Сергей Даниленко: Поднимать правовой и социальный статус учителя

Сергей Даниленко: Поднимать правовой и социальный статус учителя
Недавно в Москве прошел съезд Общероссийского профсоюза образования, на котором председателем вновь избрали Галину Меркулову. С учетом сложной эпидемиологической ситуации впервые в истории профсоюзной работы он проводился в дистанционном режиме, с подключением всех регионов страны. Это стало возможным в том числе и благодаря тому, что все предыдущие годы профсоюз уверенно двигался по пути инновационного развития, цифровизации и качественного информационного обеспечения всей структуры общероссийского профессионального союза. В нынешней стремительно меняющейся ситуации в сфере образования профсоюз обретает еще более важное значение.
О вызовах нового времени, о защите прав педагогов, о приоритетных законодательных инициативах — беседа с председателем краевого профсоюза образования Сергеем Даниленко.

— Сергей Николаевич, какие принимаются меры профсоюзом с учетом сложившейся ситуации с распространением коронавируса для защиты работников отрасли?

— Чтобы предупредить распространение коронавируса, власть принимает беспрецедентные ограничительные, но объективно оправданные меры. Учитывая, что при таких обстоятельствах могут быть нарушения и неправильное применение работодателями трудового законодательства, комитетом краевой организации совместно с краевым министерством образования подготовлены и направлены рекомендации в образовательные организации края о сохранении всех социально-трудовых прав и гарантий, недопустимости снижения заработной платы работникам отрасли.

Волонтерский отряд краевой организации профсоюза «Твори добро» помогает бороться с эпидемией. Профсоюзные волонтеры оказывают адресную помощь ветеранам педагогического труда, доставляя им продукты первой необходимости и медикаменты.

— Недавно в силу вступил закон о расширении социальных льгот, в том числе в сфере образования. Расскажите подробнее об этом.

— Да, в феврале Госдума поддержала профсоюзную инициативу о расширении социальных льгот в сфере образования. Закон направлен на предоставление за счет бюджетных средств мер социальной поддержки руководящим работникам образовательных организаций сельской местности.

Для решения этого вопроса нужна была законодательная инициатива на федеральном уровне, и в этом нам, как всегда, помощь оказала лидер профсоюзов Кубани, депутат Государственной Думы РФ Светлана Викторовна Бессараб. И теперь руководители образовательных организаций в сельской местности всех регионов нашей страны защищены федеральным законом.
Вообще, должен отметить, что очень многое удается сделать позитивного в социально-трудовой сфере, когда представитель профсоюзов работает в высшем законодательном органе страны.
Скажу также, что и ситуация с коронавирусом, вынужденными ограничениями уже породила ряд необходимых поправок в Трудовой кодекс РФ. Наша правовая служба подготовила предложения, связанные с необходимостью установления гарантий сохранения оплаты труда работникам в условиях их временной изоляции по санитарно-противоэпидемиологическим основаниям, а также компенсаций работодателю по возмещению определенных сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных в период введения указанных мер.

Кроме того, предложено закрепление в трудовом законодательстве дополнительного вида отдыха — «нерабочих дней с сохранением заработной платы» для включения его в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Не могу не сказать еще об одной очень важной законодательной инициативе нашего профсоюза: в действующем ФЗ «Об образовании в РФ» установлена обязанность несовершеннолетних «уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими», но ответственность за неисполнение этой обязанности вообще нигде не предусмотрена. Ученик ударил учителя, родитель оскорбил педагога. То, о чем раньше нельзя было и помыслить, становится обыденностью.
Чтобы защитить педагогов от издевательств со стороны невоспитанных детей и таких же невоспитанных родителей, Центральный совет профсоюза образования предложил ввести в Уголовный кодекс новую статью — «Насильственные действия в отношении педагогического работника», предусматривающую наказание до трех лет лишения свободы. Кроме того, необходимо и повышение административного денежного штрафа за оскорбление педагога.
Чтобы изменить ситуацию, профсоюз разработал законопроект, устанавливающий ответственность «за неуважительное отношение, выражающееся в форме оскорблений и насильственных действий по отношению к педагогическим работникам».

Например, если ребенок оскорбляет педагога, предлагается наказывать его родителей административным штрафом от четырех до пяти тысяч рублей.

— Да, согласна, насилие по отношению к учителям возросло. У вас наработан какой-то опыт защиты педагога в этих ситуациях?

