Кубанские аграрии: Много снега — будем с хлебом! Как поживают озимые?

Кубанские аграрии: Много снега — будем с хлебом! Как поживают озимые?

Снег у крестьян во все времена ассоциировался с высокой отдачей нивы. Много пословиц и поговорок имеется на этот счет. Одно из самых емких народных изречений, на мой взгляд, звучит так: «Снег на полях — хлеб в закромах».
Государственные закрома у нас почили в бозе. Частными стали. Загружены в лучшем случае наполовину, а то и на третью часть. Потому что цены за хранение зерна грабительские. Хотели как лучше, проведя приватизацию. Но ничего путного не получилось. Часть элеваторов ржаветь начала, ветшать. На обновление у бизнеса денег нет.

Со снегом тоже проблемы нарисовались. Редкостью он стал на Кубани. А большой снег, как нынешний, особая редкость. Последний раз, помнится, такое явление наблюдалось 20 лет назад.

Чем не повод поговорить о его роли, о состоянии озимых под белым покрывалом, о том, какие неожиданности могут возникнуть после оттепели, обледенения и возвратных морозов? В общем, есть что сказать, в том числе и хорошего.

От чего зависит плотность?

По информации, полученной редакцией от кандидата географических наук профессора Кубанского аграрного университета Юрия Ткаченко, осадки прошли по всему краю. Отличный снежный покров наблюдается в предгорье. В центре в среднем его высота в пределах 20—25 сантиметров, но есть места, где 30 и даже 40.

Что касается северной зоны, то и ее, к счастью, Бог не обидел: 15—18-сантиметровым слоем укрыты поля. Позже всех счастье привалило Щербиновскому району: 14—16 января там выпало от 10 до 12 сантиметров осадков.
— Много снега не значит много влаги, — поясняет Юрий Ткаченко. — Здесь все от его плотности зависит. Если он выпадает при морозе, то между пушинками расстояние большое, они сухие. Высота снежного покрова может быть приличной, но запас влаги в таком слое небольшой. Но он по-своему хорош: защищает озимые культуры от морозов.
— Когда днем оттепель, а такое наблюдалось на севере во второй декаде января, и выпадали осадки в виде дождя с мокрым снегом, он уплотнился, насытился влагой.
В общем, ситуация в крае разная, но плохой ее не назовешь. Все довольны. Пока. Потому пока, что под снегом с учетом различных природных явлений и неравномерного развития пшеницы и ячменя растения могут испытывать стресс.

Что касается насыщения пашни водой, то в пересчете слоя снега в 20 сантиметров на понятный хлеборобам язык, скажем так: в среднем в почву в период таяния может поступить в пределах 20 миллиметров влаги.

Тепло ли вам, озимые?

Помимо этого снежный покров играет и другую важную роль. Во-первых, снижает риски вымерзания озимых при сильных морозах. Во-вторых, защищает их от перепада температур. А еще — сохраняет дольше запасы влаги в метровом слое почвы.

Естественно, вопрос может возникнуть: а какая температура фиксируется на глубине залегания узла кущения озимых? Она, по оценке Юрия Ткаченко, при морозе в 12 градусов, как было 18—19 января на севере Кубани, и при снежном покрове в 15—20 сантиметров держалась на уровне от нуля до минус одного-двух градусов.
А озимая пшеница, как известно, при такой температуре способна вегетировать, пусть и очень медленно.
Значит, это большой плюс? Не всем и не везде. На хорошо раскустившихся посевах самая комфортная ситуация, когда под снегом на глубине залегания узла кущения температура держится на уровне минус четырех—восьми, и даже еще лучше — десяти градусов мороза. Потому что это приводит к гибели вредителей, наносящих сильный урон полям зерновых. А при нуле они чувствуют себя спокойно.
Для ясности замечу: буквально все сорта озимой мягкой пшеницы кубанской селекции, созданных под руководством академика Людмилы Андреевны Беспаловой, способны выдержать морозы от 18 до 20 градусов.

Чем еще нежелательна нулевая температура на глубине узла кущения, так это тем, что у растений под снегом усиливается интенсивность дыхания, а это, в свою очередь, приводит к более высокому расходу сахаров. И если снег пролежит полтора-два месяца, то озимые начнут медленно погибать.

