Канатное метро в Краснодаре: реальность или мистификация?

Канатное метро в Краснодаре: реальность или мистификация?
Новый банк развития БРИКС ссудит Краснодару 400 тысяч долларов на создание проекта канатного метро. На него возложена великая миссия: стать альтернативным видом общественного транспорта для разгрузки краснодарских дорог, которые просто стонут под гнетом бесконечных пробок. А что, красивая, романтичная идея. Эффектная, но насколько эффективная?

Как это будет

 

Изменить городской ландшафт, подвесить краснодарскую реальность на стальные тросы, помочь горожанам взглянуть на пробки, так сказать, свысока. Совет директоров Нового банка развития БРИКС все мысленно одобрил, а по документам согласился предоставить техподдержку проекту канатного метро в кубанской столице.
Обещают консультировать, чтобы довести-таки проект до той кондиции, когда его смогут рассматривать внешние инвесторы. Возможно, и кредит в будущем предоставят, это уже как пойдет, вернее — поедет.
Альтернативный проект развития общественного транспорта Краснодара разработал еще в 2017 году комитет «Экономика города» Совета по вопросам стратегического развития и приоритетным проектам при главе муниципалитета.

Доработанный вариант показали на полях Российского инвестиционного форума-2018. У краснодарской канатки, по замыслу проектировщиков, будет пять линий. Предполагаемая протяженность — 32 километра, скорость движения — около 25 километров в час.

Одним из узловых пунктов должен стать торгово-развлекательный комплекс «Галерея-Краснодар». От ТЦ линии (словно шупальца?) потянутся к Западному обходу и району Немецкой Деревни, к депо № 1, к стадиону «Краснодар». Еще одна ветка от стадиона пройдет в район микрорайона Гидростроителей, а от депо две линии — к ТРЦ «Красная площадь» и в Восточно-Кругликовский микрорайон.
Канатное метро — экологически чистый и бесшумный вид транспорта. Линии не пересекаются с автомобильными дорогами и трамвайными рельсами в одном уровне, это-то и делает его независимым от пресловутых пробок.
Эксперты отводят на реализацию грандиозного замысла до четырех лет. В первые пять-семь лет работы краснодарскому канатному метро предрекают пассажирооборот в 35 миллионов человек в год.Примерная стоимость проезда должна быть на уровне 35–40 рублей.

Начальник управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодара Артем Анацкий назвал выделение денег на рекомендации по проекту канатного метро важным решением. Оно подтверждает инвестиционную привлекательность и перспективы развития местной экономики. И вообще, проект канатного метро ориентирован на привлечение именно частных инвесторов.


Спуститесь с небес на землю


Все складно и вроде бы логично. На словах. Вообще, новость не была встречена однозначно. И над будущими линиями канатки уже занесен незримый меч недоверия. А нужно ли вообще Краснодару ввязываться в эпопею с канатным метро? Строительство — дело небыстрое, затратное. А по плечу ли нам? И главное — зачем? Пробки-то все равно никуда не денутся.

Некоторые считают канатное метро еще одним способом города выделиться на фоне других миллионников, попыткой добавить очередную изюминку в ароматный краснодарский пирог, на который ежегодно слетаются тысячи приезжих со всей России. Лишний повод для гордости и селфи в «Инстаграме». Краснодар развивается, делается красивее. А будет ли в этом эстетика?

Елена Шувалова.jpg
— Меня в этой истории смущают металлические опоры, которые появятся в городе с началом строительства, — говорит эксперт Елена Шувалова. — Я думаю, они исказят всю ткань города, это будет выглядеть не очень урбанистично. И транспортных проблем, на мой взгляд, это не решит. Возможно, на канатном метро людям будет легче добираться до общественных мест отдыха. Оно станет туристическим объектом. У меня есть опасения, что начнут метро строить и не достроят. Мы сейчас живем в эпоху неопределенности, в стране, да и в мире очень сложная геополитическая ситуация. Раскопают город, построят колонны, а потом пропадет инвестор или закончатся деньги — вся эта красота повиснет. Где гарантии?
По словам эксперта, канатное метро — даже не альтернативный вид транспорта, а дополнительный способ передвижения для небольшой группы людей от точки, А к точке Б. И автомобилисты не пересядут на метро — в городе нет мест для перехватывающих парковок.

— Я как заядлый автомобилист точно не пересяду, — резюмирует Елена Шувалова. — Это некомфортно ни морально, ни физически.

Сказка с нулевыми перспективами


Евгений Змиев.jpg

«Автобус-на-канате»
население не оценит, считает другой эксперт, Евгений Змиев. Да и удовольствие, надо сказать, не из дешевых.
— Госорганы любят получать тонны бумаги с мифами, чтобы выделять на их основании бюджетные деньги. 400000 долларов — это заем. Его придется возвращать с процентами из бюджетов России, края и города, то есть сказка будет оплачена за наш счет, — рассуждает Змиев. 
Сказка всегда имеет нулевые перспективы реализации.Ее финансируют, видимо, чтобы довести до высшей точки волшебства. Проект, говорит Евгений Змиев, даже прожектом назвать нельзя, потому что ни погодных, ни земельно-правовых условий, ни факторов безопасности пассажиров на транспорте он не учитывает.

