Имя героя-разведчика из Краснодара внесено в Книгу Памяти: журналистское исследование

Имя героя-разведчика из Краснодара внесено в Книгу Памяти: журналистское исследование

У этого материала очень долгая история – в несколько лет.
Когда Элле Петровне Колбасиной стало сложно ухаживать за могилой свекра – участника Великой Отечественной, разведчика, сотрудник НКВД – она попросила настоятеля Всесвятского храма, которым в то время был отец Трифон, ушедший из жизни в 2023 году, организовать присмотр за местом погребения ветерана. Даже подготовила небольшой материал – отец Трифон заинтересовался, однако не успел разместить его в сети интернет: мы проверили по поиску на сайте мемориального кладбища – да, не успел.
Звонила в музеи, чтобы передать информацию – обещали, но не выполняли обещание: сама прийти педагог, отдавшая всю жизнь школе и детям, уже не могла. И такая ситуация Эллу Петровну очень беспокоила: сейчас столько публикаций об участниках войны, все могут рассказать о своих родных, а о разведчике Михаиле Колбасине так и нет современной информации. Хотя о нем писали в книге рассказов о партизанах Кубани! В 1975 году – полвека назад.

Один из учеников Эллы Петровны рассказал о ситуации «Вольной Кубани» и «ВК Пресс», мы созвонились. Фотокор Елена Мирная навестила учителя и пересняла текст, рассказ из книги, в которой говорится о разведчике, его фото. Сама Элла Петровна отказалась фотографироваться: для нее важно, чтобы память о свекре, которого очень любил ее супруг, не затерялась, стала известна жителям Кубани и вошла в современные исторические проекты: ведь запущены электронные книги памяти, федеральные сайты, каждый может сохранить историю своей семьи. Вот так этот рассказ оказался у нас – медиахолдинг бережно относится к обращениям читателей, тем более – к историям об участниках войны. Выполняем просьбу Эллы Петровны – рассказываем о героическом разведчике, отце ее супруга.
«…нет больше любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие).
«Воспоминания кубанцев-партизан о Великой Отечественной войне собраны в книге «Партизанские были» (вышла в Краснодарском книжном издательстве в 1975 году»). В одном из рассказов, который называется «Опасные мгновения», Валентин Гаврилович Древлянский - бывший заместитель командира Армавирского соединения партизанских отрядов – пишет о моем свекре, Колбасине Михаиле Алексеевиче:
ц.jpg

« … 13 августа с Михаилом Колбасиным я выехал в район Черной речки к партизанам, а в конце августа года прибыли на явочную квартиру. Михаил Колбасин должен был собрать материал о расположении воинских частей немцев, штабов врага, собрать информацию о режиме, введенном оккупантами в населенных пунктах края в Отрадненском, Советском и Лабинском районах, в городе Армавире».
 Мой свекор задание выполнил. Он умер в 1953 году, похоронен на Всесвятском кладбище Краснодара, могила № 925. Я – жена сына, Колбасина Евгения Михайловича.

Надеюсь, ваша газета "Вольная Кубань"  сохранит память о Колбасине Михаиле Алексеевиче для потомков».

Вот и все письмо.

Мы прочитали рассказ в книге, чтобы больше погрузиться в историю – и коротко перескажем его для вас. Повествование идет от лица автора – замкомандира партизанского отряда Валентина Древлянского, время – самое начало оккупации Кубани.
были.jpg

К ней готовились. На территории края, в лесах, были готовы работать партизанские отряды. В станицах оставались надежные люди, определялись явочные квартиры, разрабатывались схемы сбора информации и передачи ее партизанам и в армию: оккупанты не должны были чувствовать себя спокойно и вольготно. Очень важна секретность: люди должны быть надежные.

Трое партизан, в числе которых – автор, Михаил Колбасин и еще один человек, завершали все приготовления – на машине объехали несколько станиц, в которые уже входили немецкие войска. Под Армавиром оставалась мать автора – ее жилье было одной из явочных квартир для партизан.

В Подгорной переночевали, всегда были готовы к бою. Утром партизанам рассказали, что к станице подъезжает автомобиль. На мосту крытую машину расстреляли – водитель смог убежать. Трое партизан забрали документы и оружие убитого немца, машину столкнули с оврага.
книга.jpg

Действие в рассказе начинается с 13 августа, а уже в конце месяца Михаил Колбасин одним путем, а рассказчик с несколькими партизанами – другим отправляются под Армавир, чтобы собрать сведения о расположении немецких частей.