К счастью, такое Кубани не грозит. По наблюдениям метеорологов, за последние 10 лет средняя температура февраля в Краснодарском крае составила плюс пять градусов днем и минус два — ночью. Впрочем, могут быть и исключения. Долгосрочный прогноз — это лотерея. Оправданность их очень низкая. Чаще всего человек «с носом остается», надежды рушатся.
Самый свежий пример — декабрь 2025 года. Помните, наверное, как в октябре-ноябре нас пугали аномально суровыми морозами зимой? В декабре, сообщил Юрий Ткаченко, в среднем по Кубани, в том числе и по северной зоне, температура оказалась на пять градусов выше, чем многолетняя, что является довольно высоким показателем для первого зимнего месяца.
Январские температуры, скорее всего, будут ниже нормы за счет крещенских морозов: ожидается (эта статья писалась в субботу), что 20 января температура на севере края будет минус 15—17 градусов, а 21-го — 10—12. Но для озимых, напомним, они не страшны. Потом 23—24 января поднимется до минус пяти, а 25-го придет вторая половина холода — на два дня. С 27-го в светлое время суток будут плюсовые температуры. Зима, по сути дела, закончится.

Страшнее мыши «зверя» нет

Больше всего опасения вызывает развитие переросших посевов озимых, а таковых где-то в пределах 20—25 процентов, или 320—400 тысяч гектаров. Там при нуле тоже продолжится вегетация и вредители будут чувствовать себя очень даже комфортно, а рядом с ними неизбежно поселятся гнили, снежная плесень и другие заразные болезни.

А еще, добавил в разговоре агроном-практик с 25-летним стажем доктор сельскохозяйственных наук Сергей Гаркуша, на земле следует ожидать нашествие мышевидных грызунов. Они, кстати, уже туда переселились.

— Их долго не было, — поделился наблюдениями профессор. — Мыши по большей части селились на полях, где всходов не было, а кормов вдоволь — после уборки кукурузы, сахарной свеклы и подсолнечника. А потом они потихоньку перекочевали на массивы, где озимые хорошо раскустились. Надоела им сухомятка, тем более что сочного корма теперь в достатке.

Это к тому было сказано, чтобы не упустить моменты и вовремя уничтожить грызунов, пока они не расплодились. Напомним для ясности: мышь-самка достигает половой зрелости в 45—60 дней и способна за год дать пять-шесть пометов по 5—10 детенышей в каждом; популяция растет лавинообразно.

Но это, скажем так, мелкие пакости и на общую благоприятную обстановку они особого влияния не смогут оказать, если, конечно, своевременно на них отреагировать. Гораздо больше тревог могут вызвать возвратные заморозки в апреле. Тогда переросшие посевы однозначно погибнут. Но тут мы, увы, бессильны.

А что по силам, так это серьезно и заранее подготовиться к подкормкам озимых с учетом анализа содержания в почве основных элементов питания. Сделаем все вовремя, и тогда пословица «Снег на полях — хлеб в закромах» вполне себя оправдает.


Читайте также:

Чьи санкции круче? О картине с семенами в России

Согласно Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной указом Президента РФ Владимира Путина, к 2030 году самообеспеченность страны семенами сельскохозяйственных культур отечественной селекции должна достигнуть 75 процентов.

Утомленные засухой хозяйства Кубани: "Милее музыки дождя нет ничего на свете"

Ранее писали:

Острая тема! Самолёт вместо системы: почему спасение полей поручили облакам

Возвращаемся к напечатанному. «Будем ждать милости от природы…» В материале под таким заголовком говорилось о катаклизмах погоды. Была опубликована таблица-прогноз Росгидромета о предполагаемой средней температуре и сумме осадков зимой и летом на территории ЮФО в ближайшие десять лет. Редакция также пообещала более подробно рассказать о том, как на Ставрополье борются с атмосферной и почвенной засухой. Сегодняшняя корреспонденция именно на эту тему.

 "Будем сеять и молить Бога!": Как сберечь плодородие кубанской пашни? Опыт одного хозяйства  Впрочем, проблемы, связанные с сокращением посевов многолетних трав, касаются 8—10 районов, где не случайно введена чрезвычайная ситуация в связи с засухой. На остальной территории площади под люцерной необходимо только наращивать. Следовательно, нужно увеличивать численность коров. Поставленную задачу — произвести к 2030 году 2 миллиона 170 тысяч тонн молока — никто не отменял.