ВК Пресс провел опрос в центре Краснодара с целью выяснить мнение молодых людей. Вопрос: «Каково отношение к одежде с символикой государств, которые сейчас находятся в конфронтации с Россией?»
Недавно коллега рассказал курьезный, на первый взгляд, случай. В трамвае две женщины лет 40-45, увидев стоящую на остановке женщину примерно такого же возраста, в
майке с американским флагом, рассуждали:
— Ладно, малолетки с американскими флагами майки носят, ну а ты какого напялила на себя!? Симптоматично, не правда ли? Год назад вряд ли можно было услышать подобные гневно-обличительные высказывания в чей-то адрес. Реакция людей старшего поколения на англо-американскую символику понятна. А как к ней относится молодежь?
Мы провели опрос в центре Краснодара с целью выяснить мнение молодых людей. Вопрос: «Каково отношение к одежде с символикой государств, которые сейчас находятся в конфронтации с Россией?»
Николай, 15 лет, студент:
— К одежде с американским флагом отношусь отрицательно. Нужно носить футболки и другую одежду либо нейтральную, либо с российским флагом.
Татьяна 18 лет, студентка:
— Не вижу в этом ничего плохого. Не надо смешивать моду с политикой.
Ольга, 24 года, служащая:
— Пусть каждый носит то, что ему нравится.
Захар, 26 лет, системный администратор:
— Крайне отрицательно. Это мода навязана нам в 90-е годы Европой и США. Запад пытается навязать свою систему ценностей, начиная от маек со своими флагами и заканчивая однополыми браками.
Евгений, 28 лет, на голове кепка с английским флагом:
— Ну, просто попалась такая кепка. Была бы с российским флагом, купил бы ее. Получается, что женщины, в отличие от мужчин, более лояльно относятся к одежде и аксессуарам с англо-американской символикой. Вероятно, в силу своей аполитичности.
— Проблема самоидентификации характерна для всех людей, независимо от пола и возраста, — пишет заведующий кафедрой социальной психологии и социологии управления Екатеринбургского госуниверситета Александр Волин. — Вопросы: «Кто я? Как ко мне относятся окружающие?» характерны для всех индивидуумов. Особенно для молодежи.
Часть молодых людей, входящих в различные субкультуры, в силу различных обстоятельств нашли для себя ответы на эти вопросы. Остальная часть — находится в поиске и готова подстроиться под моду в различных ее проявлениях. Меняется мода, меняются и молодые люди. Если, к примеру, в обществе будет создана устойчивая мода на отечественную символику, то одежду с российскими флагами станет носить большинство из них, но при этом это должна быть качественная одежда, не уступающая той, что производится в других странах. Будут и те, кто не станет этого делать в силу нежелания «быть, как все».
Влияют ли символы на одежде на сознание и подсознание?
По мнению большинства психологов, влияют. Конечно, это не означает, что, надев футболку с американским флагом, молодые люди отождествляют себя с политикой США. Однако если исходить из принципа самоидентификации, есть в этом что-то настораживающее. Лично для меня.
Думается, в такое время, как сейчас, лучше бы отказаться от такой одежды. А то неровен час обматерят.
К слову, тенденция отказа от одежды с звездно-полосатым флагом и британским «Юнион Джеком» наметилась.
— Раньше больше покупали маек с американскими флагами. Сейчас подобной продукции и приходит меньше и покупают ее гораздо реже, — поделилась своими наблюдениями продавец бутика New Yorker Светлана.
И это радует.
Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»
Фото: Элеонора Марченко