О том, как в обозначенное место добрался Михаил Колбасин, в рассказе не говорится. Сам автор и члены его группы переоделись в немецкую форму, сели в немецкий автомобиль и отправились в нужном направлении – хотя их предупреждали об опасности затеи. Но все шло хорошо, патрули отдавали честь и пропускали. Во время заправки партизаны задержали одного из «шефов» совхоза и допросили: дело в том, что раньше отряд задерживал этого человека, но тот представился старшиной погранвойск, которого отправили на поиски пропитания. Тогда отпустили – все выглядело правдоподобно. На самом деле это был заброшенный под Тихорецк еще до оккупации шпион, который собирал информацию о партизанах.

Когда группа встретилась с Колбасиным на явочной квартире у матери автора (машину оставили в лесу и спрятали), у того на руках была важная информация:
«о расположении гитлеровских частей, штабов. На аэродроме базируется около двухсот двух- и четырехмоторных бомбардировщиков. В двух километрах западнее аэродрома – склад авиабомб. На вокзале – скопление эшелонов с войсками, танками, артиллерией… Назавтра же эти сведения были в штабе армейского соединения. И на бомбежку военных объектов вылетали советские самолеты».
За несколько дней работы в тылу врага уже объединенная группа побывала в нескольких населенных пунктах, собрала много информации – свою задачу партизаны-разведчики выполнили. Начинался дождь, решили немедленно выезжать – чтобы дороги не размокли.

Выбрались в места, где располагались партизанские отряды – однако те уже сменили место. Два дня искали, переоделись в свою одежду: в немецкой форме небезопасно. На третий день встретили своих разведчиков, узнали, где штаб. Добрались, автор доложил о результатах операции.
«Действия разведгруппы были высоко оценены. Мы дали полную картину положения дел в оккупированных районах и добыли ценные сведения о противнике».
ц 3.jpg

 И еще много моментов в рассказе – особенно о том, как помогали партизанам и какой опасности подвергались женщины.
Свекор после войны служил в органах госбезопасности - у Эммы Петровны сохранился конверт, подписанный на его имя: в станицу Советскую Краснодарского края, начальнику РО НКГБ Колбасину Михаилу Алексеевичу. Но прожил недолго: здоровье было подорвано, умер от инфаркта в 53-м.

Когда мы позвонили Элле Петровне, чтобы узнать еще какие-нибудь подробности о разведчике, о наградах, дате и месте рождения – эти данные нужны для того, чтобы загрузить информацию о фронтовике в электронные базы данных (мы понимали, что можем не только подготовить публикацию о разведчике, но и разместить ее в Книге памяти Краснодара, а может, и других) - учитель рассказала, что награды есть, их много – сын бережно хранил, однако все находится в домашнем сейфе, ключ от которого она не может найти после смерти мужа. Удалось уточнить место и дату рождения. Родился свекор не в столице Кубани, однако жил здесь: в Краснодаре получил образование его сын.
но.jpg

Рассказала о том, что один раз ездила со свекровью к Валентину Гавриловичу Древлянскому – он после войны жил в Новороссийске, тоже уже умер.

И еще поделилась одним эпизодом – его ей рассказывал супруг, сын разведчика. Мы проводим небольшое исследование этого эпизода и, возможно, сообщим просто потрясающую историю по началу оккупации Краснодара.

… Краснодарская Книга Памяти размещена на сайте администрации и городской Думы. Посмотреть и пополнить ее может каждый. Для этого надо сообщить информацию об участнике Великой Отечественной войны в специальном разделе.
33.jpg

Теперь в нем есть информация о разведчике Михаиле Колбасине. Также мы передадим этот рассказ с просьбой разместить его на сайте Всесвятского кладбища в раздел информации о захоронениях.
44.jpg
Ранее мы сообщали:

Кубань в годы войны. Оккупация. Помнить и плакать на монументах - Страшное, тяжелое время для Кубани – оккупация. День освобождения для каждого из городов, каждого из районов был первым Днем Победы – далеко не все мирные жители нашего региона до него дожили.

Ко Дню Победы: с благодарностью о моей бабушке Поле - простой русской женщине - Этот материал хотела написать давно (каждый раз ко Дню Победы), когда моя бабуля еще была жива. Но все не доходили руки. И он скорее не только о том, как она в молодости пережила фашистскую оккупацию в кубанском хуторе, а больше о сильной женщине, которую судьба вовсе не баловала. Но она никогда не жаловалась, всегда шла по жизни с гордо поднятой головой. По сути, ее образ — собирательный. Она, как и многие в кубанской глубинке, испытала все то, что может выпасть на долю русской женщины.

Проект с рассекреченными документами периода оккупации Кубани участвует в национальной премии «Хрустальный компас» - Проект «Без срока давности», который подготовлен в Краснодаре и посвящен раскрытию информации о злодеяниях фашистов в годы оккупации во время Великой Отечественной войны, участвует в национальной премии «Хрустальный компас».