К 95-летию писателя Исхака Машбаша: Рыцарь Кавказа
Исхак Машбаш — настоящая легенда! Добавим к уже названному: народный писатель Адыгеи,
Это именно ему еще в 2016 году открыли памятник!
Исхак Машбаш — автор более чем 60 книг, в том числе — сборника стихов «Щедрое солнце полдня», романов «Оплаканных не ждут», «Сто первый перевал», «Жернова»,
Именно Исхак Шумафович перевел на адыгский язык «Слово о полку Игореве», стихотворения и поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского.
Через его сердце проходят и человеческие, и общечеловеческие боль, радость, гордость, стремление к справедливости, чувство красоты, ощущение ритма жизни. Сегодня, накануне
«…В Казахстане в 1962 году проходили Дни литературы народов Советского Союза. После большого литературного вечера за большим праздничным столом собрались представители всех пятнадцати республик СССР. Ведущий застолья первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, член Политбюро ЦК КПСС Динмухамед Кунаев, соблюдая все необходимые в таких случаях традиции, с учетом престижа писателей в стране, предоставлял слово для тоста. Праздник близился к концу, слово для приветствия предоставили последнему гостю. Нет, не мне — другому.
Но Кунаев вновь поднялся
— Я хочу предоставить слово еще одному нашему гостю, — он обвел взглядом сидящих за столом. — Правда, он не сам попросил об этом, но писатели, которые сидят за этим столом, хотят услышать его. Я предоставляю слово представителю одного из малых народов нашей великой страны Исхаку Машбашу. Если не ошибаюсь, он из Адыгейской автономной области, что в Краснодарском крае.
— Посланцы Кавказа, прошу встать! — поднявшись
Не стану скрывать, мне было глубоко приятно, что все встали в знак уважения к адыгейскому народу, тем самым оказали мне честь…».
Из книги воспоминаний Исхака Машбаша «А что там, за горизонтом?».
Каждая встреча с писателем Исхаком Машбашем — подарок для журналиста. И не только потому, что он народный писатель трех братских республик, Герой Труда России, лауреат Государственных премий СССР и России (у него множество других наград и званий), главное — он сам по себе очень яркая, интересная и талантливая личность. Его ответы на самые каверзные вопросы отличаются простотой, точностью и ясностью, а мнения по самым важным и актуальным темам — логичностью суждений и абсолютной доказательностью.
Мы беседуем уже третий час, а кажется, всего несколько минут. Причем его реакция на вопросы почти мгновенна и всегда детально точна. Лишь однажды на мой вопрос о том, можно ли считать вручение ему в Кремле Золотой Звезды Героя Труда России Владимиром Путиным главным событием в его жизни, Исхак Шумафович на секунду задумался, а затем с улыбкой ответил:
— Наверное, главным событием в моей жизни все же следует считать 28 мая 1930 года, когда я появился на свет в ауле Шхашефиж, что под Армавиром. Сейчас он носит название Успенский.
Что касается вручения мне в Кремле звезды Героя Труда России, то я считаю это итогом более чем
В моей жизни было немало различных важных событий, во многом повлиявших на мое творчество и на мое становление как личности. И если бы не все эти события, наверняка не было бы и награждения в Кремле. Но, бесспорно, эта награда важна и очень значима для меня.
— Исхак Шумафович, все мы родом из детства. Самое яркое впечатление из вашего детства?
— Первое яркое впечатление о детстве — беседы, которые вел мой дед в нашем доме с аульскими аксакалами. Я сидел у него на коленях и, не шелохнувшись, слушал, как они вели свои неторопливые разговоры на все важные темы того времени. Конечно, я ничего не понимал, но мне нравилась та особая атмосфера, манера разговора тех встреч. Я это помню и чувствую до сих пор.
Вторым ярким впечатлением детства были стихи адыгейского поэта Ахмеда Хаткова. Нас в семье было четверо братьев. Я самый младший. Старший, Махмуд, уже учился в школе, и однажды я услышал, как он учит наизусть стихи Хаткова. Я был поражен и потрясен. Не знаю, что со мной произошло, но это настолько запало мне в душу, что не давало покоя ни днем ни ночью. Теперь, уже с высоты прожитых лет, могу предположить, что стихи Хаткова оказались созвучны
Ну и, наконец, ярким впечатлением в моей жизни был мой школьный учитель Юсуф Пшунелов. Он — выпускник высшей духовной школы
Он говорил нам: «Посмотрите, какое сегодня голубое небо, как ярко светит солнце. Напишите об этом дне в стихах или в прозе. Что вы чувствуете? Какие у вас эмоции?». И мы писали! Неумело, может быть коряво, но зато искренне! Он читал их, хвалил нас и давал другие задания, чтобы мы учились чувствовать, думать, познавать мир.
Вот эти уроки Юсуфа Пшунелова и вдохновили меня на написание первых поэтических строк. Я уже, конечно, не помню их содержание, но тяга в душе выразить свои чувства и эмоции через поэтические строки появилась именно благодаря моему школьному учителю.
— А свое первое стихотворение помните?
