Сверхактуально: принципы системы Ушинского - как специально для 21 века

Сверхактуально: принципы системы Ушинского - как специально для  21 века

Это удивительно, насколько можно видеть сквозь годы и столетия, определяя главное и уходя от сиюминутного и временного. Константин Дмитриевич Ушинский - известный русский педагог, философ и писатель 19 века (1823 - 1871), который внес значительный вклад в развитие педагогической науки. Он сформулировал ряд принципов, которые легли в основу его системы образования и как никогда актуальны сейчас.
Принцип народности: Ушинский считал, что образование должно быть основано на национальных традициях и культуре. Он утверждал, что образование должно быть доступно всем слоям населения, а не только привилегированным классам. То есть не в заграничных вузах, не по заграничным системам и схемам (многие до сих пор не понимают смысла в бакалавриате). Ну и доступность для всех слоев: сейчас, как мы видим, многое ушло в сторону репетиторов. А они бесплатно не работают.

Принцип природосообразности: образование должно соответствовать природе ребенка, его возрасту и индивидуальным особенностям. Он утверждал, что обучение должно быть интересным и увлекательным для ребенка, а не скучным и монотонным. Интересным! А не "читайте и конспектируйте параграф". Ваш ребенок давно вам рассказывал, что было интересного на уроках? Про индивидуальный подход просто промолчим: учитель часто просто не имеет такой возможности, к сожалению. Краснодарские классы переполнены, школы работают чуть не в три смены. Куда уж до Ушинского... Будем надеяться, все изменится в ближайшем будущем, школы очень быстро строят.

Принцип активности: ребенок должен быть активным участником образовательного процесса. Он утверждал: обучение должно быть основано на практике, а не только на теории. С введением интерактивного оборудования ситуация меняется к лучшему, в школы приходят новые технологии, которые предусматривают активность детей. К счастью!

Принцип целостности: образование должно быть целостным и охватывать все аспекты жизни ребенка - физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. То есть и образование, и воспитание (вернулось в школы, к счастью), и без лекций и рефератов по физкультуре. Функции нравственного воспитания на Кубани во многом возложены на казачьи школы и классы. С эстетическим еще все же надо работать.

Принцип связи с жизнью: Ушинский считал, что образование должно быть связано с реальной жизнью. Он утверждал, что обучение должно быть основано на практических задачах и примерах из жизни. Здесь у нас и трудовое воспитание, и WorldSkills - ориентация на развитие конкретных трудовых навыков.

Принцип гуманности: образование должно быть основано на принципах гуманности и уважения к личности ребенка. Он утверждал, что учитель должен быть добрым и понимающим, а не строгим и авторитарным. Без комментариев.

Эти принципы в свое время оказали сильное влияние на развитие педагогической науки в России и за ее пределами. И, согласитесь, насколько они актуальны и важны сейчас. 

Также читайте: Как жить, если подросток становится трудным: универсальные принципы воспитания Макаренко- Антон Семенович Макаренко - известный советский педагог, который разработал принципы воспитания трудных подростков. Он считал, что воспитание должно быть основано на любви и уважении к ребенку, а также на его самостоятельности и ответственности.

Как развить у детей самостоятельность: важные принципы воспитания
 - Развитие самостоятельности у ребенка - это важный аспект его воспитания. Вот несколько советов, которые могут помочь в этом процессе.

Как жить, если ребенок просит домашнего питомца: проявятся ответственность и верность - Если ваш ребенок очень просит завести домашнее животное - попробуйте все же найти оптимальный вариант и исполнить просьбу. 




Похожие материалы