— Профсоюз провел две больших общероссийских конференции о насилии в образовательной среде, узнали массу фактов буллинга в отношении учителей. И пришли к выводу, что нормативные акты об ответственности за оскорбление граждан, насилие, вторжение в их частную жизнь не работают в отношении педагогов. Нужны именно специальные защитные нормы, такие, как, например, для госслужащих, депутатов, судей, полицейских.

У нас нет прецедентов, когда униженный учениками или родителями учитель обратился бы в конфликтную комиссию, надзорные органы или в суд, чтобы защитить свои честь и достоинство. При этом растет поток жалоб от родителей учащихся на учителей, которые «тиранят» их детей.
Этим законопроектом мы хотим изменить отношение общества к учителю. Педагог как человек, занимающийся чрезвычайно важным для государства и общества служением — подготовкой к жизни будущих граждан, на наш взгляд, нуждается в особом правовом статусе. А пока он воспринимается как обслуживающий персонал, оказывающий образовательные услуги, и является объектом постоянных нападок.
Любой может снять учителя на видео, выложить в сеть, обсудить и осудить. Доказать факты психологического насилия очень сложно: что одному обидно, другой назовет детской шалостью… Из-за такого нездорового климата все больше учителей уходят из школы.

Исследование, проведенное ВШЭ, показало, что с буллингом сталкивались 70 процентов учителей. Вот и получается: учителя никак не защищены, а родители практически не уделяют внимания воспитанию детей, заменяя его компьютерными играми и соцсетями. В Англии, например, многие учителя начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем безобразничать, теперь всегда есть что предъявить в суде. И, как пишут британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

— Но может ли закон это исправить?

— Решать задачу следует комплексно. В первую очередь — поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает.

— На прошедших парламентских слушаниях «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации» члены Комитета Государственной Думы по образованию и науке сделали вывод о том, что Правительством РФ не выполнены рекомендации в части вопросов заработной платы и повышения социального статуса педагогов. Какие пути решения этой проблемы предлагает профсоюз?

— К сожалению, уровень средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2012 года продолжает достигаться преимущественно за счет интенсификации труда: увеличения объема учебной нагрузки, выполняемой сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, а также других дополнительных видов работы.
Это нонсенс, но размеры ставок заработной платы педагогических работников края ниже прожиточного уровня трудоспособного населения. Например, ставка заработной платы преподавателя колледжа, техникума составляет 9434 рубля, воспитателя детского сада — 9349 рублей, педагога дополнительного образования — 9255 рублей.
Чтобы хоть как-то выжить, педагоги вынуждены выполнять дополнительную работу. По данным мониторинга, проведенного краевой организацией профсоюза, более 45 процентов педагогических работников имеют учебную нагрузку (ведут уроки) на полторы и более ставки. И это без учета такой дополнительной работы, как проверка домашних заданий и контрольных работ, консультации с родителями, подготовка отчетных материалов, факультативы.

Если учителя, преподаватели будут отказываться от выполнения сверхнормативной учебной нагрузки, то целевые значения показателей средней заработной платы педагогических работников края в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2012 года попросту не будут выполнены. Поэтому и профсоюз, и Министерство просвещения РФ, и Российская трехсторонняя комиссия выступают однозначно за увеличение именно базовой окладной части заработной платы.

Сложившаяся ситуация с оплатой труда способствует созданию ложных представлений о кадровом обеспечении в отрасли, избыточная загруженность педагогов сокращает время на повышение их квалификации, более того, крайне затрудняет привлечение и закрепление в образовательных организациях молодых специалистов.
Профсоюз считает, что решение вышеуказанных проблем возможно только при изменении сложившейся системы оплаты труда, прежде всего в части увеличения размеров окладов, ставок заработной платы работников, что, конечно, потребует дополнительного финансирования отрасли.
Реальное поэтапное увеличение доходов педагогических и иных работников сферы образования, по нашему глубокому убеждению, станет залогом повышения эффективности деятельности педагогических работников, мотивацией к качеству и совершенствованию управления процессами обучения и воспитания и в конечном счете будет способствовать тому, что профессия «учитель» вновь станет престижной и конкурентоспособной. Должна быть конкурентная среда, а с окладом в размере ниже прожиточного минимума ее не обеспечить.

— Как привлечь вчерашних выпускников — отличников вузов для работы в школы?