— Еще бы! Оно связано с победным днем 9 мая 1945 года. В аул пришла весть о долгожданной победе над фашизмом. Люди на улице обнимались, радовались, плакали. Их настроение передалось и мне: от возбуждения я не мог устоять на месте: бегал, прыгал, кричал… Весь аул собрался у сельсовета на митинг. После него я не пошел гулять с друзьями, как обычно, а вернулся домой и, находясь под впечатлением всеобщей людской радости, стал записывать рождавшиеся во мне строки.
Услышав из моих уст только что написанные стихи, мама их похвалила. Так же тепло о них отозвался и мой школьный учитель Юсуф Пшунелов. Так что именно эти строки, навеянные Великой Победой нашего народа над фашистской Германией, я считаю началом своего поэтического творчества.
— Первые стихи, как вы говорите, — это эмоции, чувства. А кем мечтал в детстве стать мальчишка Исхак Машбаш?
— Конечно, о том, что я стану поэтом или писателем, мыслей не было. Но признаюсь вам, что в душе у меня все время было желание свое видение природы,
Что касается мечты, то я вырос в очень бедной семье. Отец ушел из жизни, когда мне исполнилось всего три года. Я его не помню. Меня воспитывали дедушка и бабушка по материнской линии. Жили трудно, голодно. Однажды случилась беда: нашу корову забодал бык в стаде. Мы лишились единственной кормилицы. Не знали, что делать. Нам помог учитель Юсуф Пшунелов. Написал заявление в суд, и нам возместили стоимость коровы. После этого мама собрала нас с братьями и сказала: «Видите, какая справедливая советская власть. Она защищает бедных. Чтобы вы, когда вырастете, стали адвокатами, прокурорами, судьями, тоже могли помогать людям». Мне наказ был стать судьей.
Конечно, никто из нас пожелание мамы не выполнил. Братья стали кто учителями, кто механизаторами, но все четверо трудились и гордились своей профессией. Я тоже сначала пошел по учительской линии, поступил в Адыгейское педучилище. Но судьба распорядилась иначе: творческие струны, разбуженные во мне в детстве, взяли верх.
— Какую роль сыграл в вашей жизни Литературный институт в Москве?
— Начнем с того, что я приехал в институт, прочитав на русском языке только «Капитанскую дочку» Александра Сергеевича Пушкина. Больше на русском языке ничего не читал. Я привез с собой подстрочники своих стихов, и приемная комиссия из известных и уважаемых литераторов сочла возможным принять меня в институт.
Моими однокурсниками оказались Роберт Рождественский (впоследствии мы стали большими друзьями), Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина. Конечно, у них был огромный багаж знаний в области классической русской и советской литературы, и мне в первые годы пришлось наверстывать упущенное. Я буквально днем и ночью не выходил из библиотеки. Я догонял их. Сегодня могу с уверенностью сказать, что годы, проведенные в Литературном институте, изучение русских и советских классиков перевернули мое сознание. Но и сегодня на часто задаваемый журналистами вопрос о любимом писателе я уверенно отвечаю, что это адыгский поэт Ахмед Хатков и мой школьный учитель Юсуф Пшунелов.
«А как же Пушкин, Лермонтов, Толстой?» — спрашивают они меня. Я отвечаю, что Пушкин, Лермонтов, Толстой — это потом, а думать, чувствовать, выражать эмоции, познавать красоту своего родного языка научили меня именно Хатков и Пшунелов. Это мои истоки и корни. Они основа моего творчества.
— Максим Горький говорил, что всему хорошему в себе он обязан книгам. А вы, Исхак Шумафович?
— Я абсолютно осознанно повторяю эти же слова Горького. Я уже сказал, что приехал в Москву, прочитав только «Капитанскую дочку», но я хорошо был знаком с творчеством наших адыгейских классиков — Хаткова, Керашева, Тлюстена, Паранука и других. Их книги произвели на меня огромное впечатление и во многом определили мое мировоззрение.
— Исхак Шумафович,
— Я начинал как поэт. А в поэзии существуют определенные рамки. Это как борозда в поле: нельзя ни влево, ни вправо. Но если ты задумал
Вот мне часто не удается первый абзац задуманного произведения. Начинаю и чувствую,
— Не секрет, что сейчас потерян интерес к чтению книг. Особенно среди молодежи. Как ее вернуть из интернета к книгам? У вас есть рецепт?
— Я бы мог сказать: надо писать хорошие книги. Но в нашей стране много хороших писателей и поэтов, однако вспоминают о них только в дни юбилеев. Где вы на телевидении, радио, в газетах увидите интересные материалы о Пушкине, Лермонтове, Толстом, Гамзатове, Кешокове? Давно ли вы читали или слышали передачи о творчестве таких великих поэтов, как Твардовский, Симонов, Есенин? О Сергее Михалкове, которого я считаю своим учителем? Я хорошо знаю Москву. В
Вот вы спросили о рецептах. Их у меня нет. Думаю, общество само поймет пагубность увлечения интернетом, вернется к чтению книг. Но, на мой взгляд, сейчас как никогда необходима пропаганда на всех уровнях наших великих поэтов и писателей, их творчества. Это такой кладезь знаний и мудрости!
