Что в душе у кукловода: полезности и вредности профессии

Что в душе у кукловода: полезности и вредности профессии

«ВК Пресс» побеседовал с необычным артистом – актером Краснодарского краевого театра кукол Евгением Суманеевым, который поделился с нами секретами своей профессии. Он рассказал о том, почему профессия считается вредной, о совете Олега Табакова и птеродактиле Гоше.
– Евгений, расскажите немного о себе. Почему решили стать кукловодом?

– Я родился в Советске Калининградской области и прожил там до 23 лет. После армии решил поступить в театральный институт. Думал, что если не попробую, то буду потом жалеть. Возраст 23 года считается довольно поздним для театрального института, но меня это не остановило. Я поехал в Москву, попал к Олегу Табакову, но тот посоветовал мне поехать в Ярославль, так как там хорошая театральная школа. Набор в Ярославский государственный театральный институт уже был закрыт. Но мне сказали, что 29 августа будет дополнительный прием студентов, мест всего два. Я остался в Ярославле, общался с теми, кто уже учится в институте. Мне так разрекламировали отделение театра кукол! Там преподают и драматическое актерское мастерство, и кукольное мастерство, то есть получаются универсальные артисты. Я проникся и поступил на отделение театра кукол.

qDuExF8_YFU.jpg
Евгений Суманеев. Фото из личного архива артиста.

– Сколько нужно учиться, чтобы стать актером театра кукол?

– Актер театра кукол сейчас более востребован, чем актер театра драмы, так как в России не так много институтов, где есть отделения театра кукол. Учатся четыре года, при этом непосредственно обучение длится 3,5 года, а потом полгода артисты играют дипломные спектакли. Это позволяет наработать опыт, который пригодится в дальнейшем. В институте ты получаешь навыки, а потом улучшаешь на практике. Все приходит с опытом.

– В чем заключаются главные особенности профессии и требования к актеру театра кукол?

– Главное требование – быть мобильным, ведь могут предложить и кукольные, и драматические роли. Нужно быть универсальным, при необходимости не только реплики произносить, но и петь, танцевать, работать с разными видами кукол (марионетка, тростевая, планшетная, перчаточная). Важно быстро учиться. Драматический спектакль может ставиться 1-3 месяца, а спектакль в театре кукол – 2-3 недели и меньше. Также важны взаимоотношения с коллегами. В спектаклях у нас есть партнеры, которые помогают с куклами, когда мы играем. Очень важно подстроиться под партнера и чувствовать друг друга. Без этого спектакль не получится.

bobik-3.jpg
Спектакль «Бобик в гостях у Барбоса». Фото: kktk.ru.

– С какими сложностями сталкиваются актеры театра кукол?

– Во-первых, это серьезные физические нагрузки. Со стороны может показаться, что выступать несложно, но это не так. Мы приходим за час и ранее до спектакля, гримируемся, одеваемся, проверяем весь реквизит, кукол, повторяем текст. После отработки спектакля чувствуешь себя очень уставшим, ведь приходится петь, танцевать, активно двигаться. Потом нужно привести себя в порядок, смыть большое количество грима, который, в свою очередь влияет, на состояние кожи. Сложности могут заключаться и в большом количестве репетиций, заучивании текста. Кстати, профессия «актер театра кукол» считается вредной из-за нагрузки на суставы и позвоночник, поэтому мы раньше выходим на пенсию. Такая вот особенность.

– Есть ли у вас любимчики среди кукол?

– Есть у меня любимчик – огромный птеродактиль. У него нет имени, в спектакле это просто птеродактиль, который пролетает над сценой. Но для себя я называю его Гоша. Также есть аист-марионетка, которая в спектакле приносит счастливую весть о ребенке. Эту куклу я зову Ванечкой.

RIAouK02LMA.jpg
Спектакль «Аистенок и пугало». Фото из личного архива Евгения Суманеева.

– Что вас вдохновляет?

– Меня вдохновляет творчество актеров и режиссеров других театров. Часто общаюсь с коллегами, и каждый разговор вдохновляет, ты смотришь по-новому на свою работу. Из-за коронавируса мы стали осваивать новые форматы – YouTube, TikTok, Instagram. Если раньше пользовались соцсетями только в личных целях, то теперь – как профессиональной платформой. Это интересный опыт. Открываешь для себя много новых спектаклей, имен, фильмов, фишек. Это тоже вдохновляет. Думаешь, как применить что-то подобное у себя.

– Сколько всего лет вы в профессии?

– В Краснодарском краевом театре кукол я работаю 14 лет. Ранее, до института, пять лет занимался в театральной студии, но там я не был связан с профессией актера театра кукол. Общий стаж 19-20 лет. И ни капли не жалею, что попал в эту профессию. Очень люблю наш театр, считаю его одним из лучших в России, потому что он нестандартный и разноплановый. Здесь выступления с куклами сочетаются с драматическими частями в спектаклях, танцами и песнями.

Жители Кубани могут увидеть Евгения Суманеева в таких спектаклях, как «Бобик в гостях у Барбоса», «Все мыши любят сыр», «Денискины рассказы», «Заюшкина избушка», «Как птенец дракона победил («Птицы»)», «Кот в сапогах», «Любопытный слоненок», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Палочка-выручалочка», «Петрушка и колобок», «Таинственный гиппопотам», «Теремок», «Три поросенка», «Царь-пузан», «Черная курица».

Кристина Кузнецова.

Похожие материалы