— Если власти хотят решить транспортный вопрос в городе, они запускают наземное метро. Если любят сказки, то на реальные проблемы горожан и города не обращают внимания, — говорит Змиев.
— Канатка — это не для нас, — считает бывший главный архитектор Краснодарского края Анатолий Мокроусов. — В мире канатные дороги строят при больших перепадах высоты. Если же планировать канатную дорогу для города, кабинки-гондолы должны быть на 30 человек, а не на восемь, тогда опоры получатся гигантскими. Сложно найти место под станции посадки и высадки — канаты должны к ним спускаться. Краснодар полностью закрыт паутиной из электрических проводов. Как через них прорваться с канатами и гондолами? Получается, что провода в городе надо убрать в подземный кабель — а это далеко не просто. Провода для троллейбуса, трамвая и железной дороги не уберешь.

Анатолий Мокроусов.jpg
А еще, говорит Анатолий Емельянович, город разрезан на две части военным аэродромом. Нельзя забывать про глиссады (это траектория полета во время снижения самолета). С момента начала спуска до касания взлетной полосы — 12 километров. И на траверзе аэродрома ничто не должно появляться — там, где садятся и взлетают самолеты, не может быть линии канатной дороги с пассажирами.

Надо убирать из города военный аэродром. Если подсчитать все затраты на необходимые для реализации идеи мероприятия и на само строительство станций и опор, выйдем на гигантские деньги.

Размышления о палке от метлы


Глупостью и даже безумством называет проект строительства канатного метро в Краснодаре известный блогер-урбанист Илья Варламов. 

Илья Варламов.jpg

Подобные проекты, считает блогер, в качестве информационного повода интересны журналистам, которые «ничего не понимают в вопросах транспорта и готовы бездумно перепечатывать красивые картинки». Посмеялись, мол, и забыли…И дальше начинается не просто бездумный скепсис, а вполне аргументированное личное мнение.
В разных городах мира действительно есть канатные дороги, пишет Варламов. Мы так любим сравнивать Россию и Америку, вопрос метро тоже не стал исключением. Канатная дорога ведет с Манхэттена на остров Рузвельта. Потому что прямого моста туда нет, и до открытия метро (1989 г.) система была очень популярна. Сейчас пассажиропоток снизился, но закрывать «воздушный трамвай» там не собираются.
Есть еще канатная дорога в колумбийском Медельине, которая ведет на гору с трущобами. Аналогичный проект реализовали в Каракасе (Венесуэла). Ну и отлично. А что у нас? У нас канатная дорога в Нижнем Новгороде. Соединяет сам Нижний с городом Бор на другой стороне Волги.

Примеров на самом деле масса. И Варламов резюмирует: канатная дорога делается там, где нельзя по каким-то причинам сделать дорогу обычную. Это верно, никто не спорит. Никто в мире, по словам автора, еще не дерзнул использовать канатную дорогу как альтернативу общественному транспорту. И далее вводит в текст понятие «краснодарские клоуны», которых переполняют воздушные амбиции.
Чуда не произойдет, убежден Варламов. И уверенно жонглирует цифрами: метро способно провозить 75000 человек в час, это дорого, но если в городе большой пассажиропоток, почему бы и нет? Но строить надо либо в Москве, либо в Питере.
Трамвай — 30000 человек в час, и строительство обойдется на порядок дешевле. Система скоростного трамвая могла бы реально решить проблемы пробок во многих городах России, по мнению Варламова.

Троллейбус или автобус — 7000 пассажиров в час, они не так эффективны, но если пассажиропоток небольшой, то тоже сгодятся. Маршрутки вообще помещены на дно транспортной пирамиды — всего лишь чуть больше 1000 человек за тот же час.

Пропускная способность канатного метро — порядка 6–6,5 тысячи человек в час. Вместимость подвесных кабин доходит до 38 мест. При этом они могут развивать скорость до 40 км в час. Это Варламов называет откровенным враньем.
А как эвакуироваться из кабинок в случае ЧС? И тут возникает вполне резонный вопрос: «Может ли канатная дорога вообще быть эффективной?». «Неэффективно и очень дорого», — сразу следует ответ. И опять отсылка к некомпетентности чиновников, которые, пытаясь изобразить эффективность, на деле занимаются вредительством.
Единственный шанс хоть немного вытащить Краснодар из пробок — развитие общественного транспорта, пишет блогер. Делать выделенные полосы для автобусов, обновлять подвижной состав, навести порядок с парковкой. Сложная, кропотливая работа, которая принесет плоды, — разве это интересно?

Сомнение в сухом остатке


Помните словосочетание «американская мечта», когда люди думали, что в Америке у них все непременно получится: и уровень жизни поднимется, и небо будет голубее, и вообще за каждым углом удача поджидает?
А на Юге есть негласное понятие «краснодарская мечта». На Кубань едут в надежде начать жизнь с чистого листа, отогреть сердце от затяжных северных морозов.
Краснодар — бренд. Хорошо, когда город хотят усовершенствовать, сделать более запоминающимся, комфортным для его жителей и при этом решить проблему насущную.

На мой взгляд, канатное метро — это аттракцион, не более. Назвать инфраструктурной удачей проект язык не поворачивается. Нет рациональности, осознанности. В поиске новых решений важно не перечеркнуть то, что уже проверено временем.

Канатное метро в Краснодаре — реальность или мистификация? А может, просто тщеславие?

Читайте также: Волонтером за границу: как я работала в Южной Корее

comments powered by HyperComments
Марк
Подкасты
База