Как живешь, озимое поле? Влага в почве есть. Будут и подкормки!
Диагностика все покажет…
В лабинскую агрофирму «Прогресс» мы с фотокором попали вовремя. Председатель наблюдательного совета Александр Владимирович Неженец как раз давал поручения специалистам-растениеводам на ближайшие две декады.— Главная наша задача на сегодня — до 10 февраля провести обследование всех полей озимых на наличие влаги в метровом слое пашни и определить в почве запасы питательных веществ, — дал четкие установки руководитель. — Отобранные пробы отправим в лабораторию агрохимической службы, которая потом предоставит нам подробный анализ. Исходя уже из этого и будем выстраивать стратегию подкормок. Хочу особо заострить ваше внимание: в нынешнем сезоне мы должны провести обследование не в целом по массиву, где, допустим, рапс занимал 900 гектаров, а по каждому полю.
После оперативного совещания я не удержался и спросил Александра Неженца:
— Провести обследование и взять пробы грунта на анализ в разрезе каждого поля, знаю не понаслышке, недешевое удовольствие… Стоит ли овчинка выделки?
— Уверен — стоит, — последовал ответ кандидата экономических наук. — Это гораздо дешевле, чем на глазок, по внешнему виду растений осуществлять подкормки. Не исключено, хватит и 100—150 килограммов удобрений в физическом весе, а не двести… Для нас это выльется в весьма внушительную цифру: удастся сберечь миллионы рублей.
Комментарий директора филиала ФГБУ «РосАгрохимслужба» доктора сельскохозяйственных наук, члена-корреспондента РАН Олега Анатольевича Подколзина:
— Очень разумно поступил Александр Владимирович Неженец, что ориентирует агрономов на применение удобрений только после основательных диагностических исследований. Мы, кстати, об их важности говорим не первый год. От себя уточню: диагностику на наличие продуктивной влаги и запасов минерального азота надо делать не в пахотном, а в метровом горизонте. И только после этого проводить подкормки. Анализ у сельхозпроизводителей в случае обращения к нам будет через три дня.Первая подкормка аммиачной селитрой применяется в крае наиболее часто. Она отлично растворяется в воде, быстро усваивается корневой системой озимых и эффективно работает даже при относительно невысоких температурах.
Что касается карбамидо-аммиачной смеси (КАС)… Это очень хорошее удобрение. Но с ним надо уметь работать, поскольку оно очень сильно обжигает растения. Под корень если вносить — это идеальный вариант. А по листу — осторожно, учитывая температуру, наличие ветра.
Что касается времени подкормок аммиачной селитрой, я думаю, их можно будет начинать в первой декаде февраля — с учетом развития посевов и наличия влаги, опять особо подчеркну, в метровом горизонте.
С учетом ошибок прошлых лет
С генеральным директором АО «Родник» Тихорецкого района Сергеем Сергеевичем Шуховым мы встретились непосредственно в поле и здесь он для меня провел своего рода мастер-класс, подробно рассказав о состоянии озимых, выкопав несколько кустиков, и первоочередных мероприятиях.— Мы находимся на массиве, где размещен сорт мягкой пшеницы Безостая 100, — ввел в курс дела руководитель акционерного общества. — Как видите, состояние ее очень хорошее. И в целом на всей площади в 3268 гектаров озимая пшеница выглядит более чем обнадеживающе. Пока.Сказал и вспомнил, скорее всего, прошлый сезон, когда в апреле озимые радовали глаз, но потом из-за недостатка влаги не дали ожидаемого результата: за год выпало лишь 336 миллиметров осадков.
— Беспокоит то, что на сегодня (22 января. — Ф.Б.) в метровом слое даже с учетом растаявшего снега будет не более 80 миллиметров влаги. А хорошим показателем считается 160 миллиметров. Будем надеяться на зимние дождики.
— Синоптики в феврале обещают в среднем плюс пять днем и минус два градуса ночью… Когда подкормки планируете начать? — задаю интересующий многих аграриев вопрос.
— Я в хозяйстве работаю 13-й год, в том числе шесть лет был главным агрономом, — поделился наблюдениями Сергей Шухов. — В двадцать четвертом году кормить начали 24 февраля… В двадцать пятом — седьмого марта. О нынешних сроках не готов сказать. Все будет зависеть от наличия влаги в метровом горизонте и развития озимых на каждом поле.
— Разгонять кущение нет смысла, поскольку растения уже сформировали как минимум три, а максимум семь стеблей. Для растения четыре стебля однозначно лишние. Останутся три — будет хорошо. По нормам определимся дней за 10 до начала внесения аммиачной селитры. Но обязательно учтем во время работ на поле содержание азота в почве.
По словам заведующей отделом селекции и семеноводства пшеницы и тритикале Национального центра зерна Людмилы Андреевны Беспаловой на 80 процентах площадей озимые выглядят по большей части хорошо, но есть и переросшие посевы. Влаги с учетом февральских осадков должно хватить. Там же, где их окажется мало, все равно надо кормить растения. Ибо когда дожди выпадут, исправлять ошибки будет поздно.
Кубанские аграрии: Много снега — будем с хлебом! Как поживают озимые?
Снег у крестьян во все времена ассоциировался с высокой отдачей нивы. Много пословиц и поговорок имеется на этот счет. Одно из самых емких народных изречений, на мой взгляд, звучит так: «Снег на полях — хлеб в закромах».
Ранее писали:
Острая тема! Самолёт вместо системы: почему спасение полей поручили облакам
Возвращаемся к напечатанному. «Будем ждать милости от природы…» В материале под таким заголовком говорилось о катаклизмах погоды. Была опубликована таблица-прогноз Росгидромета о предполагаемой средней температуре и сумме осадков зимой и летом на территории ЮФО в ближайшие десять лет. Редакция также пообещала более подробно рассказать о том, как на Ставрополье борются с атмосферной и почвенной засухой. Сегодняшняя корреспонденция именно на эту тему.
"Будем сеять и молить Бога!": Как сберечь плодородие кубанской пашни? Опыт одного хозяйства Впрочем, проблемы, связанные с сокращением посевов многолетних трав, касаются 8—10 районов, где не случайно введена чрезвычайная ситуация в связи с засухой. На остальной территории площади под люцерной необходимо только наращивать. Следовательно, нужно увеличивать численность коров. Поставленную задачу — произвести к 2030 году 2 миллиона 170 тысяч тонн молока — никто не отменял.