— Одним из приоритетных направлений кадровой политики в сфере образования края является привлечение и закрепление талантливой и профессиональной молодежи в школе. Это же — важнейшие направления деятельности в краевой организации профсоюза. Говоря о будущих педагогах, мы понимаем, что особую ценность будет иметь выпускник, обладающий высоким уровнем профессиональных педагогических компетенций, склонный к самообразованию и инновациям.
Профсоюз выступает фактором развития социальной компетентности студентов и активно поддерживает идеи молодежи. Так, в феврале текущего года совместно с отраслевым министерством проведен региональный образовательный форум «Я — педагог» для молодых педагогов и студентов выпускных курсов педагогических специальностей. Форум стал уникальной площадкой, позволившей выпускникам вузов убедиться в правильности сделанного выбора в профессии, а молодым педагогам понять, что в профессии «учитель» нет неразрешимых проблем!
Но мы решили не останавливаться, и уже подана заявка на участие в конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации. Проект «Образование и карьера: шаг в будущее» направлен на стимулирование и привлечение студенческой молодежи к работе педагогами в образовательные организации Краснодарского края, а также будет способствовать формированию осознания значимости профессии педагога и принятию решения об избираемой профессиональной деятельности.

Участниками проекта станут более 850 обучающихся выпускных курсов педагогических специальностей профессиональных образовательных организаций края. Комплекс мероприятий проекта включает в себя творческо-образовательные погружения, мастер-классы молодых педагогов, победителей конкурсов профессионального мастерства, презентации педагогического опыта. Этим проектом мы хотим показать, что жизнь в школе — это не только проведение уроков, но и уникальная платформа, открывающая учителю возможности для творческого поиска и самообразования.

— Помимо защиты трудовых прав членов профсоюза какие еще меры поддержки для них предпринимаются краевым профсоюзом и какие планы на будущее?

— В последние годы одним из приоритетов стало внедрение новых форм социальной поддержки, оказание дополнительных услуг членам профсоюза. Особенно востребована работа, направленная на оздоровление работников образования и студентов. Краевая организация предоставляет членам профсоюза возможность отдохнуть на профсоюзной базе «Рассвет», приобрести льготные путевки в санатории края и на курорты России. В 2019 году создано профсоюзное туристическое агентство «Профтур», заключены соглашения с ведущими туроператорами России. У членов профсоюза теперь есть возможность приобретать туры без коммерческой наценки.
В связи с возрастающим числом серьезных, угрожающих жизни заболеваний увеличивается и количество работников образования, нуждающихся в материальной помощи. Поэтому мы начали искать возможности создания специальной страховой программы. С мая 2019 года действует новая форма социальной поддержки членов профсоюза — краевая профсоюзная корпоративная страховая программа «Защита жизни и здоровья». Это комплексная финансовая защита в случае травм, критических заболеваний и даже смерти.
Благодаря новым технологиям общество постоянно движется к упрощению жизни, получению многих сервисов через различные интернет-платформы. И наш профсоюз в этом отношении не стоит на месте. С 2019 года реализуется программа «Цифровой профсоюз» — инновационный проект по переходу на электронный профсоюзный билет с использованием мобильного приложения «Профкардс».

Наряду с этим мы ведем разработку цифровой экосистемы краевой организации, внутри которой будет сосредоточен практически весь необходимый для повседневной жизни спектр сервисов, товаров, услуг. Естественно, доступ к ним будет открыт только членам профсоюза по аналогии портала госуслуг, с возможностью дистанционного кредитования в нашем кредитном кооперативе и в банках-партнерах.
Особенностью этой системы будет то, что участниками проекта будут не только крупные и всем известные торгово-сервисные, медицинские организации, но и малый и средний бизнес муниципального уровня нашего региона. Это будет корпоративная цифровая экосистема, в основе которой — профсоюзное членство, а основная цель — экономия времени и денежных средств работников образования.
Над этой платформой работает Московская IT-компания, которая обеспечила работу электронно-цифровой системы Московского метрополитена, Владивостокского морского торгового порта и многих других крупных корпораций и федеральных государственных органов.

В планах нашей инновационной деятельности — создание детской школы IT-технологий, курсов для детей и родителей (как уберечь себя в экстремальных ситуациях жизни) и другие не менее интересные и нужные для повседневной жизни направления и проекты.

— Спасибо за беседу!
comments powered by HyperComments
Юля
Подкасты
База