Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!

Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!
Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!
Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!
Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!
Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!
Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!
Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!
Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!
Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!
Роль Учителя в экономическом развитии: какая школа — такое и государство!

Накануне нового учебного года в Усть-Лабинском районе размышляли о роли Учителя в социальном и экономическом развитии конкретного муниципалитета

В последние предсентябрьские дни, вслед за краевым совещанием педагогов, свои мероприятия проводят в каждом из муниципалитетов — мы побывали на одном из таких, состоявшемся 29 августа в Усть-Лабинском районе.

Праздничное оформление площади перед районным Дворцом культуры, выставки достижений учащихся за прошедший учебный год и результаты летних профильных тематических смен лишь подчеркивали серьезность заявленной на августовском педсовете темы — «Современные вызовы и трансформация образования: пути решения».

Значимость события подчеркивало присутствие на совещании представителей всех ветвей власти и самых широких слоев общественности. На встречу с педагогами приехали депутат Государственной Думы РФ Алексей Езубов, депутат ЗСК Владимир Зюзин, президент фонда «Вольное Дело-Юг» Тамара Румянцева, народные избранники районного, городского и сельских поселений, руководители всех крупных предприятий муниципалитета, представители духовенства и казачества, родительского сообщества. А глава района Станислав Гайнюченко, кроме знакомства с коллективами школ и детских садов на местах (он вступил в должность руководителя только 22 августа), перед нынешним совещанием пригласил на «Завтрак с главой» талантливых учителей, воспитателей детских садов, выпускников — для открытого диалога в неформальной обстановке.

Такое внимание к отрасли в Усть-Лабинском районе стало традицией с тех пор, как работу власти усилил своим партнерством фонд «Вольное Дело-Юг», инициировавший внедрение в образование района программы «Школа нового поколения», объединяющей учащихся и педагогов, готовых учиться всю жизнь, умеющих решать нестандартные задачи междисциплинарного характера, способных убеждать и вести за собой и имеющих устойчивую систему ценностей национальной и мировой культуры.

Время переосмысления

Сегодня в общественном сознании устьлабинцев сформировалось твердое понимание основополагающей роли образования для дальнейшего развития территории. Директорский корпус, бизнесмены и предприниматели, вслед за крупнейшим холдингом «Прогресс Агро», охотно участвуют в образовательных и профориентационных мероприятиях. Теперь пришло время, особенно на фоне повсеместного дефицита на рынке труда, развернуть в районе борьбу за качество образования и практических навыков.

С этого и начал разговор с педагогами глава района Станислав Гайнюченко: несмотря на то что в образовании действительно много делается, проблемы остаются, они носят как общекраевой характер, так и сугубо местный.

Характеризуя муниципальную систему образования, глава назвал ее контрастной: по количеству и качеству ремонта и строительных площадок район на неплохом счету (только в текущем году на проведение капитального ремонта и благоустройство территорий выделено более 139 миллионов рублей консолидированного бюджета), но результаты экзаменов оставляют желать лучшего, особенно в девятых классах. Если по четырем дисциплинам девятиклассники показали результаты выше среднекраевых, а по обществознанию вошли в десятку лучших, то по остальным восьми предметам Усть-Лабинский район не достиг желаемого результата в общем рейтинге муниципалитетов. В одиннадцатом классе — картина иная: четыре стобалльника, много высоких результатов, позволивших выпускникам поступить в престижные вузы, однако динамика среднего балла показывает, что в результатах нет стабильности. Вместе с тем по результатам краевого мотивирующего мониторинга муниципальных органов управления образования район занимает седьмое место среди 44 районов.

— Нам с вами надо многое переосмыслить, взглянуть на решение проблем другими глазами, — констатировал глава.

В качестве примера Станислав Александрович привел ситуацию с кадровой оптимизацией, согласно которой из штата образовательных организаций вывели рабочих и частично исчезли завхозы. Как результат: в детском саду села Суворовского стоило вовремя заметить и заменить пять шиферин, и кровля была бы в порядке, а по прошествии времени ущерб вырос в пять миллионов. О какой оптимизации можно говорить?

— Думаю, нужно возвращать практику создания хозяйственных групп, чтобы директора не занимались вкручиванием лампочек или заменой проводки (за это бремя вам отдельное спасибо), — сказал Гайнюченко, чем вызвал одобрительное оживление в зале. — Мы сегодня живем в непростое время, и главная задача — сохранить и упрочить материальную базу системы образования района, так что самой администрации тоже предстоит пересмотреть подход к организации ремонта и строительства новых объектов.

— Вложения в образование района колоссальные! — продолжил глава. — 2,4 миллиарда рублей только бюджетных средств, не считая поддержки социальных партнеров. И мы понимаем, что вложения будут более оправданны, если дети Усть-Лабинского района, отучившись в вузах и ссузах, вернутся и будут работать на наших предприятиях.

