Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»

Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»
Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»
Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»
Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»
Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»
Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»
Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»
Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»
Вчера в Краснодарской филармонии с грандиозным успехом прошел концерт ансамбля танца и песни «Кубанская казачья вольница», посвященный 75-летию его руководителя хореографа Николая Кубаря. Зал рукоплескал стоя, человеку, для которого профессия, танец — главнее всего в жизни. В этот вечер было много добрых и искренних слов со сцены, подарков и цветов. А он… скромно стоял под шквалом аплодисментов, плавным движением руки направляя эту положительную энергию коллективу, который был тут же на сцене. Как бы говоря: «Это все вам, кто я без вас!»

Мы знакомы с Николаем Васильевичем давно, и всегда говорить о себе для него — мука. А вот при упоминании о танцах, о профессии, артистах — «детях Кубаря» — в глазах его сразу появляются искры, и он готов вспоминать и делиться интересными фактами своей богатейшей творческой биографии.

Он танцевал всегда. Казалось, как только встал на ноги, так и пошел в пляс. Тонко чувствовал музыку, мелодию с колыбели. Отец — сапожник — творческий человек — играл на гармони. В доме всегда была музыка, и маленький Николай, подчиняясь ее магии, выделывал такие па, что взрослые только дивились: «Откуда в нем это?».

Николай Васильевич вспоминает, что родные и станичники часто собирались посмотреть его танцы. Пол в хате был глиняный, посыпанный песком, он исполнял танец, посвященный народному герою Шамилю. В одном из движений схватил песок в ладошки и засыпал глаза. Было больно, но танец не бросил — стойко продержался до конца.

Семья переехала из маленького села Благодарного в Ставропольском крае в Нальчик. Он поступил в хореографическое училище в 14 лет, а в 15 уже танцевал в серьезных балетных партиях в Кабардино-Балкарском театре.

Untitled-4.jpg

Потом его призвали в армию: два года служил в профессиональном ансамбле ПВО Московского округа. Вернулся в родной Нальчик уже опытным танцором и поменял классику на народный танец. С этого времени и начинается его восхождение по профессиональной лестнице мастерства в самых именитых ансамблях страны.

Мы спросили Николая Васильевича о самых ярких моментах в каждом коллективе.

— Я с 15 лет в профессии. Получается, стаж — 60 лет. Танец — моя жизнь, мои хлеб и вода, мое сердце и душа. Это мое продолжение. Без него я болею, творчество способно излечить меня.

Untitled-25.jpg

В Кабардино-Балкарском театре одно из ярких воспоминаний — исполнение главных партий в балетах «Бахчисарайский фонтан» и «Лебединое озеро». Гордость, радость от успеха. Потом, поступая в ансамбль Моисеева, подготовил много трюков, потому что подсказали, что в ансамбль можно попасть, если выполнишь сногсшибательные трюки. Вот я и постарался: и так и эдак. Более 20 трюков. А Игорь Александрович молчит, смотрит. Волнуюсь, вспоминаю, что ж еще такого показать… 

Untitled-21.jpg

Вдруг он останавливает и говорит: «Достаточно, все вижу, берем». Я сразу тогда стал солистом в коллективе. Все говорят, что трудно у Моисеева танцевать. Да, трудно, порой было невыносимо от нагрузок, но на то это и лучший хореографический ансамбль мира.

В ансамбле Александрова я был единственный, кому разрешили носить усы. Этому предшествовал скандал, пока меня не привели на ковер к самому Александрову. Я объяснил свою позицию. Он прищурился: «А ты кто по национальности?». Я ему: «Чистокровный казак». Он: «Ну тогда да, можно».

В Кубанском казачьем хоре впервые стал ставить танцы. До этого копил в себе эту потребность. И вот здесь, на Кубани, ее реализовал. И начался мой путь хореографа. А в филармонии исполнилась моя мечта. Я стал руководить талантливым коллективом. Все ребята у нас настоящие профессионалы, которые отдают всего себя любимому делу. Но мало быть талантом, нужно уметь трудиться до семи потов. Наши ребята умеют. И они настроены дарить зрителям свое творчество, которое меняет и их, и людей. Я верю в очищающую силу искусства. Мне кажется, со сцены можно достучаться до каждого сердца, научить мир доброте и любви. В такие моменты понимаешь: не зря живешь и работаешь на этой Земле.

Untitled-19.jpg

Николай Кубарь поставил более ста уникальных танцев, вокально-хореографических постановок. Казачьи, армянские, адыгейские, молдавские, греческие и многие другие хореографические постановки горячо любимы зрителями и всегда принимаются с восторгом. Все они являются настоящими жемчужинами танцевального творчества и известны по всему миру. Все для него любимые, словно дети. Взять хотя бы «Скифы» — сколько в него вложено труда, души, ума. Ведь прежде чем поставить танец, Николай Васильевич сидел над историческими книгами.

Нельзя было исказить ни одного момента. Поэтому «Скифы» — это гениальный танец-битва амазонок и воинов-скифов — многоплановый, насыщенный сложнейшими акробатическими трюками. Но это не просто цирковые трюки. Постановка невероятно красивая, со своей сюжетной линией и утверждающим финалом. Мощная энергетика, накал страстей буквально заряжает весь зал.

А «Корейский танец с веерами»! Увидишь раз плавность, легкость, синхронность движений девушек, и будет потребность вновь увидеть танец. Кубарь влюбляет в свои произведения. Это сила мастерства!

На нынешнем этапе жизни Николай Кубарь считает кульминацией своего творчества композицию «Сердце Игр». Ее впервые представили на закрытии Паралимпиады в Сочи. Более двухсот артистов участвовали в хореографической композиции. Николай Кубарь — единственный российский хореограф, который работал для Олимпиады.

Николай Кубарь счастлив в семейной жизни. Любимая жена Ирина Кубарь — настоящий друг и соратница. Он считает, что многое достигнутое в его жизни благодаря ей. Она — его муза и вдохновительница. Кроме того, она берет на себя все бытовые проблемы и вопросы, позволяя ему уходить с головой в творчество. У него трое детей — Тимофей, Дарья и Василий, трое внуков — Софа, Данилка и Ангелиночка. И это, считаем, солидное достижение!

IMG_1424.JPG

Казалось бы, можно остановиться, отдохнуть. Но нет! Маэстро полон творческих планов.

— Пандемия нас немного задерживает. Уже давно готов номер «Гармонь». Премьера скоро. Хочу поставить композицию «Ремни», — рассказывает Николай Васильевич. — Планов, как говорится, громадье. Много задумок. Не за горами и реализация.

Николай Кубарь неоднократно говорил, что счастье для него — величина непостоянная: «Сегодня ты счастлив, завтра тебе чего-то не хватает, и ты стремишься достичь этого мимолетного. Должна быть какая-то неуспокоенность в душе».

— Но в целом мне грех жаловаться. Все у меня хорошо. Для меня счастье — каждый день идти на работу, встречаться с коллективом, возможность репетировать новые композиции, — говорит он.

IMG_20160803_214921_76-00000.jpg

Еще раз поздравляем маэстро, которому покорилась Терпсихора, с юбилеем. Желаем ему здоровья и творческого долголетия.

Ранее мы писали: В Краснодарской филармонии 8 декабря отметят юбилей Николая Кубаря: любимые старые и новые композиции