Системный провал? Кадровая яма в здравоохранении: почему врачи не задерживаются в профессии
Дефицит медицинских кадров в России остаётся одной из самых острых социальных проблем. По данным Минздрава, на конец 2024 года в стране не хватало более 25 тысяч врачей и около 50 тысяч специалистов со средним медицинским образованием. В мегаполисах ощущается нехватка узких специалистов — от неонатологов и ревматологов до инфекционистов и фтизиатров, а в малых городах и сёлах помощь зачастую ограничивается врачами общей практики.
Согласно данным одного из ведущих сайтов по поиску работы, в данный момент размещено свыше 80 тысяч предложений для медицинских специалистов, причём около 40% из них приходится на вакансии врачей разных направлений. За последние два года во всех федеральных округах фиксируется сокращение количества квалифицированных врачебных кадров.
Краснодарский край столкнулся с рекордным дефицитом медицинских кадров. По данным hh.ru, на шесть тысяч открытых вакансий приходится лишь около тысячи резюме, тогда как нормальным считается соотношение минимум четыре претендента на одно место.Для сравнения: в Адыгее этот показатель — 1,2 резюме на вакансию, в Ростовской области — 1,3, в Волгоградской — 1,5. Чуть лучше ситуация в Ставропольском крае, Калмыкии и Астраханской области — от 2,2 до 3 резюме на вакансию, однако и здесь баланс далёк от оптимального.
Парадокс: спрос на профессию есть, а врачи все равно отсутствуют
Несмотря на все проблемы интерес к медицинскому образованию остаётся колоссальным. Вузы фиксируют десятки претендентов на одно бюджетное место. При этом проходные баллы в Краснодаре одни из самых высоких в стране.
Молодёжь активно стремится получить профессию врача, но значительная часть выпускников затем меняет сферу деятельности – не остается в профессии.
Статистика подтверждает: ежегодно медвузы выпускают около 32 тысяч человек. Но 15–20% выпускников не идут работать по профессии сразу, еще 8–10% покидают медицину в первый год. Через три года отток продолжается: около 10% специалистов меняют сферу деятельности. В итоге к середине карьеры уходит еще часть врачей.
Куда же деваются врачи?
Проблема кадров со студенческой скамьи
Кадровая проблема в медицине тесно связана с ситуацией в сфере образования. Родители и школьники жалуются: отличники с высокими результатами нередко не могут поступить на бюджетные места в колледжах и вузах. Причина — значительная доля мест уходит абитуриентам с льготами. В результате в педагогические и медицинские колледжи Краснодарского края зачисляют ребят со средним баллом аттестата в районе 3,2–3,5, тогда как дети с более высокими результатами вынуждены искать альтернативы.
Делится выпускница этого года, которая мечтает стать врачом:
– С детства мечтала стать врачом, помогать семье и всем, кто нуждается. Подготовку к выпускным экзаменам начала еще в средней школе. Естественно предполагала, что буду поступать в медвуз в родном городе, да и с моей подготовкой шансы были достаточно высокие. Ради интереса подавала документы в московские и питерские медуниверситеты. Но каково было мое удивление, когда я прошла по конкурсу во все вузы, кроме нашего краснодарского! С моими 280 баллами, я была чуть ли не в конце списка… Как позже выяснилось, большая часть бюджетных мест была отдана целевикам и льготникам. Но при при этом, меня поражали и баллы моих «соперников»: 305, 301, 299… Даже со всеми бонусными баллами (медали за окончание школы, сдача норм гто, конкурсы и олимпиады и тд.) надо было безупречно сдавать ЕГЭ.
Такая система вызывает общественный резонанс. Часть родителей считает несправедливым приоритетное зачисление льготников на все бюджетные места, предлагая выделять для них отдельные квоты. В то же время педагоги и эксперты напоминают: проблема поступления не сводится исключительно к льготам. Ключевую роль играет стратегия подготовки. Начинать планировать образовательный путь, выбирать предметы и накапливать достижения в олимпиадах и конкурсах стоит ещё с 8–9 класса. Кроме того, существует целевой набор, региональные вузы и другие механизмы, которые расширяют возможности абитуриентов.
