Чьи санкции круче? О картине с семенами в России

Чьи санкции круче? О картине с семенами в России

Согласно Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной указом Президента РФ Владимира Путина, к 2030 году самообеспеченность страны семенами сельскохозяйственных культур отечественной селекции должна достигнуть 75 процентов.
Органы власти совместно с учеными и профильными ведомствами вплотную приступили к реализации архиважной задачи. И дела, как показывает анализ, не просто сдвинулись с места, а поступательно пошли вперед.

Как явствует из доклада вице-премьера правительства Дмитрия Патрушева главе государства (октябрь 2025 года), «результаты уже есть». Если в 2022 году у нас показатель самообеспеченности семенами был на уровне 60 процентов, в 2024-м — 67,6, то в 2025-м «мы приблизимся к 70 процентам». Работать основательно по селекции и семеноводству, будем честны, нас принудили партнеры из недружественных стран, которые ввели санкции по ряду ключевых направлений. Впору сказать им спасибо. Но не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Рынок продаж ужался

В принципе, на продажу семян сельхозкультур западные страны запрета не вводили. Зачем, когда из России выкачивали сотни миллионов и миллиарды евро и долларов? На одни только семена гибридной кукурузы уходило в год 14 миллиардов рублей. Но когда Европа громогласно заявила о санкциях на поставки в РФ сельскохозяйственной техники, оборудования и многого другого, мы в пику ей (или себе?) запретили импорт семян практически всех основных сельскохозяйственных культур.
Рынок продаж сильно ужался. Если в 2023 году их в Россию завезли в объеме 73,2 тысячи тонн, то на 2025-й, благодаря введению нашим Минсельхозом квот, оставили лишь 18,3 тысячи. Причем львиная доля — 65 процентов, или 12 тысяч тонн, — приходилась на семенной картофель, а остальное — на семена рапса и гибридов сахарной свеклы (2,7 и 2,1 тысячи тонн соответственно), а также на кукурузу семенную восковидную (сахарную по-нашему), ячмень пивоваренный семенной и высокоолеиновые гибриды подсолнечника.
Неоднократно бывая на «Днях поля» кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, которые проводились в Краснодарском крае, то и дело приходилось слышать:

— Наши гибриды ни в чем не уступают западным аналогам.

Кое-кто дальше пошел, говоря, что отечественные сорта превосходят иностранцев по урожайности. Бравурные отчеты ученых подхватили представители компаний, занятых реализацией семян. А раз так, то зачем зря тратить валюту, кормить западных производителей? Своими наработками обойдемся, собственных объемов семян хватит.

Но много не значит качественно. В разгар совещаний раздавались нарекания по зерновой кукурузе: уступает зарубежным гибридам по влагоотдаче. На посевах сахарной свеклы в сезон-2025 во многих местах появилась цветуха. До 10—15 процентов полей было поражено в Выселковском, Павловском и других районах.
Никто не спорит: квотирование стало действенным рычагом в подъеме отечественного семеноводства. И если бы не запреты, мы бы долго еще были на коротком поводке у Запада. Но во всем нужно соблюдать меру, не допускать перегибов, как это случилось с семенным картофелем, о чем мы и поведем речь более полно и конкретно.

Спасибо скажем не скоро

На Кубани самые «картофельные» районы — Калининский и Тимашевский. Первый производит порядка 125 тысяч тонн клубней за сезон, второй — в пределах 80 тысяч. Сколько точно, никто не знает и вряд ли сможет узнать, чему есть веские причины.

Обычно «второй хлеб» в крае выращивают только крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства, где нет никакого реального учета. Пробовали этим бизнесом заняться несколько сельхозпредприятий в Отрадненском и Мостовском районах, но не заладилось что-то. И дело не в спросе. Картофель — одна из самых капризных культур, сильно поражающихся болезнями. В почве иногда насчитывается до 25 вирусов. Только тля может перенести несколько заразных инфекций, которые потом не выводятся.
Картина складывается такая. Владелец ЛПХ берет в аренду 10 гектаров земли, платит холдингу по 70 тысяч рублей за каждый. И всей семьей колдуют над посевами с марта по июнь, пока не подойдет время сбора урожая. Но до тех пор еще дожить надо, ибо всякое может случиться.
Более 90 процентов «ипэшников», фермеров и частников ориентируются на выращивание раннего картофеля. Семян своих на Кубани нет, не имеют их Ставропольский край и соседи-ростовчане. Основной завоз осуществляется из Сибири, Свердловской и Ленинградской областей, где вирусов гораздо меньше, чем на благодатном юге.

— Еще в 2024 году в Екатеринбурге можно было купить семенной картофель по 30—35 рублей за килограмм, — рассказал нашему корреспонденту глава КФХ из села Гришковского Станислав Кузнецов. — В минувшем сезоне из-за квот на поставки семян из-за рубежа дело застопорилось. Шесть областей объехал, чтобы закупить 120 тонн посадочного материала. Выложил за килограмм от 60 до 70 рублей. Можете себе представить, как это повлияет на себестоимость и цены реализации в июне 2026 года.

Короче, качественных семян Коломба, Ривьера и других ходовых голландских сортов практически нигде нет. По телефону все продавцы-посредники золотые горы обещают, мамой клянутся, что у них отличный посадочный материал, а когда начинаешь на месте отбирать клубни — пшик получается.

