Актер Василий Лановой: В строю «Бессмертного полка» идут лучшие люди России
— Василий Семенович, этой осенью с литературной композицией «Спасибо за память, потомки!» вы побывали во многих российских городах — Белгород, Казань, Калуга, Самара, Сочи, Тверь. В переполненных залах читали для людей стихи военных лет. Скажите, почему вам так дорога военная тема? Как на вашей жизни отразилась Великая Отечественная война?
— Родился я в 1934 году в Москве. Каждое лето мама и отец отправляли меня с двумя сестрами к бабушке и дедушке в Одесскую область. Так было и в 1941 году. Мы уехали из Москвы 20 июня, а в воскресенье 22 июня в пять часов утра сошли на станции, неподалеку от поселка Стрымба. Смотрим, над нашими головами сотни самолетов. Фашисты летят бомбить Одессу. Вот так для нас и началась война.
Мы попали в оккупацию, почти четыре года ничего не знали о родителях, а они ничего не знали о нашей судьбе. Жизнь в оккупации была очень тяжелой. Но однажды услышали, как немецкие и румынские солдаты с тревогой, даже с ужасом стали повторять слово «Сталинград». Кинулись к деду, он подумал и сказал, видать, наши солдаты им под Сталинградом морду набили! Так и оказалось! Потом в апреле 1944 года была освобождена Одесса, фашисты побежали через наше село в Бессарабию. Еще через месяц приехала мама.
Побежал ее встречать на станцию, вижу, два вола тянут арбу, а сверху сидит женщина. Худющая! С громадными глазами. Даже не узнал ее сразу, пробежал мимо. Меня окликнули, вернули. Мама вцепилась в меня и долго не отпускала. И глаза ее, пронизанные болью, запомнились на всю жизнь. Оказывается, наши родители в Москве на химическом заводе вручную разливали по бутылкам противотанковую ядовитую жидкость. У них были поражены нервы рук и ног, остались инвалидами. Запомнил это на всю жизнь. И самые памятные стихи у меня — военные. И песни — тоже военные. Сейчас молодые люди иногда спрашивают, откуда у вас, детей войны, силы берутся? Думаю, что из того времени…
— После войны жизнь была очень тяжелой, это все помнят. Как же у вас в те годы появилось желание стать актером?
— Было трудно, это верно! Но страна делала все, чтобы дети с лишениями сталкивались как можно меньше. И школы работали, и кружки разные. Мне исполнилось 12 лет, наша семья жила тогда на окраине Москвы. Однажды мы с другом шли по улице и наткнулись на афишу Дома культуры завода «ЗИЛ». Спектакль по «Тому Сойеру». Мы посмотрели его, и погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Так понравилось, что сразу пошел, записался в драматический кружок, начал заниматься. Наша любительская студия удивительно тонко прививала ребятам хороший литературный вкус. Вскоре я уже читал со сцены отрывок из «Войны и мира», выезд Наташи Ростовой на бал. Такое знание классической литературы мне потом в жизни очень помогло.
Надо еще сказать, что послевоенный период был достаточно сложным, голодным, и многие ребята из нашего двора стали хулиганами и ворами. А вот нас с другом народный театр с улицы увел, и просто спас таким образом. Потом и профессию подарил, в 1953 году после окончания школы я поступил в театральное училище имени Бориса Щукина. И вскоре получил вызов на пробу в фильме «Аттестат зрелости». Затем в 1956 году мне предложили сыграть роль Павки Корчагина в одноименном фильме, который на Киевской киностудии ставили молодые режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов. Этот фильм затем получил призы на Всесоюзном кинофестивале и на Московском международном кинофестивале 1957 года. Тогда же после училища я стал актером театра имени Евгения Вахтангова, где играл самые разноплановые роли.
— Стоит в стране назвать вашу фамилию, как люди сразу вспоминают о фильме «Офицеры». Это самая значимая из ваших работ?
— Знаете, а я ведь поначалу отказывался от роли Ивана Вараввы в этой картине. Слишком небольшой она казалась, если сравнивать с Алексеем Трофимовым, героем Георгия Юматова. И непонятной моя роль
— Позвольте спросить еще о работе над первым в нашей стране многосерийным фильмом «Семнадцать мгновений весны». Ваша роль обергруппенфюрера СС Карла Вольфа была там одной из главных, и тоже всем запомнилась.
— За этот прекрасный многосерийный фильм мы должны в первую очередь благодарить режиссера Татьяну Лиознову. Она максималистом была невероятным, у нее был абсолютно мужской характер. Это ведь она попросила писателя Юлиана Семенова довести сценарий почти до документального, с указанием мест событий, часа и мгновения. В результате художественный фильм стал восприниматься, как документальный. Кстати, поэтому его нужно смотреть в
— Скажите, ведь Карл Вольф — это же реальный исторический персонаж. К тому же он не погиб во время войны. Правда, что он успел посмотреть вашу работу?
— Вот какая была история. Иду однажды по улице Горького в Москве, а навстречу бежит Юлиан Семенов. Обрадовался встрече, начал запальчиво рассказывать. Дескать, был недавно в Германии, там на
— Отличная история! А сейчас вопрос о патриотическом движении «Бессмертный полк». В последние годы в День Победы миллионы россиян выходят на улицы с портретами своих родных и близких, павших в боях за Родину во время Великой Отечественной войны. Вы стали одним из лидеров этого всенародного движения. С какими мыслями встаете в строй «Бессмертного полка»?
— В этом строю по улицам городов проходят люди, которые помнят о подвигах отцов и матерей. Военное поколение было великим поколением граждан нашей страны. Великим! Помните, в фильме «Белорусский вокзал» есть песня со словами «Мы за ценой не постоим». Так вот, люди военного поколения за ценой и правда не постояли! Мы смогли победить в страшной войне! Мы сумели поднять разрушенную страну, уже через два года восстановили производство и отменили карточки! Невиданно! Потому что большинство людей были тогда патриотами. Держава для них была важнее частных интересов! Мы вечно обязаны нашим предкам за подвиг, за спасение Родины, двух мнений тут быть не может. Ну разве что у подлецов
Вот недавно встретил одного ублюдка, он уверял, что не надо было неистово защищать Ленинград, сдали бы и избежали больших потерь. Каково слышать это тем, кто пережил блокаду? К сожалению, такие идиоты еще встречаются. А их быть не должно! И правильно, что сейчас у нас возвращаются к воспитанию любви к Родине с самых малых лет, что всегда было главным предметом забот государства, хоть в царские, хоть в советские времена. Но зато и надежда у меня в душе оживает, когда вижу, как совсем юное поколение россиян встречает фильм «Офицеры». Говорю со зрителями, и вижу, у них слезы в глазах стоят! И поэтому каждый год в День Победы встаю в строй «Бессмертного полка» с портретами мамы и отца. И пока хватает сил буду вставать в этот срой…
Вела интервью Ирина СИЗОВА.
Фото: кадры из фильма "Офицеры" и
личного архива артиста