Тем не менее критики уверены: если продолжить раздавать места «по заслугам родителей», а не по знаниям, в итоге страна рискует получить недоученных специалистов. Они предлагают сохранить социальную поддержку, но разделить бюджетные места по справедливому конкурсу знаний, а детям, не прошедшим на бюджет, помогать льготным кредитованием или частичным финансированием обучения.Так в Краснодарском крае одна проблема накладывается на другую: кадровый дефицит в здравоохранении усиливается трудностями с доступом к качественному образованию. Пока система ищет баланс между социальной справедливостью и реальной потребностью в профессиональных кадрах, регион продолжает терять молодых специалистов.
Целевое зачисление, как отдельный вид искусства
Для восполнения кадрового разрыва государство активно использует механизм целевого обучения. Суть его проста: абитуриент поступает в вуз по договору с Минздравом или конкретной больницей, получает стипендию и льготы, а после выпуска обязан отработать от трёх до пяти лет в указанном учреждении. В случае отказа — вернуть средства, потраченные на обучение и социальную поддержку.
Для абитуриентов целевой набор выглядит привлекательно: конкурс ниже, чем на бюджет, гарантировано трудоустройство, а в некоторых регионах к стипендии добавляют надбавки (очень скромные на наш взгляд, например, в Свердловской области — до 20 тысяч рублей в год). Однако на практике радость быстро сменяется разочарованием.
Главные трудности начинаются, когда выпускник понимает: выбор места работы и специализации у него крайне ограничен. Многие мечтают продолжить обучение в ординатуре и получить узкую специальность, но договор часто обязывает идти работать терапевтом в поликлинику. И это в лучшем случае…Чаще всего выпускник обязан отработать несколько лет там, где особенно не хватает врачей —в маленьких городах и сельской местности. При этом условия работы и зарплаты там настолько тяжелые, что многие предпочитают отказаться от целевого договора и даже брать кредиты, лишь бы не связывать себя обязательствами.
Не менее болезненной темой стала угроза больших штрафов. Если студент не справился с учёбой или был отчислен, он обязан вернуть все вложенные средства — вплоть до шестилетней стоимости обучения и стипендий в трёхкратном размере. Для многих это означает риск оказаться без диплома, но с миллионным долгом.Буквально на днях вышла очередная новость о третьем варианте законопроекта Минздрава РФ, согласно которому все места на бюджетной основе будут считаться целевыми. Это означает, что первокурсники будут обязаны заключать договор с региональными министерствами здравоохранения или медицинскими организациями и гарантировать определенный срок работы в государственных учреждениях. При нарушении условий договора выпускники будут обязаны компенсировать затраты на обучение в трехкратном размере. Ректоры ведущих медицинских вузов поддержали нововведение, тогда как молодые специалисты выразили сомнения. Тем не менее законопроект уже прошел межведомственное согласование.
Долгое время контроль за исполнением обязательств оставался слабым: выпускники просто игнорировали отработку. Так, ещё несколько лет назад, по данным региональных властей, до 10% целевиков спокойно уходили из системы. Теперь ситуация меняется: власти всё чаще обращаются в суд. Есть прецеденты взысканий — суммы достигают сотен тысяч рублей.
К примеру, в деле педиатра Елизаветы П., отказавшейся до конца исполнить обязательства по договору о целевом обучении и досрочно покинувшей работу в сельской больнице Кубани, Первомайский районный суд Краснодара встал на сторону регионального Минздрава и постановил взыскать с неё 349 тысяч рублей.Однако судебная практика неоднозначна. Одни решения встают на сторону Минздрава, другие — на сторону выпускников, ссылающихся на трудовое законодательство и отсутствие прямой обязанности платить штрафы. В итоге правовая неопределённость лишь усиливает напряжение вокруг целевого обучения.
