Журналистский форум в Сочи: хоронили газеты, господдержка не для всех, мастер-классы от лучших

Журналистский форум в Сочи: хоронили газеты, господдержка не для всех, мастер-классы от лучших
В Сочи 5–6 мая прошел форум журналистов Кубани. Он собрал представителей более чем 70 средств массовой информации. И стал, без преувеличения, глотком свежего воздуха, аккумулятором креативных идей, обмена мнениями, споров — куда ж без них в творческой среде, тем драйвом, который заставляет меняться или, по крайней мере, задуматься: а как же дальше двигаться, верной ли дорогой идем? Форум — это тот шанс почувствовать, что ты действительно живешь, а не существуешь. И, забегая вперед, скажем, что в нашей журналистской профессии такая подпитка очень необходима.

Добивайтесь успеха дома

С самого начала поблагодарим организаторов форума: администрацию Краснодарского края, Союз журналистов Кубани, администрацию Сочи. Не раз приходилось слышать при общении: «Низкий поклон всем тем, кто придумал это мероприятие». Ведь для представителей районных СМИ, да и краевых, мастер-классы успешных федеральных спикеров, лекции известных медиаменеджеров — дорогого стоят.

Председатель Союза журналистов Краснодарского края Диана Горбань отметила, что форум стал одним из самых масштабных за последние годы.

В форуме приняли участие губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, мэр города Алексей Копайгородский, главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян, генеральный директор Издательского дома «Аргументы и Факты» Руслан Новиков, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких.

Обозначенная тема форума — «Региональные медиа в цифровом формате: как выжить и быть эффективными» сначала задала грустную тональность. Практически каждый вопрос к спикерам звучал так: «Ну и как же выжить? Где найти такой рецепт успеха? Не умрут ли печатные издания?».

3_DSC00671.jpg
Уже позже сами организаторы говорили: «Нельзя такие вопросы ставить на обсуждение. Вообще, слова „выживание“, „упадок“, „смерть газет“ не произносить всуе. Пока мы будем это обсуждать — так и будем депрессивными. Нужно ставить четкие цели, конкретные планы, пробовать все, чтобы жить и быть востребованными».

На популярные вопросы «Как жить и что делать?» губернатор ответил так:

— Как и во всех сферах, в журналистике должна быть конкуренция. И нужно уметь оставаться востребованным в той нише, в которой вы работаете. Пишите то, чего люди не смогут прочитать в Интернете, но это важно для них, для вашего города или станицы. Мы должны защищать те принципы жизни, ценности, культуру, которые есть на Кубани. И если вы предложите действенный инструментарий развития вашего издания, который приведет к такому результату, мы найдем способ вас поддержать.

Также он подчеркнул, что самый главный запрос жителей края и жителей всех регионов — НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НА ПРАВДУ. И если они будут находить правду в изданиях, видеть справедливость, то и СМИ будут востребованы. Все пишущие — разные по оценке политической, экономической ситуации, но высочайшая миссия журналиста — в первую очередь работать на то, чтобы решение проблем носило созидательный характер.

На вопрос, каким должен быть современный журналист, Вениамин Кондратьев ответил, что нужно оставаться человеком, быть востребованным для людей и давать им надежду.

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян отметила, что журналист — это заметная профессия. И чтобы быть крутым в ней, нужно постоянно развиваться, интересоваться, повышать свой уровень.

— Еще 20 лет назад, чтобы добиться успеха в профессии, нужно было уезжать в столицу, в Москву. Так случилось со мной. В те годы разрыв федеральной журналистики и региональной был колоссальным. Сейчас, чтобы быть успешным, в Москву ехать не надо. Например, кубанские СМИ мало чем отличаются от московских. В настоящее время журналисту достаточно телефона. Все зависит от мотивации, таланта, релевантности (способности информации соответствовать запросу потребителя). Если то, о чем вы пишете, не вызывает живого отклика — работа ваша бесполезна. Остается проблема: как же это сделать, как быть успешным и востребованным? Универсального рецепта нет. Нужно быть современными, пробовать все, расширять присутствие бренда во всех соцсетях, быть честным с читателем и с собой.

