Нефть дешевеет, рубль крепнет — а доходы тают: что ждет экономику России?
Причины сокращения доходов от нефти и газа
Эксперт Лобода объясняет, что главным фактором стало удешевление российской нефти и укрепление рубля. В апреле средняя цена сорта Urals, учитываемая при налогообложении, снизилась до $54,8 за баррель, тогда как годом ранее она составляла $75. В мае цена и вовсе упала до $52,1. При этом рубль укрепился примерно на 10% по сравнению с весной 2024 года. В результате рублевые доходы от экспорта углеводородов сократились: при низкой долларовой цене и сильной национальной валюте компании платят меньше налогов. Таким образом, негативная конъюнктура на сырьевых рынках оказывает на бюджет большее давление, чем валютный курс.
Прогноз на конец 2025 года
Экономист Чернов отмечает, что Минфин рассчитывает получить 8,32 трлн рублей нефтегазовых доходов по итогам года — это на 24% меньше, чем в 2024 году, когда сумма составляла 10,94 трлн. При сохранении текущих тенденций и с учетом риска усиления санкционного давления падение может достичь 25–35%, что увеличит дефицит бюджета на 1–1,5 трлн рублей — менее 1% ВВП.
Ожидается, что доходы от других источников — вне нефтегазового сектора — вырастут на 10–15%, однако этого будет недостаточно, чтобы компенсировать потери от экспорта сырья. Тем не менее, дефицит бюджета остается управляемым. Часть недостающих средств может быть получена из Фонда национального благосостояния, а основную нагрузку возьмет на себя внутренний рынок — за счет размещения облигаций федерального займа.
При этом доходы от ненефтегазовых источников уже демонстрируют положительную динамику: за январь—май 2025 года они достигли 10,5 трлн рублей, что на 12,3% больше, чем годом ранее. Это создает благоприятные условия для устойчивого роста бюджетных поступлений в будущем.
Ранее писали: Экономика — перезагрузка: у фабрики "Юг-Текстиль" в Краснодаре интересная "семейная история" В мае, буквально на днях, Бондаренко отправится с
Полимерный разговор: успешный опыт развития предприятия на Кубани с нуля
Динской завод по производству поликарбоната занимает лидирующие позиции на юге России, постепенно вытесняя с него иностранных поставщиков