Дополнительную сложность создаёт то, что регионы далеко не всегда используют выделенные квоты. По словам министра Михаила Мурашко, в некоторых субъектах теряется до 40% целевых мест, несмотря на кадровый голод. Там, где набор всё же проводится, конкурс минимален, и вузы принимают абитуриентов с очень низкими баллами.
Разрыв между целевиками и поступившими по общему конкурсу может превышать 100 баллов ЕГЭ, что вызывает вопросы о качестве будущих специалистов.К тому же отсев среди таких студентов выше среднего: например, в Дальневосточном медуниверситете на первых курсах он превышает 20%.
Другие очевидные причины побега
Одними из главных проблем остаются низкий уровень оплаты и непосильные нагрузки. Средняя зарплата врача в Краснодарском крае составляет около 81,7 тысячи рублей, при том, что кандидаты рассчитывают минимум на 100 тысяч. В других регионах ситуация ещё хуже: средняя оплата труда врачей едва превышает 40 тысяч рублей, а медсестёр — около 25 тысяч. При такой оплате и высокой нагрузке неудивительно, что медики уходят либо в частные клиники, либо вовсе покидают профессию.
Многие отмечают, что их зарплата порой меньше дохода курьера или водителя такси, хотя путь к профессии занимает почти два десятилетия учебы и практики.Даже министр образования Валерий Фальков подчеркивал: низкая зарплата и чрезмерная нагрузка — ключевая причина, по которой молодые специалисты уходят. По словам врачей, за официальными цифрами о средней заработной плате скрывается другая реальность: чтобы получать «нормальные» деньги, медики вынуждены работать на полторы-две ставки. Это приводит к выгоранию, хронической усталости, падению качества обслуживания пациентов и массовой текучке.
При этом Трудовой кодекс, предусматривающий индексацию зарплат, зачастую игнорируется. Президент «Лиги защиты врачей» Семён Гальперин подчёркивает: формально врачи должны получать зарплату вдвое выше средней по региону, но на деле это выполняется далеко не всегда.
Даже дополнительные меры стимулирования — программы вроде «Земский доктор» с выплатами до миллиона рублей тем, кто готов уехать работать в глубинку, — ситуацию исправили лишь частично. Молодые специалисты отмечают: деньги быстро заканчиваются, чаще всего еще на этапе приобретения жилья, а качество жизни в небольших населённых пунктах не соответствует ожиданиям. Отсутствие жилья, ограниченная инфраструктура, высокая нагрузка и низкие зарплаты заставляют врачей уезжать обратно в крупные города или вовсе покидать профессию.
Непродуманная кадровая политика
Эксперты указывают и на системные ошибки в организации здравоохранения. В начале 2000-х годов в России проводилась «оптимизация» медицинских учреждений. Излишки врачей и коек считались по усреднённым нормативам, что привело к массовым сокращениям. Однако расчёты не учитывали реальные потребности населения и специфику регионов. В результате в одних местах медиков оказалось в избытке, а в других — катастрофически не хватает.
Сегодня государство пытается компенсировать последствия «оптимизации», но приоритеты распределяются по принципу доступного финансирования, а не исходя из реальных нужд. Финансовый разрыв всё чаще закрывается за счёт платных услуг, что лишь усиливает социальное неравенство. Шатания и метания из стороны в сторону такие же, как и в образовании. За 20 лет в здравоохранении наклепали сотни норм и правил, которые на практике невозможно выполнить.
Вместо заключения
Итог один – страдают люди: как несчастные пациенты, так и сами врачи. Для решения проблемы необходим комплексный подход: справедливая система оплаты труда, реальные меры поддержки молодых специалистов, пересмотр условий целевого распределения и внимательное отношение к региональным особенностям. Без этого кадровый голод в здравоохранении будет только усиливаться, а пациенты — всё чаще сталкиваться с очередями, непрофессионализмом и отсутствием доступной помощи.