2_DSC00637.jpg

Она также отметила универсальность профессии журналиста, которая позволяет освоить все сферы жизни.

— Мы знаем понемногу обо всем, — говорит Симоньян. — И это позволяет нам быть компетентным в общении с представителями всех сфер жизни. А если у человека одно направление, по которому он пишет, то это большая возможность расширять количество и качество своих знаний. НАДО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ, НЕЛЬЗЯ ЗАСТЫВАТЬ. Взять интересное интервью — это труд. Заранее нужно столько всего перелопатить. Например, я каждый день с 12 до трех ночи читаю: мозги должны быть заряжены.

Другими словами, ее мысль такова: хочешь быть успешным — будь им. Под лежачий камень вода не течет. Журналист должен постоянно находиться в поиске.

Ее слова подтвердил генеральный директор Издательского дома «Аргументы и Факты» Руслан Новиков. Он поздравил кубанских журналистов с праздником, отметил, что ПЕЧАТЬ — МАТЬ ВСЕЙ ЖУРНАЛИСТИКИ, именно из нее появились все СМИ.

— Кубань в лидерах по количеству СМИ, — сказал он. — Офис «АиФ» на Кубани — самый сильный. Наша задача — не сократить, а сохранить все офисы в это время. Мы вкладываемся в региональные издания. На мой взгляд, сейчас, в ковидное время, наступил ренессанс профессии журналиста. За достоверной информацией идут не к блогерам, а к профессиональным СМИ. Бренды официальных СМИ получили абсолютное доверие. Успешность издания больше чем наполовину зависит от знания аудитории — это ХЛЕБ СМИ. И общение журналистов с людьми выводит медиа на другой уровень. Бренд СМИ сегодня должен быть везде, в том числе во всех социальных сетях. Всеми новыми инструментами нужно уметь пользоваться.

Не умрем, не хороните!

На форуме затронули и одну из традиционных тем в журналистском сообществе — будущее печатных СМИ.

Маргарита Симоньян категорична: печатные СМИ вскоре не смогут конкурировать с электронными изданиями и различными площадками электронных социальных сетей, которые во много раз оперативнее поставляют информацию.

— Кроме того, газета не выживет просто потому, что уходят люди, которые привыкли читать «бумагу». Печатные СМИ — это неудобно. Не перешлешь друзьям интересную статью, не выделишь, не оставишь важные тезисы. Газету заменят более удобные соцсети и различные интернет-СМИ. Газетам осталось жить 20–30 лет.

Но, как рассказал Руслан Новиков, смерть печатным СМИ предрекают уже лет 25 — и каждый раз дают им жизни два-три года, но они живее всех живых. По его мнению, такой пессимистический взгляд на печатную прессу не имеет серьезных оснований. В век информационного бума люди устают от огромного количества гигабайтов информации. А газеты — это как раз тот сегмент, который готов переработать эти гигабайты, выделить главное. Газета дает человеку общую картину событий в мире за день или неделю, собранную журналистами для своей аудитории. Люди стали ценить личное время. Например, сколько вы тратите в день на серфинг по просторам Интернета? От двух часов до десяти. Причем во многих источниках информация повторяется.

Молодежь сейчас ограждает себя от информационного шума и использует рекомендательный контент. И все чаще этим проверенным контентом становится ГАЗЕТА. Он уверен: газета — для успешных и богатых.

По последним исследованиям, популярными становятся в электронных СМИ лонгриды (длинные статьи), а это еще один аргумент в пользу газет. Есть бренд газеты, а в какой он упаковке — электронной или печатной — зависит от времени и множества причин.

Кроме того, региональные издания будут пользоваться спросом еще долго. Люди интересуются своими местными новостями. Например, сейчас все больше становятся популярными паблики района, дома, где можно узнать различные бытовые новости. Так что газеты, как электронные, так и бумажные, будут работать на своего конкретного, известного читателя.