— Ваши книги для многих читателей стали своеобразной путеводной звездой в жизни. Учитывая важность миссии писателя, не испытываете страха перед первым, еще чистым листком бумаги?
— Испытываю. Начинать всегда страшно. Я ведь не пользуюсь ни компьютером, ни машинкой. Пишу только ручкой. Бывает, сидишь над чистым листом бумаги, думаешь — в том числе и о великой роли бумаги, на которой ты можешь не только выразить свои мысли, чувства, но и показать судьбы, жизнь своих героев, да даже собственную жизнь. Смотришь, появляются первые слова, строки, страницы. Такое впечатление, что твоей рукой
— Исхак Шумафович, в ваших романах много ярких мужских персонажей. Что вы больше всего цените в мужчинах?
— Уважаю мужчин, которые умеют держать свое слово. Сказал — сделал! Ценю также преданность своей стране. Не могу терпеть, когда говорят: «В этой стране». Выходит, ты, твоя семья, родные живут не в твоей родной стране, а в «этой»? Все хорошее и плохое только в моей стране.
— А что нравится в женщине?
— Прежде всего женственность, ум. Сейчас, к сожалению, другие времена. Нередко женщины пробивают себе дорогу не интеллектом, а локтями. Взяли на вооружение мужские навыки. К сожалению.
— А как относитесь к славе, в том числе и личной?
— Абсолютно равнодушно. Слава губит писателя. Если бы я купался в лучах славы, то не написал бы столько книг. Остановился бы на первой. Мне жизнь в молодости преподнесла хороший урок. Когда в 1949 году было опубликовано мое первое стихотворение в газете «Социалистическэ Адыгей», я купил несколько экземпляров и, выйдя на нашу главную улицу Краснооктябрьскую, был абсолютно уверен, что меня теперь будет узнавать каждый прохожий. Но они проходили мимо. А окончательный удар меня ждал на центральном рынке, который располагался рядом с площадью Ленина. Я подошел к одному из киосков, где продавали пирожки с ливером, и с ужасом увидел, как продавец заворачивает пирожки в газету с моими стихами. Тогда я понял многое. И когда в последующие годы меня иногда заносило, я всегда вспоминал эту сцену с пирожками, и все становилось на место.
— Исхак Шумафович, если бы у вас появились возможность сейчас увидеть своих родителей, что бы вы им сказали?
— Спасибо за вопрос. Дело в том, что со своими родителями я разговариваю каждый день. У меня на рабочем столе стоят их фотографии. И я им говорю «Доброе утро», рассказываю о своих делах и планах, спрашиваю совета. Для меня они
— Какой совет знаменитый писатель, Герой Труда России Исхак Машбаш дал бы сегодня мальчишке из аула Шхашефиж Исхаку Машбашу?
— Всеми силами впитывать в себя чувство малой родины, своей земли, неба над головой, речки, что течет за околицей, музыку родного языка, родного аула, дома, где ты родился. Когда ты шагнешь в большой мир, станешь взрослым, это поможет тебе любить и беречь свою большую Родину. Свое Отечество. И, конечно, дал бы совет как можно прилежнее учиться, поскольку без знаний человек — словно птица без крыльев.
— Исхак Шумафович, мы беседуем с вами в преддверии вашей знаменательной даты —
— Чувства и эмоции те же, что и в детстве! И, конечно, гордость за нашу страну и великая благодарность нашим отцам и дедам, что отстояли наше Отечество.
Что касается творческих планов, то завершаю работу над новым историческим романом, посвященным нашему выдающемуся земляку и меценату Лю Трахову. Есть и другие планы.
— Исхак Шумафович, от имени наших читателей и всех, кто знает и любит ваше творчество, примите самые искренние поздравления с вашим юбилеем! Здоровья вам и новых творческих успехов!
Валерий КОНДРАТЕНКО.
Фото: Артур Лаутеншлегер, Советская Адыгея.
Ранее мы сообщали:
К юбилею ! Экосистема по имени «Премьера»- Как мы уже писали, в этом году КМТО «Премьера» исполняется 35 лет. Разговор о юбилее творческого объединения мы продолжаем с солистом Музыкального шоу-театра «Премьера» заслуженным артистом Краснодарского края Александром Техтелевым.
К юбилею! Чуткое сердце и золотые руки хирурга Барбухатти- На счету заведующего кардиологическим отделением № 2 краевой больницы, главного кардиохирурга ЮФО Героя труда Кубани, заслуженного врача России, профессора — множество спасенных жизней. У хирурга с золотыми руками Кирилла Олеговича Барбухатти сегодня юбилей — ему исполняется 60 лет. В медицине он уже около 40 лет.
Известная кубанская иконописец София Мачигина отмечает сегодня юбилей - София Анатольевна родилась в Сочи. Она потомственный иконописец: ее дед, Александр Иванович Мачигин, в начале 20 века считался одним из лучших учеников известного русского художника Павла Филонова. В середине прошлого века принимал участие в росписи кафедрального Свято-Екатерининского собора в Краснодаре.