Медицина для многих действительно остается профессией, дающей сильный эмоциональный заряд: пациенты благодарны, их улыбки и выздоровления мотивируют врачей работать дальше. Но одной только «идеи призвания» для удержания людей в системе недостаточно. Сегодня перед государством стоит вызов — создать такие условия, при которых труд врача будет не подвигом на износ, а достойной, уважаемой и обеспеченной профессией.
Послесловие
Минздрав России подготовил законопроект, освобождающий участников СВО и их детей от обязательного распределения после окончания медицинских вузов. Его одобрили на высшем уровне, а это значит, что его примут.
Документ предусматривает, что все бюджетные места в медицинских и фармацевтических вузах станут целевыми. Выпускники, отказавшиеся трудоустраиваться по распределению, будут обязаны возместить государству полную стоимость обучения и выплатить штраф в двойном размере от этой суммы. Аналогичные правила распространят и на студентов медицинских колледжей. Кроме того, ответственность за невыполнение обязательств по трудоустройству будет возложена и на заказчиков целевого обучения.
Продолжить образование на следующем уровне без обязательной отработки выпускники смогут лишь при заключении нового целевого договора с тем же работодателем.
Однако для ряда категорий граждан законопроект делает исключения. Обязательное распределение не затронет поступивших: по «отдельной» квоте (ветераны СВО, их семьи, а также дети медиков, умерших от COVID-19), по «особой» квоте (инвалиды, сироты, ветераны боевых действий), без экзаменов (победители олимпиад).Закон планируют ввести в действие с 1 марта 2026 года. Он не будет иметь обратной силы и не коснётся студентов, зачисленных до этой даты.
По данным Минобрнауки, в 2025 году по квоте для участников СВО в российские вузы поступили более 28 тысяч человек — это около 5% всех бюджетных мест. Каждое учебное заведение обязано выделять на такие квоты не менее 10% бюджетных мест. При этом отмечается, что уровень знаний поступающих по льготе зачастую ниже, чем у абитуриентов общего конкурса. Идею обязательного распределения в медицинских вузах на стадии обсуждения критиковали как студенты, так и врачи. Подобная практика существовала в СССР и до сих пор применяется в Беларуси, где выпускники-медики обязаны отработать по распределению после получения диплома.
Екатерина Остапенко
Ранее писали: Вакансий тысячи, кандидатов единицы: Кубань сталкивается с рекордным дефицитом медиков В Краснодарском крае зафиксирован острейший дефицит врачей — он превышает допустимый показатель более чем в четыре раза.
Кто нас теперь будет лечить?! Острый дефицит кадров вынуждает Минздрав пойти на крайние меры Минздрав планирует расширить полномочия фельдшеров и акушерок, разрешив им выписывать лекарства и вести роды. Новые правила начнут действовать с 1 сентября.
С Днем медицинского работника! Факты, о которых мы могли не знать Третье воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника — праздник, посвященный самоотверженному труду врачей, медсестер, санитарок и других специалистов здравоохранения. В 2025 году эта важная дата выпадает на 15 июня. Медики ежедневно борются за человеческое здоровье и жизни. Этот день дает возможность искренне поблагодарить медицинских работников за их труд. Мы собрали несколько удивительных исторических фактов о медицине и медицинских работниках.
Домашнее задание! Школа снова в центре внимания: общество взбудоражено, депутаты хотят разобраться Вопрос о целесообразности домашних заданий и объеме школьной нагрузки уже несколько лет остается одним из самых обсуждаемых. Недавно председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил обсудить отмену домашних заданий для школьников. Он заявил, что в сентябре депутаты вернутся к этому вопросу. Мы провели собственное расследование и узнали, что об этом думают учителя, родители и сами ученики.
Большая маленькая ложь: почему пациенты лгут врачам Фраза "Все лгут" знакома многим благодаря главному герою сериала "Доктор Хаус". Однако, стоит ли считать эту фразу абсолютной истиной?