Казачьи молодежные сотни: спешка здесь неуместна

Казачьи молодежные сотни: спешка здесь неуместна
С созданием Всероссийского казачьего общества и назначением Президентом России Верховным атаманом Николая Долуды, сдвинулась с мертвой точки одна серьезная проблема, долгое время считавшаяся неразрешимой.

В системе казачьего образования, чьи достоинства признали все — от хуторов и станиц до Москвы, существовало одно слабое звено — вузы. Замысел казачьего образования, а если быть точным — изучения в школах казачьего компонента состоит в том, чтобы начиная с первого класса дети изучали историю, культуру, обычаи и традиции служивого народа. Переходя из класса в класс, ученики казачьих школ и классов казачьей направленности изучали все более глубоко, как и чем жили кубанские казаки. До нынешнего времени сложилась негативная тенденция: выпускники школ, превратившись в студентов вузов, становились для Кубанского казачьего войска как бы отрезанным ломтем, поскольку теряли связь с казачьими обществами на местах. Исключение — казачьи кадетские корпуса, в которых большая часть воспитанников принимались в хуторские и станичные общества в качестве полноправных членов.

Что же до вузов, то в нескольких из них были казачьи групп, однако за редким исключением. Например, в Темрюкском филиале Московского университета пищевой индустрии и бизнеса функционировали полноценные казачьи группы, было создано хуторское общество «Университет», а Юрий Дудко, долгое время возглавлявший этот вуз, был избран атаманом. Однако работа с молодежью шла ни шатко ни валко. Как ни бились с этой проблемой, дело не шло. Почему с проблемой?

Во-первых, правление Кубанского войска рассчитывало на пополнение своих рядов молодыми, образованными, современно мыслящими молодыми людьми, которые, набравшись жизненного опыта, сменили бы атаманов, стоявших у истоков возрождения казачества и в силу возраста уступивших свое место другим.

Во-вторых, за 11 лет в учеников казачьих школ и классов вложено много сил и средств. Получить на выходе из школы хорошего гражданина, воспитанного человека — это, конечно, достойный итог работы педагогов и казаков-наставников. Но хотелось бы большего — формирования кадрового резерва войска, тех, кто придет на смену нынешним казакам и атаманам. Как ни прискорбно это говорить, Кубанское казачье войско стареет. Поэтому нужна молодая кровь.

Положение со студенческой молодежью стало меняться с созданием Ассоциации казачьих вузов России. Добиться этого Николаю Александровичу Долуде было непросто. Чего только стоило убедить Минобрнауки РФ в необходимости создания ранее небывалого объединения. Парадокс, но в Законе «Об образовании в РФ» нет понятий «казачье образование», «казачий компонент». Единственная лазейка — понятие «воспитание». Говоря казенным языком, это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Думаю, если бы не позиция Совета по делам казачества при Президенте РФ, не настойчивость нашего батьки-атамана, сумевшего достучаться до Кремля, никакой ассоциации не было бы и в помине. Чего там греха таить, у казачества немало противников, часть которых занимали и занимают высокие и не очень государственные посты. Причины нелюбви к казачеству могут быть самыми разными — от элементарного непонимания роли казачества в истории России (не ведают они слов великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию) до искаженной в советской время оценки казачества как реакционной силы, поддерживающей самодержавие. В кабинетах Минобрнауки сидит немало чиновников, воспитанных в советское время с навешиванием ярлыков в духе «наш — не наш».

Что казачий край, как не раз называл Кубань Губернатор Вениамин Кондратьев, имеет сегодня благодаря созданию Ассоциации казачьих вузов? Семь ведущих вузов края подписали соглашения о сотрудничестве с Кубанским казачьим войском, в каждом из них создана казачья группа или казачья сотня. Поскольку это новое движение только в самом начале своего пути, количеством казачьи сотни особо похвалиться не могут. На сегодня в них 130 студентов. Ребята участвуют во всех акциях ККВ: парадах (30 молодых казаков стали участниками Парада Победы в Москве), поминовениях, молебнах. И это только начало.

Многое будет зависеть от работы казаков-наставников молодежных сотен. Понадобится дополнительное обучение тех, кто станет работать со студенческой молодежью. Это куда сложнее, чем работа с учениками школ. Тут придется отвечать на достаточно непростые вопросы, искать новые методические приемы, думать над тем, как вовлечь ребят в жизнь казачьих обществ.
Пока лидером по числу студентов остается Кубанский госуниверситет физкультуры, спорта и туризма, где обучаются 78 молодых казаков. Причина — давнее сотрудничество ректора вуза Султана Ахметова и Николая Долуды в бытность его атаманом ККВ. Более того, два этих уважаемых человека еще и кунаки.

Сейчас с каждым вузом, который вошел в ассоциацию, разработаны так называемые дорожные карты — общий план проведения мероприятий. В следующем году будут составлены индивидуальные графики. Придется основательно потрудиться для того, чтобы подготовить себе смену. Другого выхода нет.

Ранее мы писали: Создание Ассоциации казачьих вузов, формирование в ведущих кубанских университетах молодежных сотен должно помочь Кубанскому казачьему войску в двух направлениях: омоложению в рядах атаманов всех уровней и росту численности войска. Не зря говорят — будущее за молодежью.

Читайте также: После отчетного сбора атамана Кубанского казачьего войска и заседания правления, состоявшегося 16 декабря прошлого года, прошло время и появилась возможность проанализировать цифры и факты, перспективные планы и проекты.

22 августа состоялось видеоселекторное совещание, посвященное новой форме объединения казачьей молодежи в вузах — казачьим сотням.