Это к тому разговор, что в селекции сиюминутных, быстрых результатов невозможно добиться. На создание сорта из меристемы уходит шесть лет, еще три года ему надо, чтобы пройти испытания в разных климатических зонах. И если к 2030 году (в лучшем случае) появятся хорошие результаты, то можно будет сказать спасибо и фирме «СеДеК», и ученым Федерального испытательного центра по картофелеводству, который базируется в дачном поселке Красково близ города Люберцы Московской области, и руководителям 35 селекционно-семеноводческих центров, созданных в Российской Федерации.

Картофель — кавалер с характером

Чтобы не возникало вопросов, откуда взялись в продаже Коломба и другие высокоурожайные голландские сорта (дают по 400—500 центнеров клубней с гектара), если нет завоза, поясняем. Еще пару-тройку лет назад самые продвинутые бизнесмены, специализирующиеся на «втором хлебе», заранее подсуетились и завезли в Россию суперсуперэлитные семена. Высадили их — получили суперэлиту. Из нее — элиту. А из элиты выращивают первую репродукцию, которую в основном и закупают производители товарного картофеля, в том числе и Станислав Кузнецов.

Повторимся: на Кубани качественный семенной материал вырастить не удастся. Попытки получить его за счет второго урожая (высаживая клубни в июле на поливе) хоть и дают результат, но малоэффективный. Для частного огорода — да, сгодится. Но не для крупных фермерских хозяйств, таких, как у Василия Онищенко из станицы Медведовской Тимашевского района, который обычно отводит под картофель 250 гектаров.

Все усилия в укреплении семеноводческой базы сегодня направлены на одно: нарастить объемы производства сельхозпродукции, заложив тем самым прочный фундамент под продовольственную безопасность страны. А могла бы Кубань полностью обеспечить себя товарным картофелем, не завозя его из других регионов, а также из Египта, Азербайджана, Израиля и Пакистана?

Наверное, могла бы, только это дорого бы обошлось тому, кто решением такого вопроса занялся бы вплотную. А если до конца говорить откровенно, то такие смельчаки вряд ли найдутся.
Дело вот в чем. Высокие температуры весной, а особенно летом (35 градусов и выше), характерные для нашего региона, воздействуют на картофель угнетающе. В жаркую сухую погоду, когда воздух сильно нагревается, процессы развития клубней приостанавливаются, нарастания их массы не происходит. Даже на орошаемых полях культура испытывает стресс, вследствие чего падает урожайность.
Не меньшие сюрпризы преподносит весна. Обычно клубни в Калининском и Тимашевском районах высаживают в первой декаде марта. В 2025 году часть фермеров и владельцев ЛПХ из станицы Старовеличковской рискнули провести посадки в третьей декаде февраля — теплынь стояла. Но возвратные заморозки напрочь погубили посевы.

Пришлось в апреле (на месяц позже!) сажать клубни. Сами понимаете, цены на урожай упали минимум вдвое: в первых числах июня стоимость килограмма картофеля доходила до 45 рублей, а через две недели упала до 25… В начале июля его по 15 рублей с трудом удавалось продать.

Не успокоились на этом. Сотни энтузиастов кинулись выращивать второй урожай. Хорошо получилось! Клубни величиной с кулак выкопали в ноябре. Но мало кому такой картофель нужен, даже если он стоит 35 рублей. Проехал по одной из станиц в декабре: возле ворот то здесь, то там мешки со «вторым хлебом» на продажу стоят — и тишина.

Это мы к тому, что в каждом деле не только опыт и профессионализм нужны, но и предпринимательская жилка, нюх. И в селекции, и в семеноводстве, и в производстве, и в коммерции тоже. И не надо огород городить. Брянская область производит 990 тысяч тонн «второго хлеба»! Продает на сторону 600 тысяч тонн по божеским ценам — 20—25 рублей. Так, может быть, этот канал поставок стоит наладить и не возмущаться тем, что на рынках картофель ниже 90 рублей купить нельзя?

Бей своих?

Одним из слабо продуманных (и вредных для аграриев) решений аналитики считают введение «временного запрета на вывоз риса и крупы рисовой из Российской Федерации». Временность растянулась на три года. За это время переходящие запасы риса на Кубани увеличились с 80 до 210 тысяч тонн. В РФ ценный диетический продукт остался невостребованным. Цены на него резко упали. С трудом (мелкими партиями) удавалось реализовать сырец по 21 рублю за килограмм при себестоимости производства 25… Зато в торговых сетях цены на крупу остались прежними: по 120 и более рублей.

Слава Богу, с 1 января 2026 года квоты на рис не ввели.


Читайте также:

Утомленные засухой хозяйства Кубани: "Милее музыки дождя нет ничего на свете"

Ранее писали:

Острая тема! Самолёт вместо системы: почему спасение полей поручили облакам

Возвращаемся к напечатанному. «Будем ждать милости от природы…» В материале под таким заголовком говорилось о катаклизмах погоды. Была опубликована таблица-прогноз Росгидромета о предполагаемой средней температуре и сумме осадков зимой и летом на территории ЮФО в ближайшие десять лет. Редакция также пообещала более подробно рассказать о том, как на Ставрополье борются с атмосферной и почвенной засухой. Сегодняшняя корреспонденция именно на эту тему.

 "Будем сеять и молить Бога!": Как сберечь плодородие кубанской пашни? Опыт одного хозяйства  Впрочем, проблемы, связанные с сокращением посевов многолетних трав, касаются 8—10 районов, где не случайно введена чрезвычайная ситуация в связи с засухой. На остальной территории площади под люцерной необходимо только наращивать. Следовательно, нужно увеличивать численность коров. Поставленную задачу — произвести к 2030 году 2 миллиона 170 тысяч тонн молока — никто не отменял.