ли человек отодвинуть Апокалипсис?

- Самый быстрый ответ, который приходит в голову, – да. Потому что он же его и приближает.

- Есть произведение композитора Джона Кейджа: 4′33″. Четыре минуты 33 секунды полной тишины. Он написал его после погружения в «лабораторию эхо» - место, где нет звуков. При этом композитор сказал, что там, на глубине, он слышал звон. Это звенели его нервы… Что такое тишина? И как заставить её звенеть?

- Тишина не существует сама по себе. Если бы не было света, мы бы не знали, что такое темнота. Так же и тишина нам понятна потому, что мы знаем, что такое звук. Самая глубокая тишина содержит в себе самый громкий звук. Если это знать и уметь этим пользовать – а я сейчас говорю о театре – то тишина оглушит!

В спектакле заняты артисты: заслуженный артист Краснодарского края Алексей Алексеев, заслуженная артистка Краснодарского края Юлия Макарова, заслуженная артистка Краснодарского края Оксана Трегубова, Инга Аничкина, Егор Глазов, Владислав Гоголев, Анастасия Ковьярова, Евгений Парафилов, Анастасия Радул и Илья Сердюков.

Художник-постановщик – Настя Васильева, концертмейстер – Эльвира Емелина.

В записи музыкального материала принимал участие аранжировщик Михаил Баланов и Оркестр Ильи Филиппова.

Нелли Тен-Ковина
Фото: Марина Богдан, Алексей Петров

Ранее мы сообщали:

Народное сердце России: чем поразил Кубанский хор на открытии фестиваля "Добровидение" - 11 мая в Москве состоялось торжественное открытие X Международного фестиваля народной песни «Добровидение». В течение девяти часов более тысячи артистов со всей страны выступали на Тверской улице и Театральной площади, превратив центр столицы в масштабную музыкальную площадку.

Артист Дмитрий Морщаков о «Премьере» и Леонарде Гатове: «Что вы волнуетесь? Я же с вами…» - «Что вы волнуетесь? Я же с вами…» Говорил основатель творческого объединения «Премьера» Леонард Гатов – народный артист России, лауреат премии им. Ф. Волкова, герой труда Кубани, почётный гражданин Краснодара. В этом году «Премьере» исполняется 35 лет. Артист Молодёжного театра, заслуженный артист России Дмитрий Морщаков прошёл Леонардом Гатовым путь становления объединения. Сегодня он наш собеседник.

Творческий вечер Владимира Качесова в Краснодаре: С чего начинается Родина? - С Русской увертюры для симфонического концерта. Вернее, с неё в Краснодаре начинался творческий вечер композитора Владимира Качесова, который с огромным успехом состоялся в органном зале. Очень скоро Русская увертюра прозвучит на Красной площади. Но наш Кубанский симфонический оркестр исполнил её первым!