Да, время предъявляет новые требования к уровню образования, его практическому применению. Об этом настойчиво говорил С. А. Гайнюченко:

— Сейчас наш земляк Олег Владимирович Дерипаска помогает развивать профессионалитет, у нас появится IT-кластер с проходным баллом 5 при средне-краевом 3,6 или 4,2. Вы представляете, какой должна быть подготовка школьника девятого класса, чтобы туда поступить?! Уровень повысился в разы — сегодня востребован рабочий с квалификацией инженера.
Конечно, руководитель района не мог пройти мимо еще одной острой грани кадровой проблемы:

— Мы сегодня говорим, что в образовании не хватает учителей. И это при том, что в районе есть социально-педагогический колледж. Вижу задачу администрации, отдела по делам молодежи — нацелить, вовлечь, замотивировать ребят-звездочек на работу в школе. Знаете, как-то не принято у нас считать, сколько вкладываем в образование каждого выпускника Усть-Лабинского района, вроде неприлично. Но разделите ежегодные 2,4 миллиарда на 12 тысяч школьников. И так девять-одиннадцать лет подряд! А потом этот ребенок уезжает… Потенциал для закрепления учителей у Усть-Лабинского района колоссальный, у нас есть муниципальные меры поддержки, которые мы готовы пересмотреть и расширить. Это дополнит те внушительные меры поддержки, которые учителям оказывают Федерация и край.

Качество урока — критически важно!

После докладов заместителя главы по социальной политике Марины Бондаренко и руководителя управления образования Аллы Баженовой мысль о содержательном наполнении образования продолжила президент фонда «Вольное Дело-Юг» Тамара Румянцева:

— Наступающий новый учебный год должен стать переломным в лучшую, качественную сторону. Районное управление образования совместно с фондом «Вольное Дело» провели большую аналитическую работу, переосмыслили приоритеты работы и расстановку сил в самом управлении и поняли, что со старыми подходами нам не справиться с теми задачами, которые выдвигает быстро меняющийся мир. Было сформулировано программное заявление на новый учебный год. Укрупненно оно состоит из трех пунктов:

— подготовка и воспитание педагогических кадров;

— содержание образования, осмысление всего, что мы делаем, а не суета по поводу множества дел и нехватки времени;

— создание в районе единого воспитательного и образовательного пространства.

Эти задачи удастся выполнить при комплексном подходе ко всему образовательно-воспитательному процессу, при синергии всех проектов, с участием всех уровней образования, начиная с дошкольного.

— Объем окружающей наших детей информации огромен, его нужно конвертировать в знания. При тех усилиях и уникальных возможностях, материальных в том числе, которыми обладает район, результаты успеваемости должны быть гораздо выше, — убеждена Тамара Дмитриевна. — Настоящий урок сегодня уже не создать без овладения учителем компьютерными технологиями. Мы предоставим такую возможность каждому педагогу района в нашем действующем уже пятый год технологическом центре «ТехноСпейс». Повышение квалификации учителя — вот что критически важно. А качество урока? Почему-то эта тема в последние годы ушла куда-то на десятый план. Мы перестали говорить о качестве и эффективности урока. Он перестал быть «священной коровой» для учителя и школьной администрации. А между тем урок — это самое главное, что определяет Школу.

Навечно вызванный к доске

Одна из критических задач, о которых говорится на всех уровнях, — подготовка педагогических кадров и закрепление молодых учителей в школе. На совещании стало известно, что учредитель фонда «Вольное Дело» Олег Владимирович Дерипаска готов ввести стипендиальные программы, если в районе будут сделаны конкретные шаги по подготовке учителей со студенческой скамьи, в том числе и из числа коренных жителей района.

— Учитель — профессия особая, — продолжила Тамара Дмитриевна. — Возраст, с которым работает учитель, — возраст становления личности. Уважать себя, свою профессию — одно из основных качеств педагога. Каков Учитель, такова и Школа. Какова Школа — таково и Государство. И никак иначе!

Румянцева права. Наконец эту истину снова начинают понимать в нашей стране. Школа — это системообразующий институт государства. Никакой искусственный интеллект не заменит Учителя. Потому что живая душа, живая передача опыта и культурных ценностей возможны только от человека к человеку. В связи с этим встает очень серьезная тема уважения и к учителю, и к ученику, тема человеческого тепла, благожелательной атмосферы и добра, которые исчезают в некоторых школах.

— Личность учителя — как много на ней держится! — размышляет с высокой трибуны Т. Д. Румянцева. — Между тем события 90-х годов не обошли стороной ни учительство, ни систему подготовки педагогических кадров. Сегодня на учителя возложили так много, что ему просто некогда заниматься саморазвитием, думать над эффективностью урока. Можно ли в таких условиях выполнить декларируемые цели — вот вопрос! Ответом может быть только изменение отношения общества к школе, учителю и отношение учителя к своему труду.

…Но августовский педсовет — это не только рабочие вопросы. Плеяду педагогов, достигших вершин в своей работе, наградили глава района Станислав Александрович Гайнюченко и депутат Государственной Думы Алексей Петрович Езубов. К слову сказать, он один из немногих депутатов, которого в лицо знают и педагогические коллективы, и родители, и дети.

— Выражаю благодарность каждому учителю, — сказал Алексей Петрович. — Каждому из тех, кто понимает свою нравственную роль и заботится о моральном и физическом здоровье растущего человека. Каждому, кто понимает, что любовь к Родине возникает только тогда, когда человек сызмальства любит и развивает свою малую родину.

Великий педагог В. А. Сухомлинский считал учителя — с его терпением и ответственностью — «навечно вызванным к доске». Педагогическое сообщество Усть-Лабинского района при мощной поддержке властей и партнеров создает свой «план урока» и, надеемся, успешно выполнит его.

Краснодар — Усть-Лабинск — Краснодар.

Ранее мы писали: Новым главой Усть-Лабинского района стал Станислав Гайнюченко

Внесены изменения в закон "О системе образования в Российской Федерации". С первого сентября будут кое-какие новшества. ВК Пресс попробовал собрать их для вас.

Читайте также:  Накануне прошла традиционная августовская конференция педагогической общественности Краснодарского края.