Господдержка нужна

Затронули тему государственной поддержки: нужна ли она? Если нужна, то кому? По каким принципам распределять средства?

Вениамин Кондратьев сказал, что господдержка — это конкурентоспособность на рынке, а значит, она нужна.

По мнению Руслана Новикова, господдержка нужна, но тем, кто интересен аудитории, кто востребован. Размазывать госденьги на неинтересные СМИ нельзя.

Маргарита Симоньян уверена, что если государство не будет поддерживать свои СМИ, то их будут поддерживать зарубежные страны. Нельзя давать бюджетные деньги тем, кто откровенно хает свою Родину, негативно влияет на неокрепшие умы. Нужно поддерживать и не мешать частным СМИ, которые не финансируются другими государствами, но объективно освещают проблемы. Кроме того, должен заключаться договор, чтобы разумно писать обо всем, находить баланс.

В заключение губернатор Краснодарского края вручил лучшим журналистам награды. Звание «Заслуженный журналист России» получил наш главный редактор Виктор Ламейкин.

5_DSC01310.jpg

Искать изюминку в скучном

На второй день журналистскую братию ждали в Международном олимпийском университете. Здесь провели экскурсию, а потом представители СМИ разошлись по аудиториям на семинары и мастер-классы известных ведущих экспертов в медиасфере. Форум дал возможность пообщаться с самыми интересными спикерами: советником МИА «Россия сегодня», профессором департамента медиа НИУ ВШЭ Олегом Дмитриевым, главным редактором международного проекта Russia Beyond Всеволодом Пулей, руководителем службы образовательных проектов RT Анной Ковтуновой и многими другими.

Мэтры журналистики учили, как работать, чтобы не выгорать, как находить темы, под каким углом подавать информацию, чтобы быть интересными для разновозрастной аудитории.

Нередко на семинаре возникали горячие дискуссии, обмен опытом. А это так важно творческим людям. Журналистское сообщество единогласно высказало мнение, что всем показалось мало такого общения, обучающих «круглых столов». Председатель Союза журналистов Кубани заверила, что такие мероприятия станут регулярными.

Было много встреч, обменов впечатлениями. Некоторые мы решили записать.

Председатель Союза журналистов Краснодарского края Диана ГОРБАНЬ:

— Форум дал возможность журналистскому сообществу Краснодарского края пообщаться с интересными спикерами и напрямую задать вопросы губернатору. На двухдневном форуме звучала основная мысль: необходимо двигаться вперед, используя современные технологии и опыт друг друга.

Главный редактор газеты Успенского района «Рассвет» Инна СВЕРДЛЮКОВСКАЯ:

— Печатная пресса локального уровня — она будет еще долго жить. На форуме на таком достаточно высоком (руководители всероссийских медиа и международного уровня, губернатор) и ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ велся разговор о будущем прессы, печатной в первую очередь. Я буквально ликовала, слушая Руслана Новикова, который прямо говорил: подождите вы хоронить печатные СМИ. Да, идет и будет продолжаться трансформация медиа, только будущее именно за локальной прессой, на страницах которой можно почитать о себе, о своей семье, своих соседях… — о тех, кого ты знаешь реально. И вот это чувство сопричастности — самое главное преимущество печатной, локальной, региональной прессы. И что мы услышали — востребованность прежде всего простых, человеческих историй — о любви и дружбе, о сострадании… И еще: помощь людям в решении их проблем, обратная связь — это наше все — по-прежнему!!!

4_DSC00816.jpg

Главный редактор газеты «Каневские зори» Светлана ЗАСЛАВСКАЯ:

— Польза от форума безусловна. Нужно знать о состоянии отрасли в стране в целом, об общих тенденциях развития, о новых формах работы, о разных взглядах на одни и те же вопросы. Ценны были практические советы спикеров, и при этом есть возможность общения с коллегами в режиме офлайн, что, наверное, сложно чем-то заменить.

Ранее мы писали о форуме в Сочи:

В Сочи журналисты обсудили судьбу газет и будущее СМИ


comments powered by HyperComments
Богдан 3
База
Похожие материалы